В том, что Человек уникальное творение природы мало кто сомневается, как впрочем и мало кто знает о нашей уникальности за пределами человеческой расы. Хотя, допускаю, что иные хищники, которые хоть раз полакомились человечиной, также не стали бы это отрицать.
Человек - "Венец Творения"?
...Мы поём множество гимнов "Венцу творения", т.е. себе любимому, не очень-то беспокоясь даже о том, а согласен ли с этим сам Творец, ведь его молчание можно интерпретировать по разному. Впрочем, и тут мы обо всём давно уже позаботились, приписав данный тезис его устам.
Хотя всё наше сегодняшнее превосходство над остальным животным миром заключается лишь в том, что мы искусно используем всякого рода "костыли", с помощью которых и превосходим почти во всем наших меньших братьев. Однако и здесь многим из них мы уступаем и в размерах, и в возрасте! Да и идеи для наших "костылей" мы украли именно у них...
Но вот действительно, в чём наша сила и превосходство - так это в Мозге! И данный факт даже Творец, пожалуй, оспаривать не станет. Человеческий мозг поистине уникален и потенциал его, как показывает Его Величество Время, бесконечен!
Почему мы лишь частично используем Мозг по назначению?
...Но тогда почему, распевая гимны собственному мозгу, мы совершенно не заботимся о том, чтобы его холить и лелеять? Точнее нет, мы вроде бы и проявляем о нём заботу, но делаем это слишком односторонне! Мы пытаемся наполнить его всякого рода информацией, которую считаем полезной и не очень, полагая, что мозг - это в первую очередь "Свинка-копилка" для разного рода трафаретов и клише, формул и теорем, аксиом и постулатов, стереотипов и предрассудков.
Нет, конечно мы делаем вид, что развиваем мозг не только вширь, но и вглубь, особенно когда на первых порах поддерживаем все самые уникальные детские начинания. Мы жаждем, чтобы наши дети чуть ли не с пелёнок занимались творчеством, учились мыслить и даже самостоятельно принимать иные решения. Однако этого запала нам хватает ненадолго.
Точнее дело не в запале, а в том, что мы сами представляем из себя перочинный набор знаний, умений и навыков; трафаретов, клише и стереотипов. А потому на каком-то этапе, начинаем укрощать всё свободомыслие ребёнка с его творческим началом, подстраивая его на свою собственную жизнеутверждающую волну.
По большому счёту мы постепенно как бы застёгиваем пуговку за пуговкой, делая ребёнка удобным для нас самих и для общества. А социальные институты нам в этом активно помогают. Причём не только школа, но и учреждения дополнительного образования.
Спасибо Школе и УДО, но есть одна проблема...
...Нет, конечно именно последние развивают многие таланты нашей детворы, и именно благодаря этим образовательным учреждениям наше общество получает гениальных учёных, врачей, учителей, инженеров, военных, художников, писателей, музыкантов и даже чиновников! Но вот столь пресловутая СВОБОДА МЫСЛИ, ТВОРЧЕСТВА И ВЫБОРА, остаётся разве что на словах, но никак не на деле.
Ребёнок изначально сопротивляется этому, помните тот самый случай, когда он всё старается делать по своему; когда он проявляет максимум любопытства, задавая сотни и тысячи вопросов? Ни это ли является лучшим проявлением его и творческого и мыслительного потенциала?
Но мы, родители, и наши коллеги воспитатели и учителя с завидной последовательностью, шаг за шагом пытаемся загнать несчастное дитя в общепринятые удобные для всех, кроме него самого, рамки.
Например, урок изо. Учитель предлагает учащимся 1 класса нарисовать домик. Ребята рисуют и большинство не мудрствуя лукаво рисуют его именно таким, каким видят его в своих дворах или у бабушек в деревне или же каким их научили рисовать взрослые до школы.
Но всегда найдётся один-два ученика, которые нарисуют собственную версию домика: сказочную, скажем в виде грибочка или тыквы; приключенческую, например, в виде дома на дереве; историческую, типа пещеры первобытного человека; или же фантастическую - в виде огромное космического корабля гуманоидов, бороздящего бескрайние просторы Вселенной.
