Авиация при освобождении Севастополя.

536 прочитали

После того, как вышла статья о "Проклятой высоте", завязалась бурная дискуссия о роли авиации в освобождении Севастополя в 1944-м году. Идя навстречу пожеланиям, я буквально чуть-чуть коснусь состава 8-й и 4-й воздушных армий. В нашем представлении советская авиация "это прекрасно, это что-то особенного" (С) (х/ф "Интервенция"). А в реальности?

После того, как вышла статья  о "Проклятой высоте", завязалась бурная дискуссия о роли авиации в освобождении Севастополя в 1944-м году.

Начнем с 4-й воздушной армии, т.к. она была оснащена чуть лучше. (сейчас опять начнутся длинные нудные списки, если Вы торопитесь, пропустите их).

Командующий 4-й воздушной армией, оперативно подчиненной ОПАрм – генерал-полковник К.А.Вершинин. Состав 4-й ВА по состоянию на 10.04.1944г.

229-я истребительная Таманская авиадивизия (аэродром Фонталовская) имела в своем составе:

-один ЛаГГ-3 без экипажа.

-42-й гв. иап 10 самолетов Як-1, кроме того, опергруппа из 5 самолетов Як-1 на аэродроме Опасная

-88-й гв. истребительный Новороссийский авиаполк, в исправности 22 самолета ЛаГГ-3 и 19 экипажей

-249-й иап, в исправности 24 самолета ЛаГГ-3 (19 экипажей), кроме того 2 Аэрокобры без экипажей.

-790-й иап 19 самолетов ЛаГГ-3 (16 экипажей)

329-я иад

-57-й гв. иап 21 Аэрокобра (16 экипажей), на аэродроме Запорожская, кроме того 5 Аэрокобр без экипажей в Краснодаре.

-66-й иап 27 Аэрокобр (18 экипажей) на аэродроме Запорожская

-101-й гв. иап 24 Аэрокобры (24 экипажа)

Всего по дивизии 77 истребителей, 58 экипажей.

214-я шад

-2 самолета Ил-2 без экипажей Вышестеблиевская

-190-й шап 19 самолетов Ил-2 (15 экипажей) Вышестеблиевская

-622-й шап 13 самолетов Ил-2 (11 экипажей) Вышестеблиевская

-502-й Таманский шап 28 шт. Ил-2 (21 экипаж) Джигинская

-805-й иап 29 шт. ЛаГГ-3 (24 экипажа) Бугаз

Всего по дивизии 91 самолет (75 экипажей)

230-я шад

-210 шап 24шт. Ил-2 (22 экипажа) Ахтанизовская

-7-й гв. шап 25 шт. Ил-2 (17 экипажей) Трактовый

-43-й гв. шап 20 шт. Ил-2 (19 экипажей) Трактовый

-860-й иап 20 шт. ЛаГГ-3 (18 экипажей) Трактовый

-979-й иап 23 шт. ЛаГГ-3 (20 экипажей) Трактовый

Всего по дивизии 112 самолетов, 96 экипажей.

132-я нбад

-один «Бостон» А-20-Ж без экипажа аэродром Крымская

-244 бап 26 шт. «Бостон» А-20-Ж (23 экипажа) аэродром Крымская

-277 бап 28 шт. «Бостон» А-20-Ж (22 экипажа) аэродром Краснодар

-63-й бап 27 шт. «Бостон» А-20-Ж (26 экипажей), кроме того ДБ-3 1 шт, аэродром Крымская,.

-889 нбап 20 шт. У-2 (18 экипажей) Бугаз

-46-й гв. нбап 32 шт. У-2 (22 экипажа) Синяя балка.

Всего по дивизии 140 самолетов, 113 экипажей.

366-й орап

-Пе-2 18 шт., (18 экипажей)

-«Бостон» А-20-Ж 3шт. (без экипажей)

После того, как вышла статья  о "Проклятой высоте", завязалась бурная дискуссия о роли авиации в освобождении Севастополя в 1944-м году.-2

Что обращает на себя внимание? Первый вывод: самолетов больше, чем экипажей. Самолет сделать (или купить) гораздо проще, чем подготовить пилота. Второе наблюдение: если не считать У-2, то почти все бомбардировщики импортные. Можно "на коленке" собрать истребитель, штурмовик, но построить большой современный бомбардировщик - задача на порядок сложнее. Частично их заменяли Ил-2, но это всего 650 килограмм бомбовой нагрузки против 1,5-2 тонн у нормального бомбардировщика. Ну, и дальность, соответственно не совсем та. Ил-2 - это все же штурмовик. Истребители - импортные Аэрокобры, которые доверяли в основном гвардейцам, ЛаГГ-3, прибывшие из Среднеазиатского округа и Як-1

8-я ВА (командующий - генерал лейтенант Хрюкин) осуществляла поддержку войск и на Перекопском и на Сивашском направлении.

