Александр Митрофанов
Военно-техническое сотрудничество СССР-России и Индии продолжается уже несколько десятилетий. Значительное внимание уделялось и военно-морскому флоту, включая подводные лодки. Если в наследство от Британской Индии молодому независимому государству достался довольно мощный надводный флот, то подводный пришлось создавать с нуля. В 1965 году между СССР и Индией был подписан контракт на поставку подводных лодок проекта И-641 (модифицированный согласно индийским требованиям проект больших дизель-электрических ПЛ типа 641, по классификации НАТО “Foxtrot”). Строительство велось на ленинградских верфях.
8 декабря 1967 года заказчику была передана первая субмарина S23 “Kalvari”. Теперь этот день отмечается в Индии как День подводного флота. Всего в 1967-1974 годах индийский ВМФ получил 8 лодок проектов И-641 и И-641К, на многие годы ставшие рабочими лошадками флота и школой подводников.
Боевое крещение И-641 получили в ходе индийско-пакистанской войны 1971 года. Перед лодками стояла задача блокады пакистанского побережья (две ПЛ действовали в Аравийском море и две - в Бенгальском заливе). Уже через час после приказа о начале боевых действий одна из этих лодок потопила транспорт противника, следовавший в Карачи, а 8 декабря на подходах к ВМБ Карачи индийские подводные лодки безуспешно атаковали 3 пакистанских эскадренных миноносца.
Если первая лодка проходила средний ремонт во Владивостоке, то в дальнейшем эти работы выполнялись уже как в СССР, так и в Индии на построенном с помощью советских специалистов судоремонтном заводе в Вишакхапатнаме. Индийским подводникам и ремонтникам пришлось испытывать большие трудности из-за длительных задержек с поставками запчастей из СССР и малым сроком службы аккумуляторных батарей советского производства. Пришлось «каннибализировать» часть лодок, как источник запасных частей для других и налаживать производство более качественных отечественных батарей по лицензии шведской фирмы «Тудор».
Последняя из «фокстротов» S26 “Vagli” была списана 9 декабря 2010 года после 36 лет службы. S20 “Kursura” в 2004 году была превращена в музей.
Следующим этапом развития индийского подводного флота стали построенные в СССР и России ПЛ проекта 877ЭКМ - «экспортный коммерческий модернизированный» вариант подлодки проекта 877, широко известный, как «Варшавянка», а в Индии по названию головной лодки - тип «Синдугош» (“Sindhugosh”).
Предложение об их поставке поступило в феврале 1981 года, когда индийцы уже вели переговоры с немецкой фирмой HDW о строительстве четырех лодок типа “209/1500” (две первые ПЛ должны были построены в Германии, остальные по лицензии в Индии). Договор с немцами был подписан в декабре того же года, лодки сдали флоту в 1986-1994 гг. В это время индийские специалисты, ознакомившись с характеристиками “209/1500” и 877ЭКМ, признали их почти равноценными.
В 1984, 1987 и 1988 годах Индия подписала ряд контрактов на строительство лодок 877ЭКМ, всего в 1986-2000 годах было построено 10 единиц, причем последняя из них по модифицированному проекту 08773. Эта лодка была оснащена комплексом крылатых ракет Club-S (экспортный вариант комплекса «Калибр-ПЛ»), разработанным ОКБ «Новатор». Интересно отметить, что в это время комплекс на вооружении ВМФ РФ еще не состоял. После 2000 года в ходе проводимого на российских предприятиях среднего ремонта и остальные индийские лодки были оснащены Club-S. Это в корне изменило боевые способности «Синдугошей».
Пусковой установкой комплекса Club-S служат 533-мм торпедные аппараты. Могут применятся три типа ракет: противокорабельные, противолодочные, для стрельбы по наземным целям. В зависимости от типа ракеты дальность стрельбы составляет от 50 до 275 км. Боезапас лодки состоит из четырех ракет.
14 августа 2013 года на S63 “Sindhurakshak” («Синдуракшак») при стоянке у причала в Мумбае после двух внутренних взрывов возник пожар и лодка затонула, погибло 18 человек. После подъема лодку не восстанавливали. В 2020 году S58 “Sindhuvir” передали Ньянме и в составе индийского флота осталось восемь «Варшавянок». Несмотря на ряд недостатков, лодки этого типа высоко оценивались индийскими подводниками.
Увы, неспособность российской промышенности создать современную дизель-электрическую подводную лодку взамен допотопных 877ЭКМ и 636 и более выгодные условия контрактов, привело к тому, что на индийских верфях стали строить по лицензии французской фирмы лодки типа “Scorpene”, которые могут быть оснащены воздухонезависимыми энергетическими установками “MESMA”.
Напряженные отношения Индии со своими ближайшими соседями - Пакистаном и могущественным «ядерным» Китаем, временами переходящие в вооруженные конфликты и амбициозные намерения превратиться в региональную супердержаву подтолкнули индостанского гиганта к намерению примкнуть к клубу ядерных держав.
18 мая 1974 года было произведено первое испытание индийского ядерного оружия, чему способствовало сотрудничество с Великобританией, Канадой и США в области «мирного» атома (в противовес этому 28 мая 1998 года было произведено испытание пакистанских ядерных зарядов). А вот работы по созданию атомной подводной лодки в Индии сильно затянулись, хотя первые начинания были предприняты еще в 1967 году.
Во время своего визита в Индию маршал Огарков в апреле 1981 года выдвинул предложение об организации двухлетней программы обучения индийских подводников с последующей передачей АПЛ в аренду на 5 лет для ознакомления с ее устройством, эксплуатацией и обучения экипажа. В дальнейшем не исключалась возможность продажи лодки, а также содействие советской стороны в постройке атомной лодке в Индии.
Соответствующее соглашение было подписано и в 1982-1986 годах отобранные индийские подводники прошли необходимую подготовку в СССР в учебном центре, размещенном на территории базы 19-й бригады подводных лодок в районе Владивостока и на борту намеченной к аренде АПЛ. Одновременно в Вишакхапатнаме по советскому проекту строился специальный причал для базирования лодки с 60-тонным подъемным краном, где она могла снабжаться с берега электроэнергией, сжатым воздухом, водой и тд., крытый док-эллинг, мастерские.
Для передачи в аренду выбрали АПЛ второго поколения К-43 проекта 670 «Скат» (по классификации НАТО Charlie I). Лодки этого проекта были разработаны горьковским СКБ-112 (с 1974 г. - ЦКБ «Лазурит»), строительство велось на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород). К-43 была головной лодкой этого проекта (заложена 9 мая 1964 года, сдана ВМФ 6 ноября 1967).
Ее главным оружием были крылатые противокорабельные ракеты «Аметист» (8 пусковых установок) с дальностью полета 80 км и боеголовкой с 500 кг взрывчатого вещества или ядерным зарядом мощностью 1 кт. Кроме того имелось 4 торпедных аппарата калибра 533-мм с боекомплектом 12 торпед и два 400-мм ТА с четырьмия торпедами. Взамен торпед можно было принять до 26 мин.
Перед передачей лодка прошла ремонт, модернизацию и переоборудование по проекту 06709, а также демонтаж секретного оборудования на заводе «Звезда» в Большом Камне.
24 августа 1987 года соглашение о передаче в аренду на три года АПЛ К-43 было подписано и 5 января 1988 года в бухте Малый Улисс Владивостока лодка была передана индийскому ВМФ и получила название S71 “Chakra”. 3 февраля она прибыла в ВМБ Вишакхапатнам.
Вместе с лодкой в Индию в качестве инструкторов вместе с семьями отправились и 30 офицеров и мичманов с Тихоокеанского и Северного флотов во главе с капитаном 2 ранга Александром Ивановичем Тереновым, а также два военных переводчика. По условиям контракта на борту «Чакры» как в море, так и в базе круглосуточно неслась вахта в центральном посту, на КП ракетной боевой части и на посту управления главной энергетической установкой советскими инструкторами. Согласно контракту они также должны были обслуживать и ядерный реактор корабля, индийцы к этому не допускались.
