Найти тему

Эти меры, по мнению Антанты, должны были обеспечить военную безопасность двух недавно созданных стран

Эти меры, по мнению Антанты, должны были обеспечить военную безопасность двух недавно созданных стран, имевших общую границу с Венгрией, — республики Чехо-Словакии 1 и королевства Сербии, Хорватии и Словении1 2. В то же время совершенно не принималось во внимание, что военный потенциал Румынии, граничащей с Венгрией с востока, увеличился вдвое. Поскольку Трианонский договор формально вступал в силу лишь после ратификации всеми подписавшими его странами, Венгрия получила около года, чтобы попытаться сохранить то, что еще можно было сохранить. В результате в начале 1921 г. самолеты 3-й эскадрильи были переданы в авиакомпанию MAEFORT. Одновременно в рамках т.н. операции «Е» лучшие самолеты были разобраны и спрятаны в зданиях, зернохранилищах, сараях и т.п., расположенных на территории имений надежных людей, то же самое было сделано и с авиадвигателями. 27 марта 1921 г. из Швейцарии в Будапешт неожиданно вернулся король Шандор IV. Поскольку с самого начала ни для кого не было секретом, что Венгрия была вынуждена согласиться на унизительные условия Трианонского договора только под мощнейшим давлением со стороны Антанты и что она не смирится с таким положением, возвращение короля было расценено, как начало реставрации власти династии Габсбургов, а вместе с ней и прежней империи. Поэтому усилиями Франции была создана т.н. Малая Антанта — группировка, в которую вошли королевство Румыния, республика Чехо-Словакия и королевство Сербии, Хорватии и Словении 3. Венгрия оказалась практически в полной изоляции — три из четырех граничащих с нею государств заключили между собой военно-политический союз, направленный против нее. Их войска были сосредоточены на венгерских границах, и над страной нависла реальная угроза вторжения, противостоять которому у нее не было сил. В такой ситуации 22 октября 1921 г. адмирал Хорти направил королю письмо, в котором просил его оставить Венгрию ради сохра1 В то время название этого государства писалось именно так, и лишь позднее в обиход вошло слитное написание — Чехословакия. 2 В 1929 г. получило название королевство Югославия. 3 Франция предполагала привлечь в Малую Антанту и Польшу, но та, несмотря на тесные отношения со всеми тремя входящими в нее странами, так официально и не вошла в эту группировку. 13 нения ее независимости. Королю ничего не оставалось, как прислушаться к словам Хорти, и через день на борту английского монитора «Глоуворм» («Glowworm») Шандор IV вместе с семьей и небольшой свитой покинул страну. В Черном море король пересел на другой корабль, который доставил его на португальский остров Мадейра, где затем 1 апреля 1922 г. он скоропостижно скончался. Тем временем, 26 июля 1921 г., венгерский сейм ратифицировал Трианонский договор, и все его ограничения вступили в силу. Всего под эгидой Авиационной наблюдательной комиссии во главе с французским полковником Барро (Barres) было уничтожено 119 самолетов, 77 авиационных двигателей и более 200 воздушных винтов. Такая же участь постигла и наиболее сложные станки венгерских авиационных заводов, хотя в условиях договора об этом не было ни слова. От комиссии Барро не укрылось, что авиакомпания MAEFORT служила прикрытием для сохранения военных самолетов, и потому 31 декабря 1921 г. она была ликвидирована. В августе 1921 г. все еще существовавший 2-й департамент министерства торговли был преобразован в 11-й воздушный департамент в рамках того же министерства. Его руководителем стал опытный военный летчик полковник (ezredes)1 Ииггван Петроць (Istvan Petroczy), участвовавший в Первой мировой войне. Он считал, что необходимо использовать немецкий опыт, т.е. создавать гражданские авиакомпании и сеть гражданских авиалиний. Эти действия не были запрещены условиями Трианонского договора и потому могли вполне использоваться для скрытой подготовки будущих военных летчиков. Предложение Петроца было принято, и в 1922 г. на аэродроме Сегед начались систематические тренировки летчиков, которыми руководил капитан (szazados) Ласло Харь (Laszlo Нагу). В 1924 г. на аэродроме Сомбатхей была создана государственная авиашкола, которую возглавил подполковник (alezredes) Вальдемар Кенеше (Waldemar Kenese)1 2. 10 апреля 1924 г. с разрешения венгерского правительства в рамках министерства торговли было образовано Воздушное управле1 Воинские звания венгерской авиации и их соответствие званиям Люфтваффе см. в приложении. 2 С марта 1938 г. по 1.02.1939 г. генерал-майор Кенеше занимал пост инспектора авиации в Генеральном штабе венгерской армии. 14 ние (Legiigyi Hivatal, сокр. LUH), которое возглавил подполковник Кароль Вассель (Karoly Vassel). Под его руководством на территории Венгрии была создана сеть аэродромов, и к декабрю 1927 г. численность персонала LUH составляла уже 548 человек. В марте 1927 г. было объявлено о том, что военная наблюдательная комиссия союзников завершила свою деятельность в Венгрии. Практически в то же самое время Великобритания, Франция, Италия и Япония, с одной стороны, и Венгрия — с другой, подписали Парижское воздушное соглашение, которое, по существу, снимало все ограничения на развитие гражданской авиации и авиапромышленности. На тот момент в Венгрии не осталось предприятий, способных выпускать самолеты. Только в Сегеде имелся небольшой ремонтный завод, на котором еще возможно было наладить сборку самолетов, но который совершенно не годился для производства двигателей. В результате выпуск самолетов был возобновлен на машиностроительном заводе MAG, а в 1928 г. фирме Weiss Manfred Company (сокр. WM) было поручено производство авиадвигателей и планеров.