После того, как вышла статья  о "Проклятой высоте", завязалась бурная дискуссия о роли авиации в освобождении Севастополя в 1944-м году.-3

Самолетов, реально много, но, основную работу опять же вели У-2 и Ил-2. Смотрим первый день наступления на Перекопско-Сивашском направлении.

Утром и днем 08.04.44г. 8-я воздушная армия действовала в поддержку своих войск на Сивашском плацдарме 405-ю самолетами. Из них: штурмовиков 186, истребителей 212, бомбардировщиков 7. Всего произведено 818 самолетовылетов: на подавление огневых средств противника 401, сопровождение своих войск 203, прикрытие переправ 106, на разведку 56, «охоту» 6. По аэродрому Ички было сделано 50 самолетовылетов[1].

После того, как вышла статья  о "Проклятой высоте", завязалась бурная дискуссия о роли авиации в освобождении Севастополя в 1944-м году.-4

Смотрим 9-е число 8-я ВА действовала 431 самолетом, совершив 1133 самолетовылетов штурмовиками, 237 истребителями, 63 ночными бомбардировщиками. Бомбардировщиков нет вообще.

Та же картина и при штурме Севастополя,но, чуть чуть активнее начали работать бомбардировщики.

После того, как вышла статья  о "Проклятой высоте", завязалась бурная дискуссия о роли авиации в освобождении Севастополя в 1944-м году.-5

После того, как вышла статья  о "Проклятой высоте", завязалась бурная дискуссия о роли авиации в освобождении Севастополя в 1944-м году.-6

К примеру, 20.04.1944 8-я ВА бомбардировала совхоз №10, пос. 6-я верста[1] плавсредства в Севастопольской бухте, аэродром м. Херсонес и севернее отм. 80.0. Ночная авиация 42 самолетами У-2 произвела 92 самолетовылета. Днем 92 самолетами (74 истребителя и 18 штурмовиков) произведено 122 самолетовылета

4-я ВА совершила 73 самолетовылета (8 штурмовиками, остальные истребителями) Потери 1 ЛаГГ-3 .

22.04.1944 8-я ВА наносила удар по войскам и аэродромам противника: Херсонесский маяк и 6-я верста (Юхарина балка). Ночью 59 самолетами У-2 произведено 284 самолетовылета из них по аэродромам 63, по войскам 199, на разведку 22. Днем 364 самолета (94 штурмовика, 220 истребителей, 50 бомбардировщиков) совершили 485 самолетовылетов. Из них по аэродромам 220, на сопровождение 144, на прикрытие 85, на разведку 36. По советским данным, подожжен 1 склад с горючим, уничтожено 19 самолетов. В воздушных боях сбиты 6 ФВ-190, 2 Ме-109. Свои потери 5 самолетов: 3 Ил-2, 2- Пе-2[1].

24.04.1944 Ночная авиация 68-ю самолетами У-2 и 13-ю А-20-Б произвела 437 самолетовылета. Днем 346 самолетами (105 штурмовиков, 177 истребителей 64 бомбардировщика) 8-я ВА совершила 687 самолетовылетов. По советским данным, уничтожено 3 склада боезапаса, 1 склад с горючим, 6 танков, 46 автомашин, 2 катера, 3 артбатареи 5 зенитных батарей, 12 самолетов (11 на аэродроме мыс. Херсонес и один на аэродроме 6-я верста) Сбиты 7 ФВ-190, 3 Ме-109. Свои потери 3 Як-1, 2 «Аэрокобры», 12 шт. Ил-2, 3 самолета А-20-Б. Противник в донесении в штаб группы армий цифру намного большую: 27 самолетов сбито истребителями, и 21 самолет зенитной артиллерией. Суммарно, 48 штук[1]

Если терпеливо собрать все данные, то получится, что активнее всего работали именно У-2 и Ил-2

Почему? Всему виной его величество ресурс двигателей. У-2 и Ил-2 ремонтировались здесь же, на коленке, и движок и планер. С У-2 вообще было все просто: плотник забивал фанерой и перкалем дыры, простой отечественный движок, без всяких наворотов ремонтировался тут же под открытым небом. По Ил-2 было много запасных движков. Ремонтировать их было тоже просто.

Но, к сожалению, почти вся сухопутная авиация к моменту взятия Севастополя была уже очень сильно изношена.

После того, как вышла статья  о "Проклятой высоте", завязалась бурная дискуссия о роли авиации в освобождении Севастополя в 1944-м году.-7

В более или менее приличном состоянии находилась только авиация ЧФ. С мая 1942 года и до конца войны Морской Авиацией Черноморского флота командовал участник героической обороны Севастополя весной-летом 1942 года генерал-лейтенант авиации В.В.Ермаченков.