Вице-адмирал Р.Н. Ганеш (Vice-Admiral R.N. Ganesh), один из командиров «Чакры», вспоминал:
«Совершенно очевидно, что беспрецедентная передача атомной подводной лодки в аренду автоматически означала, что должны были соблюдаться определенные условия, которые бы позволяли Советскому Союзу выполнять международные обязательства, что означало, что несколько членов советского экипажа (семь-восемь человек) должны были находиться на корабле в любое время, и в гавани, и в море. При этом тот факт, что корабль ходил под индийским флагом, также означал, что ответственность за корабль, экипаж и ядерный реактор лежала целиком и полностью на индийском командире».
«Чакра» интенсивно эксплуатировалась индийскими моряками, приобретавших таким образом бесценный опыт, о чем говорит хотя бы тот факт, что восемь офицеров, служивших на ней, стали адмиралами. Под индийским флагом лодка прошла более 72000 миль, ядерный реактора отработал 430 суток, было выполнено пять ракетных (все успешные) и 42 торпедные стрельбы.
Не обошлось и без аварий (сказался возраст подлодки и недостаточный объем ремонта в Большом Камне), наиболее серьезными из которых было возгорание главного распределительного щита и другого важного электрооборудования в результате разрыва трубопровода забортной воды и авария ядерного реактора. В обеих случаях это сопровождалось срабатыванием защиты реактора, потерей электропитания и провалом лодки на опасную глубину. Благодаря умелым действиям советских инструкторов и индийского экипажа лодке удавалось всплывать и своим ходом возвращаться в базу.
Договор об аренде «Чакры» заканчивался 5 января 1991 года, индийское руководство неоднократно предлагали продлить соглашение, но советская сторона отказалась от этого предложения. Наиболее вероятной причиной был нажим США на руководство СССР во главе с Горбачевым.
5 января 1991 года лодка прибыл в бухту Малый Улисс, где была передана ВМФ СССР. Срок службы К-43 под родным флагом оказался недолгим. 3 июля 1992 года подводная лодка была выведена из боевого состава флота, а в 2007 года утилизирована.
Следующим этапом индийской «атомной подводной эпопеи» стала аренда в России АПЛ третьего поколения проекта 971 («Щука-Б», по классификации НАТО “Akula”).
Проектирование этих лодок велось ленинградским ЦКБ-16 «Малахит» (ныне - СПМБМ «Малахит»), строили их в Комсомольске -на-Амуре и Северодвинске.
АПЛ проекта 971 имели на вооружении четыре 650-миллиметровых (боезапас 12 торпед) и четыре 533-мм торпедных аппарата (28 торпед). При достройке для Индии вместо 650-мм были установлены 533-мм торпедные аппараты. Скорость подводного хода составляла 33,5 узла, рабочая глубина погружения - 520 метров. Впервые шумность лодок этих лодок не превышала аналогичные параметры американских ПЛ. «Щуки» были оснащены новейшими системами гидроакустики и имели высокую степень автоматизации, что позволило значительно сократить численность экипажа. В отечественном флоте она составляла 100 человек, в тои числе 33 офицера.
В октябре 2000 года было подписано соглашение о достройке и передаче Индии в аренду на 10 лет лодки К-152 «Нерпа». Первоначально переговоры велись о достройке и передаче двух однотипных лодок, но в конце концов все ограничилось одной. Эта лодка была заложена в 1993 году в Комсомольске-на-Амуре, на заводе № 199 имени Ленинского Комсомола (ныне - Амурский судостроительный завод). На момент подписания соглашения техническая готовность «Нерпы» составляла 86,5%, достройке способствовало то обстоятельство, что уже было поставлено почти все комплектующее оборудование.
