Кинематограф

Кровавые боевики, азиатская философия, интригующие сюжеты и слезливые дорамы, — всё это корейское кино. Сейчас фильмы из этой страны ассоциируются в основном с качественными работами, хотя даже 20 лет назад ситуация обстояла совсем по-другому.

Знакомство корейцев с кино началось достаточно поздно. Впервые «движущиеся картинки» в страну привёз американский путешественник Бартон Холмс в 1901 году. Свои видео, снятые на переносную камеру, он показал королю Коджону. А вот до широкого зрителя кино дошло только спустя два года, когда платные сеансы начали проводить на одном из рынков Сеула — Тондэмуне.

Первый общественный кинопоказ в Корее состоялся 23 июня 1903 года

Традиционные же кинотеатры в стране начали появляться только в 1909 году. К тому времени на Западе было созданы уже несколько сотен фильмов, в том числе знаменитое «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса. В первые годы именно американские и европейские киноленты доминировали в корейском прокате. Всё изменилось в 1910 году, когда страна стала японской колонией, и новые владельцы начали использовать кинорынок Кореи как площадку для реализации своих фильмов.

Именно японский захват помешал Корее начать развивать своё кинопроизводство, ведь практически все деньги от проката уходили Японии. Единственным доходом для самой Кореи оставался первый кинотеатр Тондэмун, его японцы оставили на попечение местных властей. Поэтому на производство первого национального фильма пришлось копить девять лет. В итоге в 1919 году мир увидел фильм «Справедливая месть» режиссёра Пак Сунпхиля. Первое корейское кино было не совсем стандартным: на видео был записан только задний фон, а вот актёры работали перед зрителями в режиме реального времени, как в театре.

У аудитории подобные киноспектакли вызывали восторг, и поэтому режиссеры начали активно заниматься развитием этого направления. В 1920 году, например, в Корее вышел первый «полнометражный фильм» — «Чики».

Немое кино

Настоящее кино в Корее появилось в 1923 году с выходом немого фильма «Клятва при Луне». Первые корейские киноленты были слабыми как в техническом, так и в сюжетном отношении. Развитию мешало опять же японское правительство. Каждый фильм должен был проходить строгий отбор специального комитета, и снимать разрешено было лишь в нескольких жанрах: мелодрама, костюмированная драма и фильмы с японской идеологией. Все остальные киноленты отбор пройти не могли.

Во времена японской колонизации на каждом киносеансе в Корее присутствовала полиция

Тем не менее, некоторым режиссёрам каким-то чудом удавалось довести свой продукт до проката. Одним из них был На Унгю. Его фильм 1926 года «Ариран» — самый дерзкий проект того времени, ведь одной из его тем был протест против Японии и колониального строя. За «Арираном» последовали и другие фильмы-борцы за корейскую независимость: «Бродяга» и «Сумеречная улица». Долго эта режиссёрская свобода не продержалась, и уже к началу тридцатых годов в Корее увеличилась правительственная цензура, а количество фильмов снизилось. Так в 1931 году кинокомпании выпустили шесть фильмов, в 1932 — четыре, в 1934 — всего два.

Звуковое кино

Новый этап в национальном кино начался в 1935 году с выходом первого звукового фильма — «Сказания о Чхун-хян». Корейские зрители, порядком уставшие от вездесущей цензуры и японцев, очень обрадовались, когда услышали в кинотеатрах родную речь. Но счастье было недолгим — Япония раз за разом продолжала усиливать цензуру. Дошло до того, что к съёмкам в фильмах допускались только актёры с японскими фамилиями и только те, кто умел говорить на японском языке — использовать корейский в фильмах было строго запрещено. В начале сороковых все киностудии Кореи были объединены в одну, подконтрольную японскому правительству. После этого доля национального кино в прокате была сокращена, вместо этого показывали немецкие, итальянские и японские картины. А то, что производилось в самой Корее, было инструментом японской пропаганды. Единственным смелым исключением стал фильм 1941 года «Ты и я». Его режиссер Хэ Йонг показал свой взгляд на отношения между Корей и Японией.

