17 подписчиков

БИРЮЛЬКИ №667. НАРАСТАЮЩИЙ ДЕФИЦИТ ВСЕХ ТОВАРОВ В МИРЕ

Привет.

Никогда еще мы не имели такого количества информации, но для многих она превратилась в шум, в котором невозможно разобраться, и такие попытки даже не предпринимаются. Не то чтобы меня это удручало, но рассуждения людей о природе вещей иногда ставят в тупик, кажется, что мы живем в Средние века, где верования подменяли знания. С другой стороны, прогресс все равно неостановим, и тех, кто думает, больше, чем тех, кто этим себя не утруждает. Этот выпуск скачет от одной темы к другой, но главное, о чем хочется сказать, это кризис, который развивается на наших глазах, но осознать его масштаб, амплитуду мало кто хочет или может. При этом изменения в каждой стране будут огромными, весной 2022 года мы увидим первые ростки нового уклада жизни, и не факт, что он нам понравится. Поэтому с этой темы и начнем наш выпуск, пожалуй, это самое главное, что нас ждет на горизонте. Поехали!

Про дефицит всех товаров без исключения, нарастающий остаток

Живем мы с вами в интересные времена, когда в прямом эфире происходит падение существующего порядка вещей, но в повседневной кутерьме никто на это не обращает внимания. А многие вещи кажутся и вовсе привычными, словно они были таковыми всегда. На подлете к Лос-Анджелесу в иллюминаторах виден большой порт, обычно внизу несколько кораблей, ждущих своей очереди на разгрузку. Начиная с 2020 года привычной картиной стала вереница контейнеровозов, которые стоят на рейде и ждут возможности разгрузиться.

Источник: insider.com
Источник: insider.com

Крупнейший порт на западном побережье США буксует, нет рабочих для разгрузки, отсутствуют водители грузовиков, а компании, доставившие товары до порта назначения, ежедневно терпят убытки. На начало ноября на рейде стоят корабли, которые не могут разгрузиться начиная с конца августа. Обычно система работала как часы, в течение пяти дней огромные контейнеровозы разгружались, а товары отправлялись на полки магазинов и промежуточные склады.

Проблема порта в Лос-Анджелесе (на самом деле это два отдельных порта, но их можно смело объединить в нашем рассказе) в том, что нет людей, которые готовы перерабатывать и убиваться на работе за довольно небольшие деньги. Раздача денег государством для нивелирования экономических последствий пандемии привела к тому, что работать для многих стало невыгодно, люди покинули привычную работу. Это, в свою очередь, толкнуло рост средней цены рабочего вверх, началась бешеная гонка за рабочие руки, и это вовсе не инженеры или программисты, а самые обычные, неквалифицированные сотрудники. Инфляция начала свой разгон, а деньги попали в руки тех, кто никогда не имел к ним доступа.

Характерный пример — это бездомный, который лежит на ступеньках церкви в Нью-Йорке. Примерно полночь, из его iPhone 13 раздается заливистый смех какого-то актера, он смотрит новую серию на Apple TV+.

Привет. Никогда еще мы не имели такого количества информации, но для многих она превратилась в шум, в котором невозможно разобраться, и такие попытки даже не предпринимаются.-2

Конечно, меня бьет по сознанию то, что у бездомного один из самых дорогих смартфонов планеты и вряд ли он украден, так как разблокировать его невозможно. Тут можно насадить массу идеологических штампов, равно как и пропагандистских: смотрите, как живет Америка, даже бомжи пользуются такими дорогими смартфонами. Но проблема намного шире и глубже, чем этот случай. Государство выдавало деньги настолько широко, что многие американские граждане, живущие на улицах, а таких предостаточно, их получили, и в довольно заметных объемах. У них нет потребности вернуться к нормальной в нашем понимании этого слова жизни. Теплая одежда, различные миссии, которые дают переночевать, помыться, и множество столовых, где кормят бесплатно. Жизнь далеко не сахар, но она возможна, а хранить деньги негде, равно как и нечего покупать. Телефон становится предметом, который развлекает, этакий телевизор, что всегда с собой. В Нью-Йорке множество киосков, раздающих интернет, так что нет причин пользоваться мобильным интернетом для загрузки чего-либо.

