6,2K подписчиков

Как разговаривать с неговорящим ребенком?

946 прочитали

 Хоть и не говорить ребёнок может по разным причинам, целью родителей во всех случаях должно быть создание благоприятной среды для развития его речи. О том, как это сделать, я и расскажу в этой статье.

Хоть и не говорить ребёнок может по разным причинам, целью родителей во всех случаях должно быть создание благоприятной среды для развития его речи. О том, как это сделать, я и расскажу в этой статье.

1. Говорить с ребёнком нужно чётко, медленно и достаточно громко, используя интонацию для выделения слова, которое вы хотите, чтобы он запомнил. 

Кукла упала: БАХ. 

А вот какие НОЖКИ у нашего Антошки!

Кубик какого цвета? Кубик ЖЁЛТЫЙ!

2. Говорить следует с ребёнком о том, что он видит/делает/слышит в данный момент (что называется «здесь и сейчас»).

Идёт дождик: кап-кап-кап. 

Суп ГОРЯЧИЙ, подуй на него (при этом демонстрируем действие). 

Варечка ТАНЦУЕТ!

Миша ест кашку, ах, какая вкусная каша!

3. Задавайте вопросы ребёнку, даже если не рассчитываете услышать ответ. 

Пойдём УМЫВАТЬСЯ?

КТО ЭТО? (Киса).

4. Диалог с ребёнком или «разговор по очереди».

Задавая вопрос, выдерживайте паузу, давая малышу возможность ответить вам. Пусть это будут звуки, слоги или что-то непонятное, отвечайте удивленно «Дааа?», «Ты так думаешь?», «Ничего себе» - таким образом вы будете поощрять его желание говорить.

5. Усложняйте речь. 

Ребёнок сказал слово? Дополняйте сказанное им.

Мячик. БОЛЬШОЙ мячик.

Подушка! Ах, какая МЯГКАЯ подушка!

6. Используйте местоимения в своей речи.

Я тебе принесла куклу. ТЫ будешь играть с куклой?

7. Важен принцип золотой середины: не слишком упрощать свою речь и не грузить ребёнка чересчур сложными словами для его возраста. То есть, к примеру, используйте в общении с ребёнком и название предмета/действия, и звукоподражание.

МАШИНКА едет ДЖЖЖЖЖ.

КИСА сказала МЯУ.

8. Говорите с ребёнком с удовольствием, на положительном фоне настроения. Пусть разговоры с мамой у него вызывают хорошие, приятные ассоциации. 

9. Иногда можно делать вид, что не поняли, чего именно хочет ребёнок, побуждая его тем самым к оречествлению своего желания. Задавайте уточняющие вопросы «КУДА пойдём?», «ЧТО тебе дать?». Однако не стоит переусердствовать в этом и требовать слишком часто и настойчиво - ребёнок может негативировать, отчаяться и даже перестать пытаться заговорить!

Многих родителей пугает, что логопеды-дефектологи предлагают учить неговорящих детей звукоподражаниям и лепетным словам (даже 3-летних). Но здесь я хочу внести ясность: освоение экспрессивной (активной, собственной) речи должно быть поэтапным, по принципу - от простого к сложному. Сначала ребёнок учится произносить звуки, затем слоги, лепетные слова, простые фразы, которые со временем усложняются и становятся предложениями, а только потом образуется связная речь. Несмотря на то, что специалистами утверждается, что КАЖДЫЙ ребенок развивается индивидуально, КАЖДЫЙ ребенок проходит по одному и тому же пути (просто в разные временные рамки).

 Так что остается - набраться терпения и ПОМОГАТЬ ребенку заговорить.

Если публикация была интересной, нажмите, пожалуйста, "палец вверх".