Эти меры, по мнению Антанты, должны были обеспечить военную безопасность двух недавно созданных стран, имевших общую границу с Венгрией, — республики Чехо-Словакии 1 и королевства Сербии, Хорватии и Словении1 2. В то же время совершенно не принималось во внимание, что военный потенциал Румынии, граничащей с Венгрией с востока, увеличился вдвое. Поскольку Трианонский договор формально вступал в силу лишь после ратификации всеми подписавшими его странами, Венгрия получила около года, чтобы попытаться сохранить то, что еще можно было сохранить. В результате в начале 1921 г. самолеты 3-й эскадрильи были переданы в авиакомпанию MAEFORT. Одновременно в рамках т.н. операции «Е» лучшие самолеты были разобраны и спрятаны в зданиях, зернохранилищах, сараях и т.п., расположенных на территории имений надежных людей, то же самое было сделано и с авиадвигателями. 27 марта 1921 г. из Швейцарии в Будапешт неожиданно вернулся король Шандор IV. Поскольку с самого начала ни для кого не было секретом, что Венгрия была вынуждена согласиться на унизительные условия Трианонского договора только под мощнейшим давлением со стороны Антанты и что она не смирится с таким положением, возвращение короля было расценено, как начало реставрации власти династии Габсбургов, а вместе с ней и прежней империи. Поэтому усилиями Франции была создана т.н. Малая Антанта — группировка, в которую вошли королевство Румыния, республика Чехо-Словакия и королевство Сербии, Хорватии и Словении 3. Венгрия оказалась практически в полной изоляции — три из четырех граничащих с нею государств заключили между собой военно-политический союз, направленный против нее. Их войска были сосредоточены на венгерских границах, и над страной нависла реальная угроза вторжения, противостоять которому у нее не было сил. В такой ситуации 22 октября 1921 г. адмирал Хорти направил королю письмо, в котором просил его оставить Венгрию ради сохра1 В то время название этого государства писалось именно так, и лишь позднее в обиход вошло слитное написание — Чехословакия. 2 В 1929 г. получило название королевство Югославия. 3 Франция предполагала привлечь в Малую Антанту и Польшу, но та, несмотря на тесные отношения со всеми тремя входящими в нее странами, так официально и не вошла в эту группировку. 13 нения ее независимости. Королю ничего не оставалось, как прислушаться к словам Хорти, и через день на борту английского монитора «Глоуворм» («Glowworm») Шандор IV вместе с семьей и небольшой свитой покинул страну. В Черном море король пересел на другой корабль, который доставил его на португальский остров Мадейра, где затем 1 апреля 1922 г. он скоропостижно скончался. Тем временем, 26 июля 1921 г., венгерский сейм ратифицировал Трианонский договор, и все его ограничения вступили в силу. Всего под эгидой Авиационной наблюдательной комиссии во главе с французским полковником Барро (Barres) было уничтожено 119 самолетов, 77 авиационных двигателей и более 200 воздушных винтов. Такая же участь постигла и наиболее сложные станки венгерских авиационных заводов, хотя в условиях договора об этом не было ни слова. От комиссии Барро не укрылось, что авиакомпания MAEFORT служила прикрытием для сохранения военных самолетов, и потому 31 декабря 1921 г. она была ликвидирована. В августе 1921 г. все еще существовавший 2-й департамент министерства торговли был преобразован в 11-й воздушный департамент в рамках того же министерства. Его руководителем стал опытный военный летчик полковник (ezredes)1 Ииггван Петроць (Istvan Petroczy), участвовавший в Первой мировой войне. Он считал, что необходимо использовать немецкий опыт, т.е. создавать гражданские авиакомпании и сеть гражданских авиалиний. Эти действия не были запрещены условиями Трианонского договора и потому могли вполне использоваться для скрытой подготовки будущих военных летчиков. Предложение Петроца было принято, и в 1922 г. на аэродроме Сегед начались систематические тренировки летчиков, которыми руководил капитан (szazados) Ласло Харь (Laszlo Нагу). В 1924 г. на аэродроме Сомбатхей была создана государственная авиашкола, которую возглавил подполковник (alezredes) Вальдемар Кенеше (Waldemar Kenese)1 2. 10 апреля 1924 г. с разрешения венгерского правительства в рамках министерства торговли было образовано Воздушное управле1 Воинские звания венгерской авиации и их соответствие званиям Люфтваффе см. в приложении. 2 С марта 1938 г. по 1.02.1939 г. генерал-майор Кенеше занимал пост инспектора авиации в Генеральном штабе венгерской армии. 14 ние (Legiigyi Hivatal, сокр. LUH), которое возглавил подполковник Кароль Вассель (Karoly Vassel). Под его руководством на территории Венгрии была создана сеть аэродромов, и к декабрю 1927 г. численность персонала LUH составляла уже 548 человек. В марте 1927 г. было объявлено о том, что военная наблюдательная комиссия союзников завершила свою деятельность в Венгрии. Практически в то же самое время Великобритания, Франция, Италия и Япония, с одной стороны, и Венгрия — с другой, подписали Парижское воздушное соглашение, которое, по существу, снимало все ограничения на развитие гражданской авиации и авиапромышленности. На тот момент в Венгрии не осталось предприятий, способных выпускать самолеты. Только в Сегеде имелся небольшой ремонтный завод, на котором еще возможно было наладить сборку самолетов, но который совершенно не годился для производства двигателей. В результате выпуск самолетов был возобновлен на машиностроительном заводе MAG, а в 1928 г. фирме Weiss Manfred Company (сокр. WM) было поручено производство авиадвигателей и планеров.
Эти меры, по мнению Антанты, должны были обеспечить военную безопасность двух недавно созданных стран
10 ноября 202110 ноя 2021
1
4 мин