Найти тему

1 После завершения летной подготовки летал в составе 4./JG51. В декабре 1942 г. — марте 1943 г.

1 После завершения летной подготовки летал в составе 4./JG51. В декабре 1942 г. — марте 1943 г. в ходе боев в Северной Африке обер-фельдфебель Шультц записал на свой счет 18 побед. Сбив 30.01.1943 г. Р-38 из 96FS 81FG, он одержал свою 50-ю победу и 14.03.1943 г. был награжден Рыцарским Крестом. 04.02.1944 г. северо-западнее Рима в бою с американскими В-25 погиб командир 6./JG51 гауптман Герберт Пушманн (Herbert Puschmann), и на следующий день лейтенант Шультц был назначен на его место. После того как 23.12.1944 г. в бою в районе Будапешта получил тяжелое ранение командир II./JG51 майор Карл Раммельт (Karl Rammelt), Шультц, которому уже было присвоено звание обер-лейтенанта, возглавил 1I./JG51. Всего в ходе Второй мировой войны он совершил свыше 800 боевых вылетов и одержал 73 победы, из них 41 в боях на Восточном фронте. 2 22.01.1945 г. он был назначен командиром JG 11. Майор Хардер погиб 17.02.1945 г., когда его FW -190 разбился в районе аэродрома Штрауссберг (StrauBberg), в 34 км восточнее Берлина. Всего он одержал 64 победы, из них 47 в боях на Средиземноморье, в Северной Африке и над Западной Европой. 3 Один из лучших асов Люфтваффе. В ходе Второй мировой войны он совершил 1104 боевых вылета и в боях на Восточном фронте одержал 301 победу. Подробнее о Герхарде Баркхорне можно прочитать в книге «Асы Люфтваффе. Дневная истребительная авиация» (Н. Новгород, 2000). 9 * 131 15 января в составе 101/III. V.Osz. была сформирована третья эскадрилья — 101/9. V.Szd. «Zold Века». В нее вошли пилоты, перегонявшие с немецких авиазаводов на фронт новые самолеты, а также пилоты, ранее летавшие на транспортных самолетах. Тем временем все попытки немецких и венгерских частей прорвать окружение вокруг Будапешта не имели успеха. «Фокке-Вульфам» из 102. C.Ozd. нередко приходилось поворачивать обратно, так и не сбросив свои бомбы, поскольку линия соприкосновения между советскими войсками и немецко-венгерскими частями внутри города постоянно изменялась. 16 января «Мессершмитты» 101/1. V.Osz. сбили в районе Будапешта шесть советских самолетов, а 20 января — четыре. Всего же в течение января пилоты 101 .V.Ez. сбили 69 советских самолетов. В начале февраля 101.V.Ez. получил 26 новых Bf-109G-10/U4. Они были оснащены двигателями DB605D, которые имели ресурс всего 30 — 40 часов, однако на это обстоятельство уже никто не обращал внимания. Лейтенант Тибор Тобак вспоминал: «Провести 30 часов в воздухе без того, чтобы не выпрыгнуть на парашюте или не совершить вынужденную посадку, по тем временам было большим достиэ/сепием. Так как каждый полет продолжался в среднем 60 — 70 минут, то 30 часов было вполне доста- ‘ точным сроком, чтобы быть убитьш, получить тяжелое ранение или попасть в плен». Вскоре в подтверждение этих слов сам Тобак был сбит и получил ранение. Он был отправлен на лечение в немецкий госпиталь в г. Остероде (Osterode), в 81 км юго-восточнее Ганновера. Однако пробыл там Тобак недолго и уже 14 февраля вместе с еще двумя венгерскими пилотами сбежал из него. Без документов они смогли добраться до Нюрнберга, где находились подразделения дивизии СС «Кошут», сформированной из венгерских добровольцев, а затем 25 февраля вернулись в Веспрем, где базировался 101.V.Ez. В течение 8 — 11 февраля в боях в районе Будапешта венгерские пилоты сбили 13 советских самолетов, потеряв при этом восемь Bf109G. К 11 февраля в руках советских войск была уже большая часть Будапешта, за исключением его западной окраины. Большинство венгерских солдат сдались в плен, в то время как остатки немецких частей 13 февраля попытались прорваться из города в северном направлении. Сколько человек участвовало в этом прорыве, точно неизвестно — по немецким данным, их было около десяти тысяч. 132 Известно только, что к 16 февраля к позициям вермахта в районе Грана смог выйти лишь 621 человек и около трех с половиной тысяч попали в плен к советским войскам. 20 февраля в 10.07 в воздух поднялись восемь Bf-109G во главе с командиром 101/8. V.Szd. капитаном Поттьонди ‘. Вскоре в районе Сендехельи (Szendehely) венгерские пилоты заметили группу советских штурмовиков и истребителей, летевших на высоте около 500 метров. Хорошо камуфлированные Ил-2 на предельно малой высоте стали уходить, в то время как сопровождавшие их «Яки» приняли бой. Поттьондь смог зайти в хвост одному из них и дать короткую пушечную очередь. Прямым попаданием 30-мм снаряда у «Яка» оторвало левую плоскость, и, врезавшись в землю, он взорвался. 6 марта 1945 г. в районе озера Балатон девять немецких танковых дивизий предприняли контрнаступление под кодовым обозначением «Весеннее пробуждение» («Friihlingserwachen»), и венгерская авиация поддерживала их действия как могла. 8 марта в 15.50 на «свободную охоту» вылетело звено «Мессершмиттов» во главе с капитаном Поттьонди. В районе Шопонья (Soponya) — Калоз (Kaloz) они обнаружили группу Ил-2, которая под прикрытием истребителей Як-9 атаковала немецкие позиции. В ходе завязавшегося боя венгерским пилотам удалось сбить один Ил-2 и один Як-9, при этом последний был на счету капитана Поттьонди1 2. В то же время в ходе этого вылета советской зенитной артиллерией был сбит один Bf-109G, и его пилот старший лейтенант Виктор Инкеи (Victor Inkey) был вынужден выпрыгнуть на парашюте над территорией, занятой советскими войсками. 1 Звание капитана было ему присвоено в конце октября 1944 г. 2 Это была 13-я и последняя подтвержденная победа Поттьонди. Первую победу он одержал еще 12.07.1941 г., сбив И-16. Затем в течение сентября — декабря 1944 г. Поттьонди сбил семь самолетов: 15 сентября — Ил-2,9 октября— Л а-5,30 октября — «Бостон» и Я к-9,1 ноября в районе г. Цегдед (Cegled), в 60 км юго-восточнее Будапешта, — Л а -5 ,17 ноября около поселка Оча (Ocsa), в 23 км юго-восточнее Будапешта, — «Бостон» и 22 декабря в районе поселка Чань (Csdny), в 54 км северо-восточнее Будапешта, — Ил-2. 03.01.1945 г. он записал на свой счет Як-9, а 14 января Поттьондь одержал 10-ю победу, сбив в районе г. ПилишвёрешваР (Pilisvorosvar), в 20 км северо-западнее Будапешта, еще один «Бостон». 22 января в районе поселка Эрчи (Ercsi), юго-западнее Булапешта, он сбил Ла-5, а 20 февраля в районе Сендехельи — Як-9.