По состоянию на дату начала Крымской операции выносной штаб ВВС ЧФ во главе с Ермаченковым находился в селе Сокологорное.

— Управление и политотдел 1-й минно-торпедной авиационной дивизии имени Н.А.Токарева ВВС ЧФ (Скадовск, Сокологорное), командир дивизии В.П.Канарёв (1-я МТАД).

— Управление и политотдел 4-й истребительной авиационной дивизии ВВС ЧФ (Геленджик), командир дивизии Герой Советского Союза, И.С.Любимов (4-я ИАД).

— Управление и политотдел 11-й Новороссийской штурмовой авиационной дивизии (Анапа), командир дивизии Д.И.Манжосов (11-я ШАД).

— Управление и политотдел 13-й авиационной пикировочной авиационной дивизии ВВС ЧФ (Скадовск), командир дивизии ГСС И.Е.Корзунов (13-я ПАД).

— 3-й истребительный авиационный полк (Мериа, Геленджик), командир полка К.П.Малинов (3-й ИАП 4-й ИАД).

— 5-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк (Сокологорное, Скадовск), командир полка М.И.Буркин (5-й Гв. МТАП 1-й МТАД).

— 6-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк (Анапа), командир полка ГСС М.В.Авдеев (6-й Гв. ИАП 11-й ШАД). — 7-й истребительный авиационный полк (Миха-Цхакая), командир полка В.М.Янковский (7-й ИАП 4-й ИАД).

— 8-й гвардейский штурмовой авиационный полк (Анапа, Скадовск), командир полка ГСС Н.В.Челноков (8-й Гв. ШАП 11-й ШАД).

— 9-й истребительный авиационный полк (Скадовск), командир полка А.Д.Джапаридзе (9-й ИАП 11-й ШАД).

— 11-й гвардейский истребительный Николаевский авиационный полк (Скадовск), командир полка ГСС К.Д.Денисов (11-й Гв. ИАП 1-й МТАД).

— 13-й гвардейский Краснознаменный дальнебомбардировочный авиационный полк (Геленджик), командир полка Н.А.Мусатов (бывший 119-й ДБАП, 13-й Гв. ДБАП 1-й МТАД).
— 23-й отдельный штурмовой Николаевский авиационный полк (Скадовск), командир полка И.И.Трушин (23-й ОШАП).

— 25-й истребительный авиационный полк (Геленджик), командир полка ГСС К.С.Алексеев (25-й ИАП 11-й ШАД).

— 29-й авиационный полк пикирующих бомбардировщиков (Сокологорное), командир полка А.П.Цецорин (29-й ПБАП 13-й ПБАД, прибыл к месту базирования 14.04.44 г.).

— 30-й отдельный разведывательный авиационный полк (Скадовск), командир полка Х.А.Рождественский (30-й ОРАП).

— 36-й минно-торпедный авиационный полк (Скадовск), командир полка ГСС А.Я.Ефремов (36-й МТАП 1-й МТАД).

— 40-й бомбардировочный авиационный полк (Скадовск, частью сил), командир полка С.С.Кирьянов (40-й БАП 13-й ПБАД).

— 43-й истребительный авиационный полк (Скадовск), командир полка Д.Е.Нихамин (43-й ИАП 13-й ПБАД).

— 47-й штурмовой авиационный полк (Супсех), командир полка ГСС Н.Г.Степанян (47-й ШАП 11-й ШАД).

— 62-й истребительный авиационный полк (Мысхако), командир полка Н.Т.Щербаков (62-й ИАП 4-й ИАД).

— 18-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья (Геленджик) (18-я ОМРАЭ).

— 60-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья (Поти, Туапсе), командир эскадрильи И.З.Василюк (60-я ОМРАЭ).

— 82-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья (Поти, Геленджик), командир эскадрильи Е.Л.Гельвиг (82-я ОМРАЭ).

— 18-й отдельный транспортный авиационный отряд (Сочи), командир отряда Д.Ф.Тихонов (18-й ОТАО).

— отдельные отряды и звенья специальной авиации.

Но был нюанс: авиация ЧФ всеми правдами и неправдами старалась откреститься от "сухопутных" задач. Ее с большим трудом удалось заставить "поработать" один день на Перекопе (8.04.1944 в первый день наступления). Все остальное время она "косила", оправдываясь обилием "морских"задач.

[1] поселок 5-го км Балаклавского шоссе

[1]ЦАМО, Фонд 346, Опись 0005755, Дело 0167

[1]ЦАМО Фонд 244 Опись 3000 Дело 807

[1] NARA T-311 R-156 fr. 01137