В Лос-Анджелесе около Apple Tower Theater, да и в ряде других локаций Apple, видел бездомных с разными телефонами, которые загружали какие-то файлы, находясь у дверей магазинов. Один из них пытался в поисках сигнала зайти внутрь, но охрана довольно грубо не пускала благоухающего мужчину туда, где сигнал лучше, а скорость выше.

Впервые в жизни Америки не только в магазинах Apple, но и на Пятой авеню в Нью-Йорке появилось множество нетипичных покупателей. Вот как описал мне эту ситуацию продавец в бутике Armani: “С осени 2020 года продажи спасает публика, которая нетипична для нашего бренда, такая ситуация во всех магазинах вокруг. Мы гадаем с коллегами, что произойдет с восприятием модных марок, когда образ новых покупателей укоренится в глазах тех, кто всегда был с нами”. Новые покупатели — это очень точное определение, которое в нашей стране моментально ассоциируется с другим таким термином — «новые русские». Можно вспомнить различные анекдоты, что сопровождали этот термин в нашей стране, но, думаю, вы уловили ассоциацию, это люди, которые неожиданно получили легкие и заметные деньги, начинают их тратить на то, чего они раньше не могли себе позволить.

В Нью-Йорке у меня есть несколько приятелей, которые работают в Apple Store, видят публику, покупающую устройства компании. Каждый раз стараюсь поболтать с ними, чтобы понять, как изменился спрос, чего хотят люди. Задал вопрос про новых покупателей, ответ меня обескуражил: “Их чертовски много, часто это люди, у которых никогда не было iPhone или чего-то от Apple, так как это было очень дорого для них, сейчас они стали заметной группой покупателей”. И да, среди таких людей встречаются и бездомные, хотя это все же единичные случаи среди огромной толпы людей, стоящих за смартфоном.

На рынке все взаимосвязано, заливание проблем деньгами привело к тому, что многие низкооплачиваемые профессии стали выгодны, а дефицит рабочих рук вырос. Редкий момент, когда такие трудовые кадры могут себе позволить покупку предметов роскоши, окунуться в другую жизнь. И мало кто мог это предположить, как результат, выросло потребление многих товаров, возник дефицит. Наложим на это проблемы с логистикой, так как концепция “точно в срок” прекратила свое существование из-за всевозможных ограничений. Перед нами полномасштабный кризис, в котором мы видим не одну, а множество стран мира, точнее, все страны без исключения. Это кризис в торговых отношениях, логистике, энергетике. Но в первую очередь финансовый кризис в котором деньги обесцениваются на глазах, отсюда рекордный рост криптовалют и их курса, люди пытаются придумать инструмент, который сохранит их сбережения. Впрочем, даже такой традиционный инструмент, как фондовый рынок, показывает галопирующий рост котировок акций, последние зачастую не обеспечены ничем. Пузырь не просто надут, он готов лопнуть, и это хорошо ощущается в Америке, где по швам трещит привычный уклад жизни.

В национальных газетах буквально ежедневно обсуждаются темы, которые еще недавно казались невозможными. Например, когда в супермаркетах смогут наполнить полки привычными товарами, как торговые организации вынуждены создавать запасы и арендуют склады, чтобы нивелировать перебои в поставках. Почему рост цен на товары в десятки процентов — это мягкий сценарий для рынка, каким он может быть на самом деле.

Чтобы осознать, насколько изменился рынок, можно заглянуть к автодилерам. Огромное пятиэтажное здание, в котором еще несколько лет назад все было заставлено новенькими машинами разных марок. Теперь это пустые, пугающие пространства. Машины продаются с колес, как только приезжают в магазин. Очередь растянулась на месяцы и продолжает расти. Теперь автомобиль в наличии — это редкость, а заплатить за него готовы практически любые деньги.

Электроника — это частный случай общемирового кризиса. Цепочка поставок провалилась, нет возможности производить множество компонентов, а спрос вырос до невообразимых размеров — каждый производитель пытается сделать запасы впрок, что еще больше усиливает кризис. Продается все и у всех без исключения, это время, когда продажи толкает вверх наличие товара, его характеристики отходят на задний план.