Как вы думаете, какой может быть реакция учителя? Боюсь, что немногие осмелятся поставить отличную оценку за гениальное проявление творчества "инакомыслящих" учащихся, ведь у учителей своя программа, и шаг в сторону может караться наказанием и для него самого.
Увы, но учителей прогибают под учебно-образовательные стандарты, даже в творческих дисциплинах, а кроме того, уже с начальной школы дети пишут ВПРы, с перспективой подготовки к ЕГЭ. Даже самые творчески-мыслящие учителя вынуждены сегодня затачивать знания своих учеников под пресловутые ГОСТы.
Вы даже не представляете, как сами ребята переживают из-за того, что уроки на протяжении всего учебного года, по большинству предметов, зачастую превращаются в скучную прогонку тестов, целью которой является подготовка всё к тем же ненавистным и пугающим ВПРам. И я прекрасно понимаю своих воспитанников, когда в апреле - мае, казалось бы в самые замечательные месяцы в году, ребята особенно переживают и боятся бегать в школу.
Результат очевиден - подавляющее большинство наших детей уже никогда не смогут выбраться из этой жизненной рутины, ведь она рано или поздно заразит все сферы их жизни. И в какой-то момент они начинают жить нашей жизнью, нашими правилами, нашими принципами и нашими ценностями, превращаясь в наши искажённые копии. Казалось бы что в этом плохого? Ведь так было всегда!
Не самое весёлое резюме...
...И всё-таки чертовски грустно осознавать тот факт, что человек сегодня меньше всего стремится занимать свой мозг собственными творческими, креативными, невероятными и фантастическими мыслями и проектами. А ведь истинное наслаждение человек испытывает именно от того, к чему он пришёл самостоятельным мыслительным путём.
И даже если его мысль ошибочна, а решение неверно - не беда, ведь всё самое гениальное в истории человечества создавалось именно экспериментальным путём, методом проб и ошибок. А мыслящий человек - всегда свободен, самостоятелен, прекрасен, интересен и, самое главное, удобен для себя, а значит и полезен для общества!
Не жизнь "кастрирует" нам мозг, а сами мы!
...А что до заголовка статьи, то я уверен, что те из вас, уважаемые друзья, кто дошёл до этих строк, прекрасно понял, что не Жизнь, а мы сами "кастрируем" свой мозг, используя его далеко не по назначению. Уподобляясь мартышке, использовавшей украденный "iPhone 13" для того, чтобы колоть орехи.
P.S. ...Конечно, картина, которую я описал лишь частично отражает существующие реалии, и в целом не всё так грустно. И в России сегодня немало мыслящих людей, которые получают огромное удовольствие от того, что подкидывают своему мозгу труднейшие задачки и совместно с ним успешно с теми справляются. Просто хотелось бы, чтобы число таких людей постоянно росло, ведь именно за ними светлое будущее нашей страны. Да и вообще, представьте, как здорово жить в окружении ярких, мыслящих, свободолюбивых, уверенных в себе, а значит мудрых, добрых и любящих индивидуумов!
- А что вы думаете по этому поводу, мои славные читатели?
- Стоит ли ратовать за то, чтобы в нашей стране уже сегодня пересмотрели приоритеты в пользу развития мысли, а не памяти? Или же пусть всё катится так, как катится, ведь русское "авось" - это лучший гарант Российского благополучия? Опускайте свои мысли в КОММЕНТАРИИ, за что буду вам крайне признателен!
Вот пожалуй и всё, что выдал на этот раз мой Нефритовый мозг. БОЛЬШОЕ СПАСИБО тем, кто одолел столь непростую статью! Рассчитываю на ваши ЛАЙКи, в знак взаимного уважения.
И, как всегда, НЕФРИТОВО буду РАД НОВЫМ ПОДПИСЧИКАМ на МОЙ КАНАЛ...
#философия жизни #мудрость жизни #мудрые мысли #ИНТЕЛЛЕКТ #мозг человека #воспитание #школа и дети #образование #полезные советы #жизнь в россии