Период подъёма

Изменения начались после Второй мировой войны, которую Япония проиграла. После поражения страна подписала акт о капитуляции, одним из условий которого был роспуск корейской колонии. Это освобождение Кореи стало поводом для первого витка развития кино. Долго, однако, экспериментировать с новыми формами и темами корейцам не удалось, ведь в 1950 году в стране началась гражданская война. Она продлилась три года, и за это время почти все наработанные киноресурсы были разрушены. Ну а самым серьёзным итогом войны стало разделение полуострова на две части: Северную и Южную Корею. Дальше речь, естественно, пойдет о последней.

Новая эра корейского кино началась в 1946 году с антияпонского фильма «Ура свободе!»

После завершения Второй мировой войны главной темой в кинематографе была тема освобождения. В качестве основного фильма этих лет принято считать «Да здравствует Свобода!» (англ. Viva Freedom!, кор. 자유만세, 1946 год). Последовавшая Корейская война приостановила развитие национального кинематографа. В 1950—1953 годах производилось не более 5-6 кинолент в год.

Президент молодой республики Корея Ли Сын Ман в числе первых законодательных действий не только льготировал налогообложение кинематографа, но и стимулировал денежными призами высококлассные фильмы. Если до 1956 года производилось не более 20 фильмов в год, то в 1959 году их число превысило 100. Среди лучших картин этого периода называются фильмы Ким Ки Ёна[12] «Горничная» (иногда — «Служанка», кор. 하녀, Hanyo, 1960 год) и Ю Хён Мока «Шальная пуля» (кор. 오발탄, 1960 год), а также картины режиссёра Син Сан Ока «Цветок в аду» (название в международном прокате, оригинал — кор. 지옥화, латинская транслитерация Jiokhwa, 1958 год) и «Sarangbang sonnimgwa eomeoni» (кор. 사랑방 손님과 어머니, ≈ рус. Гость и моя мать, 1961 год). К 1969 году в Южной Корее ежегодно снималось более 230 фильмов и по всей стране было продано свыше 170 миллионов билетов в кинотеатры.

После того, как в стране в 1972 году установилась так называемая Четвёртая республика Южной Кореи, на фоне общего усиления политической цензуры, запрета ряда политических партий и отмены некоторых положений конституции, «золотой век» национального кинематографа сменился глубоким спадом. К 1976 году посещаемость кинотеатров снизилась почти в три раза (до 70 млн посещений в год). Установленная в 1979 году Пятая республика Южной Кореи хоть и характеризовалась попытками реформ, но сопровождалась значительными социальными потрясениями (Бойня в Кванджу).

Предчувствие близости демократических перемен второй половины 1980-х годов открывает творчество авторов с новыми взглядами и идеями. Многие критики считают, что именно этот период сделал центральной фигурой всего корейского кинематографа Им Квон Тхэка с его творческими вершинами: «Мандала» (en:Mandala (film), кор. 만다라, 1981 год) и «Сопхёндже» (en:Seopyeonje, кор. 서편제, 1993 год). С середины 1990-х годов кинематограф Южной Кореи переживает бурный рост. Доля национальных фильмов в прокате увеличилась с 23 % в 1996 году до 50 % в 2001 году, а количество кинозалов, соответственно, с 511 до 1648[1]. Развивались сети кинотеатров CJ-CGV, Megabox и Lotte Cinema. Крупнейшим коммерческим успехом десятилетия стали фильмы Пак Чхан Ука «Объединённая зона безопасности», Кан У Сока «Сильмидо» (en:Silmido (film)), Кан Чже Гю «38-я параллель», которые посмотрели десятки миллионов зрителей. Количество выпускаемой кинопродукции перешло в качество. Фильмы Южной Кореи стали вызывать большой интерес на международных фестивалях и конкурсах.