Мой товарищ попросил меня купить в Америке Apple Watch, в России нужной модели не было. Пребывал в полной уверенности, что эта задача не вызовет затруднений, но физически в магазинах этих часов не было, срок ожидания доставки — минимум 2-3 недели. Примерно так же, как с тряпочкой от Apple, правда, там срок вырос уже до февраля!

Привет. Никогда еще мы не имели такого количества информации, но для многих она превратилась в шум, в котором невозможно разобраться, и такие попытки даже не предпринимаются.-3

КАК Я ТРЯПОЧКУ ОТ APPLE В ПОДАРОК ИСКАЛ — ЖУТКИЙ ДЕФИЦИТ В АМЕРИКЕ

В Америке закончилась микрофибра по 20 долларов за штуку, но только от Apple. Как я пытался купить самую дорогую на планете тряпочку для протирки экрана.

Та же история с новыми MacBook Pro 14 и 16 дюймов, iPhone 13 Pro и так далее. В Apple просто не успевают производить устройства, нет компонентов, а спрос вырос для всех без исключения. На рынке телевизоров многие магазины стоят с пустыми полками, разлетается все что есть, цены растут на глазах, так как товар заканчивается.

С теми же Google Pixel 6 ситуация сейчас превратилась в абсурдную, ближайшее время доставки для Америки — это февраль! Купив для обзора обе модели, чувствую себя избранным, урвал немного дефицита.

В прямом эфире нам ежедневно транслируют одну и ту же передачу про кризис, но нам не хочется верить этой постановке. Рост цен уже происходит, и он касается в буквальном смысле всего без исключения. Продукты питания ровно так же будут расти в цене просто оттого, что они не могут оставаться вне этого глобального кризиса. Растет стоимость труда, логистики, топлива, наконец. Стоимость газа такова, что производить удобрения просто невозможно, многие заводы встали по всему миру до лучших времен. Как следствие, у нас будет меньший урожай всего и в каждом уголке мира, и это мы еще не взяли в расчет изменения климата. Из этого разрозненного потока информации, в котором каждый бизнес и каждый рынок рассказывает свою грустную историю, складывается одна большая картинка — первая треть кризиса, который начался еще до пандемии. Но сейчас он набирает обороты с очень высокой скоростью, изменения таковы, что мы не ждем в той же электронике улучшения ситуации ранее 2024 года (чтобы понимать масштаб изменений прогнозов, могу сказать, что в начале 2021 года считалось, что за год ситуация решится, теперь самые оптимистичные люди говорят про лето 2023 года и признаются, что они неисправимые оптимисты).

Мы постоянно запаздываем с планированием производства, тем, чтобы обезопасить его. Например, автопроизводители не могут выпускать машины, так как у них нет электронных компонентов. И тут есть парадокс, так как эта отрасль очень консервативна, использует старую базу компонентов. Но их нет в нужных количествах. Большинство производителей машин спешно проектируют электронику на обновленной элементной базе. И знаете, что? Они все одновременно начнут ее использовать, дефицит усилится еще больше для всех, это уже будет кризис 2022-2023 годов.

Тот же спутниковый интернет Starlink от Илона Маска буксует, невозможно произвести нужное число комплектов, подключения переносят на год-полтора позднее. И таких примеров не десятки, а сотни, если не тысячи, просто мы слышим о самых громких проектах.

Уже больше года я говорю вам простую штуку — покупайте то, что вам нужно, пока у вас есть возможность. За это время каких только комментариев не слышал:

  • это производители заплатили, товара полно, и на него скоро будут скидки;
  • мы все умрем, никуда не денется рынок, одни уйдут, другие придут;
  • вранье, я только что купил товар со скидкой.

Реальность такова, что теперь это не рынок покупателя, где у него есть неограниченный выбор разных товаров. Это рынок продавцов, на котором само наличие товара определяет, кто молодец, а кто нет. И предсказать, как будет меняться этот рынок, очень сложно, большинство производителей компонентов вовсе не в восторге от этого дефицита, так как возникает дисбаланс. И цены на средства производства растут еще быстрее, чем цены на товары для покупателей. Мы входим в период нескольких лет, когда цены на многие товары будут увеличиваться на глазах, а дефицит станет нормой. К сожалению, деньги обесцениваются в любой стране мира, и выиграть в этой игре против инфляции большинство не сможет.

Внеклассное чтение:

Коллапс в порту Лос-Анджелеса

mobile-review.com