25 подписчиков

Когнитивные способности. Что это простыми словами.

716 прочитали
Сначала нужно сказать, что слово когнитивный, является производным от слова когниция. А оно означает процессы протекающие в головном мозге.

Сначала нужно сказать, что слово когнитивный, является производным от слова когниция. А оно означает процессы протекающие в головном мозге. Эти процессы позволяют мозгу воспринимать окружающую действительность, понимать происходящие вокруг события. Таким образом, все данные происходящие вокруг человека и попадающие в мозг называются когнициями. Наш мозг хранит большое количество информации, словно компьютер. И позволяет концентрироваться на необходимом объекте, вспоминать что-то нужное в данный момент, запоминать информацию, делать выводы, принимать решения, мыслить творчески, формировать ассоциации и многое другое.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что когнитивные способности просто необходимы для нормального существования в социуме и ориентации в окружающем мире.

Наиболее важные когнитивные способности и их развитие.

Внимание.

Внимание-способность концентрироваться на объекте, действии, поступающей информации. Развить внимание можно с помощью игры «Найди отличие» или игры на запоминание нескольких предметов, один из которых можно убрать или поменять с помощью кого-то из «домашних». А далее вы должны заметить, что изменилось.

Еще хороший способ это рисовать или обводить картинку двумя руками. В этом случае вам придется распределить внимание на обе руки, в работе задействуются оба полушария головного мозга. Такой процесс очень полезен для развития когниции.

Внимание состоит из концентрации и переключения. Попробуйте 10 минут читать книгу, а потом сосредоточьтесь на другом предмете (тиканье часов, картине, птице за окном). Затем продолжите концентрацию на книге и переключении на другой объект. Утром, во время похода на работу, замечайте мелочи, какие пассажиры едут с вами в общественном транспорте, во что они одеты, в каком настроении водитель. Что вас окружает? Сконцентрируйтесь на своих мыслях и чувствах в моменте. Используйте медитации, расслабляющая музыка позволит расслабить разум и тело. Слушая дыхание, мы позволяем потоку мыслей и чувств свободно проноситься у нас в голове, не оценивая их. Согласно некоторым исследованиям такие упражнения способны улучшить память и внимание.

Память.

Память-способность отвечающая за запоминание, хранение и воспроизведение информации. Пожалуй способы развить память всем известны, их очень много, главное не лениться.

  • Решайте разного рода кроссворды, шарады, головоломки, собирайте пазлы.
  • Изучение иностранных языков развивает интеллект. Освоение языков вызывает рост некоторых участков мозга.
  • Читайте, учите стихи или песни. Воспроизводите чаще то, что запомнили.
  • Тренируйте навык написания, таким образом ваши знания закрепляются и развиваются.
  • Используйте метод ассоциаций, соотнесите некоторые трудно запоминающиеся слова со схожими предметами или каким-то событием. Старайтесь упорядочить новые знания. Пометьте в книге нужные участки текста. Запомните визуально что за чем следует. Так будет проще его воспроизвести.
  • Применяйте все, что вы узнали на практике. Оттачивайте навык, иначе новые знания забудутся за не нужностью.
  • Проявляйте физическую активность. Движение способствует поступлению кислорода в клетки мозга, это стимулирует его работу. Наша активность увеличивает количество новых нейронов в гиппокампе-отдел мозга отвечающий за память. Спорт и занятия танцами-это запоминание новых движений, концентрация на своем теле.
  • Вводите новые маршруты, не ходите протоптанными дорожками. Удивляйте свой мозг, не делайте все на автомате. Сделайте то, к чему привыкли каждое утро в другой последовательности (почистите зубы другой рукой, зайдите на кухню задом наперед, переложите предметы в сумке в другом порядке, выпейте кофе с закрытыми глазами).

Мышление.

Мышление-способность обрабатывать, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, формировать суждения и умозаключения в различных вопросах. Развить мышление поможет обучение: второе образование, курсы кройки и шитья, веб-дизайна, кондитера, повышение квалификации; тренинги по саморазвитию, ораторскому мастерству, стрессоустойчивости, по подбору персонала и масса других программ, которые дадут вам дополнительное развитие. Расширяйте круг общения, это может зародить в вас новый интерес. Да и само вербальное общение научит ваши мысли выстраиваться в красивые фразы. Со временем вы станете более логически изъясняться. Научитесь играть в шахматы, они хорошо тренируют логику и расчет. Музыкальные инструменты заставят ваш мозг и тело работать в комплексе, следить за ритмом и координировать физические движения. Выходите из зоны комфорта, если не решиться на что-то новое, не побороть страх и неуверенность, тогда будет сложно узнать на что вы способны. Как стать хорошим оратором не выступая на публике или хорошим адвокатом, не защищая клиента? Как быть актером без сцены? Нужно идти вперед навстречу новым способам мышления.

Действие.

Действие или праксис, приобретение и сохранение, использование человеком новых двигательных навыков.

Упражнения направленные на развитие мелкой моторики, точности движений, артикуляционного аппарата. Как можно натренироваться? Использовать в качестве тренажера для рук мелкие предметы, например собрать что-то из бисера, сделать картину из страз, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать фигуры из спичек.

Для координации динамических действий можно использовать упражнение «кулак-ладонь-ребро»или сжимать в кулак одну руку и распрямлять другую, улучшается мыслительная деятельность, запоминание, повышается внимание.

Для развития орального праксиса хорошо подойдут артикуляционные занятия, которые используют актеры для усовершенствования своих способностей. Вот некоторые из них:

  • «Пасть льва»-зевок с закрытым ртом;
  • «Полоскание»-надувание и втягивание обеих щек одновременно.
  • «Шарик»-делается с сомкнутыми губами, воздух перегоняется из одной щеки в другую, далее под верхнюю губу, затем под нижнюю;
  • «Лошадка»-нужно пофыркать, изображая лошадь;
  • «Задувание свечи»и другие упражнения, которые вы можете найти на просторах интернета.

Речь.

Речь-способность человека обмениваться информацией. Её поможет натренировать чтение разной литературы. Читать нужно, если есть возможность, в слух. А тренировка будет заключаться в умении высказывать свою мысль, выступать на публике. Необходимо подготовить план выступления. Посмотрите на себя со стороны, чтобы быть более уверенным в себе на людях. В этом поможет репетиция речи перед зеркалом или запишите себя на камеру телефона. Так будет проще сделать вывод о своих сильных и слабых сторонах. Если вам нужен наставник, запишитесь на курсы ораторского мастерства.

Воображение.

Воображение-способность сознания создавать образы. Эта способность очень полезна для изобретения чего-то нового. Воображение необходимо развивать тем, кто занимается творчеством, моделированием, проектированием, дизайном.

Способы развития воображения.

  • Визуализация-воспроизведение объекта, действия, внешности человека, события. Используйте новые образы, представляйте детали. Пускай это будет даже не совсем реалистично, тем лучше.
  • Ассоциация-развивайте воображение с помощью ассоциаций, которые возникают от каких-то слов, обстановки, запахов. Этим самым вы будите стимулировать свой мыслительный процесс.
  • Творчество-подойдите к решению проблемы не стандартно, используя, возможно, несколько способов. Вдохновляйтесь природой и искусством.

Во избежание когнитивных расстройств, рекомендуется снизить влияние возможных стрессовых ситуаций. Повысить умственную, физическую активность, регулярно решать интеллектуальные задачи. Следует следить за своим здоровьем, во время проходить осмотры у врачей, принимать витамины. И тогда, ваш мозг с возрастом будет работать так же, как и в молодые годы.