Отборочные и оценочные критерии в закупках на ЭТП
Ваша компания готова объявить в интернет-пространстве о своих потребностях и начать проводить электронные закупки. При этом надо понимать: каждая закупочная процедура на электронной торговой площадке имеет логическое завершение — выбор поставщика. И выбор этот можно делать по-разному. Специалисты ЭТП рекомендуют пользоваться при этом системой отборочных и оценочных критериев. Если следовать этой системе, из процесса практически полностью исключается субъективный фактор, а выбор делается в пользу того поставщика, который объективно предлагает наилучшее соотношение цены и качества и полностью удовлетворяет условиям вашей закупки. «Реальное время» вместе со специалистами ЭТП ONLINECONTRACT разбирается в том, как складывается система отборочных и оценочных критериев, какими они могут быть и как с ними работать.
Зачем нужна система критериев
Каждый день мы ходим в магазин и покупаем продукты. На что мы ориентируемся в первую очередь? Для кого-то важнее всего цена. Кому-то критичен состав. Кто-то доверяет определенным брендам. В любом случае каждый день мы сталкиваемся с выбором и делаем его по определенным критериям. Например, мы видим очень дешевое молоко, но опасаемся его покупать, потому что натуральное молоко столько стоить не может. 200 рублей за литр тоже перебор — мы должны уложиться в определенную сумму. Производитель с плохой репутацией отметается сразу, а вот этот пакет вроде бы подходит по всему, но срок годности истекает уже завтра. Из оставшихся подходящих вариантов мы в конце концов выбираем что-то одно и приносим домой.
Примерно то же самое происходит в электронных закупках, но есть ключевая разница. Если в случае молока мы можем сделать импульсивный выбор (на упаковке нарисована симпатичная коровка), то в случае электронной закупочной процедуры на предприятии мы рекомендуем ориентироваться на систему критериев.
Мы уже не раз говорили о том, что главные преимущества электронных закупочных процедур — их прозрачность и объективность в выборе лучшего предложения и поставщика. Но для того чтобы это действительно было так, работать нужно по установленным правилам. И один из «китов», на которых стоит эта философия, — система отборочных и оценочных критериев, по которым отбирается победитель закупочной процедуры.
Конечно, можно открыть процедуру закупки, скажем, спецодежды, получить предложения от поставщиков, провести переторжку, а потом, после «вскрытия» виртуальных «конвертов», выбрать того, который на слуху. Или того, который поставляет халаты в компанию вашего знакомого. Или того, с которым вы работаете последние пять лет. Или просто наобум, по самому дешевому предложению. Но в таком случае, во-первых, теряется сам смысл работы на ЭТП: зачем это делать, если вы все равно делаете выбор, исходя из субъективных соображений? А во-вторых, если единственным критерием выбора для вас будет цена, вы рискуете вступить в отношения с недобросовестным поставщиком или, скажем, получить неудобные условия поставки. Надо учитывать то, что для любого заказчика в первую очередь важно получить товар, услугу или работу надлежащего качества на оптимальных условиях. А порядок отбора участников по соответствию установленным критериям идет вторым номером.
Комплекс критериев представляет собой одну из важнейших областей работы с электронными закупками и в том числе снижает коррупционные риски и дисциплинирует поставщиков. Как это работает? Давайте разбираться.
Что представляют собой отборочные и оценочные критерии
Выбор поставщика с помощью системы отборочных и оценочных критериев представляет собой двухступенчатую систему, своеобразный «конкурс», состоящий из двух этапов.
На первом этапе заявившиеся на конкурс поставщики проверяются на соответствие отборочным критериям. Вы получаете предложения и «прогоняете» их по своеобразному чек-листу — по отборочным критериям. Если все ответы по этому опроснику удовлетворяют вашим условиям, поставщик проходит во второй «тур конкурса». В первую очередь важная группа отборочных критериев относится к самой закупке: соответствует ли предложение всем выставленным вами условиям? Это может быть техническая часть, условия оплаты, график поставки или даже валюта, в которой подаются предложения. Определившись с этими параметрами, обязательно нужно проверить и саму компанию-поставщика: ее юридическую чистоту, неучастие в судебных разбирательствах в качестве ответчика, финансовое благополучие (как минимум она не должна быть банкротом). Отборочные критерии вы определяете сами и прописываете их в закупочной документации. Соответственно, поставщики их видят и оценивают свои шансы пройти через этот первоначальный отбор.
После того как вы «вскрыли конверты» и отобрали подходящие предложения по своему чек-листу, отборочные критерии сделали свою работу. Начинается второй этап — оценка отобранных предложений и выбор среди них наилучшего путем сопоставления.
Система оценочных критериев, как правило, балльная. Здесь отобранные предложения рассматриваются «под лупой», их оценка по разным параметрам должна быть строго регламентированной (для этого есть простые формулы и стандартизованная система оценки). Побеждает то предложение, которое набрало больше баллов, а баллы назначаются по строгим числовым соответствиям. Таким образом, исключается субъективность.
#закупки #тендеры #бизнес и финансы #госзакупки #экономика