В цикл «Сказка о потерянном короле» входят четыре книги, пятая на данный момент ещё пишется, но это не прямое продолжение событий, а 25 лет спустя. Первые две книги по содержанию являются фактически одной. Разделение произошло из-за объёма, как понимаю. Если говорить о жанре, автор определяет его как «любовный роман с привкусом сказки». Наверное, произведение так задумывалось. Попаданец, но только в НАШ мир – ОТТУДА.
Мир странный, где ветер вокруг, буран,
Чужое со всех сторон.
Отсутствует магия, пуст Раэл Танн,
Но здесь лишь увидит рябиновый стан
Своей королевы он…
Сказки, на мой взгляд, не получилось. Или это слово надо понимать в переносном смысле. Цельные, сложные, совсем не упрощённо-сказочные характеры главных героев (да и второстепенных персонажей), совершенно реалистичные события (магия, понятное дело, реалистичной быть не должна, но написано так, словно это реализм и есть). Я бы определил жанр как фэнтезийный любовный роман в общем случае, но следует учитывать, что в каждой части есть свои особенности.
Любви в цикле много. Очень. Чистой, нежной, совершенно потрясающей! Особенно в первых двух книгах. Но интересно, что не любовь воспринимается как главный смысл книг цикла. Сюжет, интрига становится значимой только в конце третьей книги и в последней, четвёртой книге.
Разбирать, как говорится, «на запчасти» книги цикла совершенно не хочется. Тем более, что читал не для отзыва, а с иными целями (но это другая история). Проблема лично для меня в том, что текст написан очень открыто для читателя. Если перевести на аналогию человеческих отношений, то сталкиваясь с подобным, ты можешь или любить (дружить) до гроба, или, мягко говоря, будешь нехорошим человеком себя чувствовать. (Вариант равнодушного отношения существует, но, с моей точки зрения, очень теоретически). Достаточно, наверное, сказать, что, читая первые две книги, я очень быстро приобрёл привычку запираться ото всех в другой комнате. Потому что с моим эмоциональным восприятием текста чувствовала себя раздетой, душой раздетой, причём именно в женском роде. Попытка же читать с точки зрения героини вообще приводила к непрерывному рёву. Совершенно необъяснимому, потому что ничего страшного, печального или непоправимо трагического в тексте не происходило.
Печалью, слезами прожгутся насквозь
Глаза цвета стали диборской…
Но написано это, конечно же, о героине. А сюжет, цели и задачи героев (как главных, так и второстепенных), язык, идеи, логичность, динамика – всё с этим в порядке.
Поиски магии, сны, маета…
И меч охраняет честь…
Наиболее противоречива третья книга цикла. Действие там происходит спустя 10 лет после событий первых двух книг. Сюжетно здесь переход из области преимущественно чувств в действия (Должно же это когда-нибудь случится, в конце концов! Вот не знаю, кто про что подумал, но спойлерить не буду!). Первая половина третьей книги, в сочетании с первой и второй, вполне могли бы стать своеобразным гимном долгу. Автору удаётся поднять этот вопрос очень глобально, всеобъемлюще. Здесь и долг правителя перед народом, и долг женщины перед семьёй, перед тем, кто любит её, и долг её перед тем, кого любит она, и…
Такое впечатление, что тысячи огромных и махухоньких долгов собраны автором в единое понятие. Я даже начал вспоминать: а читал ли я вообще такие произведения, где вопросы долга были бы главными? Присутствовать-то они часто присутствуют, но не на первых ролях, а всегда после чего-то многочисленного и важного. В настоящее время такая постановка вопроса может быть и нелепа даже. (Никто никому ничего не должен! – это в лучшем случае). Я так и не вспомнил произведений, где подобный вопрос был бы столь глобальным.
Ещё очень интересным в третьей части мне показалось то, что автору удалось подчеркнуть иномирность пришельца в наш мир (не тотально – везде и всюду, но в отдельные моменты). Очень редко вижу в произведениях подобное. Иной раз и щупальца вместо рук, и сердца нет, и думает он… А ты понимаешь, что никакой иномирностью и не пахнет – земной, понятный, знакомый… Ну выглядит странно, ну и что? Мы же в фэнтези, здесь – людей? – другой внешности и не бывает.
Критике Ксения подверглась за эту книгу жёсткой. Ругали её в основном женщины. С моей точки зрения, ругали за то, за что следовало бы хвалить. Она осталась верна логике и реалистической традиции предыдущего текста в ущерб сказочности и ХЭ-ендности. А вот о том, за что следовало бы ругать – ни словечка сказано не было. Может быть, и ругать не за что, что бы я там себе ни думал.
Не жаль королей непреклонной Судьбе,
Любимых не жаль беспристрастной Судьбе,
Кто сможет поспорить с Судьбой?
Но как бы там ни было, в третьей книге довольно сложная интрига всего цикла находит логическое завершение, многие неясности объясняются, сюжетный поворот, кстати, очень неожиданный, происходит. А цикл переходит в четвёртую книгу…
Давно уже в ножны отправлен меч.
И трон королеву ждёт.
…где дворцовых интриг немного больше, чем любви, хотя ХЭ в классическом понимании будет именно здесь. Также здесь, кроме интриг и любви, будет описание иного мира. Лично меня он, иноземный мир, оставил в недоумении – магия-то оно это да!, но… (Посмотрите, что на вас надето?!) стоило ли так уж задирать нос перед миром нашим? А вот, прочитав пятую книгу (начата только, не дописана), вы узнаете, что даже за 25 лет они так и не научились даже нормальные пуговицы для женской одежды делать! Вот как-то так оно…
Резюме. Считаю, что цикл Ксении Никоновой «Сказка о потерянном короле» очень интересный и прочитать его надо. Всем!