Данное соглашение обошлось Индии в 650 млн. долларов (вероятно сюда входит и стоимость подготовки индийских экипажей), дальнейшие лизинговые платежи составляли 25 млн. долл. в год.
В 2004 году работы по достройке «Нерпы» по проекту 971И возобновились, при этом по требованию заказчика в состав вооружения включили Club S. Первоначально окончание строительства намечалось на август 2007 года. Параллельно в российском центре подготовки личного состава атомных подводных лодок в Сосновом Бору под Санкт-Петербургом велось и обучение ее будущих индийских экипажей.
Уже во время заводских ходовых испытаний 8 ноября 2008 года на «Нерпе» произошел трагический случай, повлекший смерть 20 человек, из них трое военнослужащих, а число пострадавших составило еще 21. В это время на борту лодки находилось 208 человек - 81 член экипажа и гражданские специалисты: сдаточный экипаж и представители завода.
Причиной был несанкционированный запуск системы пожаротушения ЛОХ (Лодочная Объемная Химическая) с подачей состава в два отсека. Как установило следствие, вместо штатного малотоксичного фреона 114В2 (1,1,2,2-тетрафтордибромэтан), систему заправили смесью фреона и высокотоксичного тетрахлорэтилена (114В2 - 34,6 %, 64,4 % - тетрахлорэтилен).
На устранение последствий ЧП потребовалось восемь месяцев и почти два миллиарда рублей. Индийский экипаж принял лодку, названную «Чакрой», 23 января 2012 года, а 31 марта она прибыла в Вишакхапатнам, где 4 апреля официально вошла в состав Восточного командования индийского флота. На этот раз «Чакра-2» полностью эксплуатировалась индийским экипажем.
В первые годы своей службы лодка эксплуатировалась весьма интенсивно. Вероятно это было вызвано также тем, что возникавшие неполадки устранялись российской стороной в рамках пятилетнего гарантийного срока.
В 2017 году на подходах к ВМБ в Вишакхапатнаме «Чакра» по неназванным причинам получила серьезные повреждения обтекателя носовой антенны гидроакустической станции, потребовавший его замены.
По неизвестным причинам, Индия решила вернуть «Чакру» владельцу почти на семь месяцев раньше срока окончания контракта. В начале июня 2021 года лодка начала переход в направлении российского Дальнего Востока. Досрочное прекращение аренды обойдется Индии не менее, чем в 1,5 млн долларов.
Скорее всего, возврат лодки вызван ее неудовлетворительным техническим состоянием, ведь положенного каждых 6 лет среднего ремонта она не проходила. Агенство ТАСС опубликовало сообщение, что возможной причиной преждевременного прекращения аренды явился взрыв расположенного в межкорпусном пространстве баллона воздуха высокого давления, что привело к повреждению прочного и легкого корпусов, гидроакустического и другого оборудования, а также смерть одного из членов экипажа. Однако, агентство вскоре удалило данное сообщение, как недостоверное, и извинилось перед читателями.
Подводные лодки постройки СССР/России в ВМС Индии
По всей вероятности, к 2025 году в аренду Индии будет передана “Chakra-3”. На этот раз стоимость 10-летней аренды должна составить 3,2 млрд долларов. Претендентами на передачу могут быть построенные в 1990 году АПЛ проекта 971 К-391 «Братск» (находится на ремонте и модернизации на заводе «Звездочка» с сентября 2014 года) и К-331 «Магадан» (с 2012 года на ремонте на заводе «Звезда»).
Опыт эксплуатации обеих «Чакр» несомненно сыграл важную роль в создании первой вооруженной баллистическими ракетами атомной подлодки индийской постройки S73 ”Arihant” («Арихант»), вступившей в строй в 2016 году. На церемонии ее спуска на воду в 2009 году премьер-министр Индии Сингх благодарил «русских друзей» за помощь.
См. также:
Германские метеостанции в Арктике во время Второй мировой войны
Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2019-2020
#флот #подводные лодки #индия #россия #судостроение