136 подписчиков

С чего начинается свадьба?

Если у вас, как и у большинства русских крестьян, к осени появилось больше свободного времени - то давайте жениться.

Если у вас, как и у большинства русских крестьян, к осени появилось больше свободного времени - то давайте жениться. А коли сами не хотите или заняты, то хоть сходим на настоящую русскую свадьбу, приглашаю!

И если в современном понимании свадьба - это само непосредственное торжество, то у наших с вами предков это был целый комплекс обрядов и ритуалов. О свадьбе можно было начинать говорить аж с самого рождения ребёнка, потому как большое внимание отводилось выгоде от мероприятия. Но всё-таки не одними меркантильными соображениями ограничивалась русская традиционная свадьба, чувствам тоже было место! А ещё соединению языческий и христианских традиций, их затейливому переплетению, череде обрядов, защищавших молодожёнов, обеспечению материального благополучия и сохранению нашей с вами истории. 

Если у вас, как и у большинства русских крестьян, к осени появилось больше свободного времени - то давайте жениться.-2

Прежде всего надо сказать, что описанная свадьба сохранялась в таком виде где-то вплоть до XVII века, поскольку с приходом к власти Петра I во многие традиции просочилось западное влияние и знать уже активно праздновала свадьбы по новым правилам. Крестьянство за модой не гналось и традиции сохраняло, и неудивительно! Что им эта мода, когда они проверенными многовековыми способами сохраняют род человеческий.

Порядок свадебных ритуалов был приблизительно одинаков (хотя существовали различия внутри самих обрядов), иногда некоторые этапы переставляли или вовсе убирали, но расширенной список представляет из себя: выбор невесты, сватовство, смотрение дома жениха, смотрины, сговор, рукобитие/обручение, приготовление приданого, ряд обрядов, совершаемых подругами невесты, обрядовое мытьё невесты в бане, девичник, мальчишник (молодецкий пир), свадебный поезд, выкуп, расплетение косы, венчание, свадебный пир, брачная ночь, сырный стол, пир в доме молодого. Тонкости проведения ритуалов разнились в северных и южных областях, потому рассмотрим праздник в общих чертах. 

Если у вас, как и у большинства русских крестьян, к осени появилось больше свободного времени - то давайте жениться.-3

Перво-наперво надо бы невесту присмотреть. Все мы знаем о смотрах невест наших государей. Там страсти похлеще любого конкурса красоты! Чтоб извести конкуренток никакими методами не гнушались: кому головной убор покрепче завяжут, аж до обморока, кому и вовсе яда подсыплют - тут как на войне, все средства хороши. Так ещё и несколько туров отбора, чтоб к государю самые-самые отправились. Но то у знати, а у простых людей такого накала страстей редко сыскать можно было. Невесту можно было присмотреть на работе в поле, на вечерних посиделках, ярмарке, во время престольных праздников, а на севере России и у западных славян выбрать девушку можно было на ярмарке невест, где претенденток можно было осмотреть в прямом смысле с головы до ног. Словом, по домам никто не сидел и круг знакомств был широкий. Проявить своё внимание можно было по-разному, кто подарком (у сербов парни дарили девушке кукурузный початок или яблоко с монетой), кто, наоборот, забирал что-то (у болгар парень забирал у девушки цветок с головы). На этом этапе легко можно было разобраться, благоволит ли девушка к молодому человеку или нет, принимает ухаживания или отвергает. Если же невеста сначала принимала, а потом обманывала - тут уместно было мстить, например, измазать дёгтем ворота.

Если у вас, как и у большинства русских крестьян, к осени появилось больше свободного времени - то давайте жениться.-4

Но чаще всего всё решали родители. Как вступают дети в пору замужества (а зачастую и раньше того), так вся родня начинает голову ломать, как поудачнее кровиночек пристроить. “Поудачнее” у каждого своё, но главенствующим фактором было, конечно, материальное положение. Кроме того к важным женским добродетелям относили “кротость”, “послушливость”, “уважительность” - то, что позволяло хранить мир внутри семьи. Надо сказать, что у молодых было множество возможностей отказаться от неугодного избранника. Хочешь - убегай с тем, кто люб, хочешь на этапе смотрин нос вороти, но это всё-таки редкость. Родителей почитали, и даже браки “уходом” (проще говоря, побег) проводились с их согласия (ну чтоб материальных затрат избежать). А если родители возражали, то невеста и вовсе венчалась не в церкви, а дома, тайно от семьи. В Заонежье такие девушки зачастую ходили на кладбище, чтоб получить благословение хоть у умерших родственников, раз мать с отцом его не дают. Вообще, умыкание невесты достаточно древний обряд, упоминается во многих источниках, в том числе в “Повести временных лет”. Продолжалось это вплоть до XIX века, когда в Черногории в последний раз рассматривалось судебное дело. Так же умыкание долго сохранялось у русских раскольников, сербов, болгар. Решиться на это было всегда непросто и волнительно, но если уж парень крепко влюблён - на что только не пойдёшь. Ну а если прогнули родители и родственники своё, убедили парня жениться на той, которая не нравится - на этом их дело не заканчивалось. После всех советов и наставлений родители брали на себя множество расходов, принимали активное участие в обрядах и торжествах. Самыми уважаемыми родственниками были крёстные, тётки и дяди, братья невесты и жениха. Их советами дорожили и руководствовались. 

Если у вас, как и у большинства русских крестьян, к осени появилось больше свободного времени - то давайте жениться.-5

Они же проводили ещё один старинный способ заключения брака: купля невесты. По существу, это представляло собой обмен между родами, когда по предварительной договорённости все от свадьбы приобретали выгоду. До нас дошло множество свидетельств в виде свадебных фольклорных текстов, например, “у вас товар - у нас купец”, а ещё как обычай платить выкуп за невесту. 

Если у вас, как и у большинства русских крестьян, к осени появилось больше свободного времени - то давайте жениться.-6

Какие ограничения для брака были? Тут речь идёт о родстве, причём, как кровном, так и духовном, социальном статусе (чтоб ровня молодые друг другу были), возрасте (хотя тут слишком размытые понятия), территориально-этнической и конфессиональной принадлежности (ясное дело, что при разных вероисповеданиях и обычаях свадьбу не справишь). Возрастные ограничения выражались в соблюдении очерёдности вступления в брак, чтоб младшие сёстры и братья не бежали вперёд старших. 

Словом, присмотрели родители или сам молодец себе невесту, рассчитали все доходы-расходы, вычислили выгоду и любовную радость. Дальше что?

Если у вас, как и у большинства русских крестьян, к осени появилось больше свободного времени - то давайте жениться.-7

Источники:

Н. В. Зорин “Русский свадебный ритуал”

А. В. Гура “Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика”