19K подписчиков

Богатыри, русалки и царевны: рассматриваем сказочные картины из Третьяковки

893 прочитали
Виктор Васнецов. «Богатыри», 1881–1898 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Виктор Васнецов. «Богатыри», 1881–1898 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Былины и сказки издавна привлекали художников яркостью образов и волшебными сюжетами. Часто живописцы дополняли картины важными для себя мотивами и деталями. Рассматриваем пять работ из собрания Третьяковской галереи, пропитанных «русским духом».

Виктор Васнецов, «Иван-царевич на Сером Волке»

Виктор Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке», 1889 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Виктор Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке», 1889 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Одна из самых поэтичных работ Васнецова, вдохновленная сюжетом русской народной сказки. Перед зрителем предстают чудища в образе непроходимого леса с тесно переплетенными кронами, сквозь которые едва пробивается тревожный свет зари.

Противостояние добра и зла подчеркивает цветовой контраст темного леса и светлых фигур героев. Расшитый золотом кафтан царевича гармонирует с голубым одеянием Елены Прекрасной, создавая атмосферу волшебства. Шерсть верного Волка золотыми оттенками перекликается с костюмом Царевича.

Волк с человеческими глазами распластался в стремительном беге, и герои словно парят над дремучим лесом и топким болотом, убегая от погони. На передний план Васнецов поместил цветущую яблоню — символ всепобеждающей любви и счастливого финала сказки.

Виктор Васнецов, «Богатыри»

Виктор Васнецов. «Богатыри», 1881–1898 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Виктор Васнецов. «Богатыри», 1881–1898 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Основа зрелого творчества Виктора Васнецова — фольклорные сюжеты и былинно-исторические мотивы. «Богатыри» — одна из самых известных его картин. Над ней художник работал больше двадцати лет: первый эскиз сделал в 1871 году, а закончил работу только в 1898 году.

В центре картины — Илья Муромец, по левую руку от него Алеша Попович, по правую — Добрыня Никитич. У каждого богатыря свой характер. Крестьянский сын Илья прост и могуч, булава в его руке символизирует силу и власть. Он — главный и среди богатырей, и в композиции картины. Его младший товарищ Алеша ловок, красив и находчив. В руках у витязя лук, а к седлу прикреплены гусли. Добрыня величествен и полон достоинства. На груди у него виден золотой крест, а рука грозно лежит на рукояти меча.

Монументальность пейзажа подчеркивают клубящиеся на горизонте тучи, которые повторяют контуры богатырей, а остроконечные шлемы словно «подпирают» небо. По мнению критика Владимира Стасова, в картине выражена «вся сила и мощь русского народа».

Иван Крамской, «Русалки»

Иван Крамской. «Русалки», 1871 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Иван Крамской. «Русалки», 1871 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

На создание этой картины Ивана Крамского вдохновила повесть Николая Гоголя «Майская ночь, или утопленница». Это не классическая иллюстрация, а осмысление волшебной атмосферы гоголевской повести, попытка художника выразить на холсте красоту и загадочность лунной ночи.

В процессе работы над картиной Крамской писал: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну... Трудная штука луна... Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…».

Берег реки залит мягким лунным светом, в лучах которого, словно саваны, светятся белые одеяния русалок. На берегу серебрится трава, над водой поднимается призрачный туман. Если в левой, темной части картины выходящие из воды фигуры утопленниц пугают, то в лунном свете они преображаются в юных несчастных девушек, отрешенных от мира. Волшебство света на глазах зрителя рождает историю.

Виктор Васнецов, «Аленушка»

Картина «Аленушка» — результат случайной встречи Виктора Васнецова с простоволосой крестьянской девушкой недалеко от имения Абрамцево. Она поразила художника: «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах ‹…›. Каким-то особым русским духом веяло от нее!».

Так интерес Абрамцевского кружка к народному искусству, сборник русских сказок Александра Афанасьева и неожиданная встреча высветили перед внутренним взором художника сказочный образ Аленушки.

Васнецову удалось передать настроение «чисто русской печали». Одинокая фигурка девушки вглядывается в темный омут, ее застывшая в горе поза сродни камню, на котором она сидит.

Увядающая природа горюет вместе с Аленушкой: сумрачны верхушки тонких елей, хмурится вечернее небо, а желтые листья медленно падают на черную гладь воды. Созвучность переживаний человека и состояния природы сближают жанровую картину со сказочным сюжетом — первые критики отметили в картине сказочный дух.

Виктор Васнецов, «Спящая царевна»

Виктор Васнецов. «Спящая царевна», 1913–1917 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Виктор Васнецов. «Спящая царевна», 1913–1917 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Одна из картин живописного цикла «Поэма семи сказок» написана Васнецовым по мотивам популярного сказочного сюжета о спящей красавице. В России наиболее известен был поэтический перевод Василия Жуковского.

Художник изображает погруженный в сон сказочный терем, где спит царевна со своими слугами и приближенными. В волшебный сон погружены гусляры, скоморохи и сенные девушки, медведь, попугаи и павлин. У ложа прекрасной царевны на раскрытой «Голубиной книге» спит девочка, даже во сне читая заповедные строки. Это смысловой центр картины, отражение духовных поисков художника.

Великолепно переданный сказочный сюжет Васнецов обогащает религиозно-философскими размышлениями о Божественном мироздании. В годы Первой мировой и Гражданской войн художнику были особенно важны поиски нравственных основ жизни и утверждение непременной победы добра над злом.

Для справки:

Подробно рассмотреть детали этих и других сказочных картин можно в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, давним другом и партнером которой выступает банк ВТБ.