Найти тему
Диванный горожанин

Что делать со стихийными тропами: опыт городов

Оглавление

Человеку свойственно идти по пути наименьшего сопротивления. Проложенные тротуары в городе часто не соответствуют запросам пешеходов, предлагают витиеватые и нелогичные маршруты. Вследствие чего город покрывает паутина стихийных троп – коротких и понятных путей перемещения.

Пропасть между логикой проектировщика пешеходных сетей и логикой их реального пользователя - очевидная проблема благоустройства. Дорожки могут красиво выглядеть на схеме, но быть абсолютно бесполезными в реальности. Петергофской планировке в саратовском микрорайоне не место. Во главе должны стоять комфорт и удобство.

Как город реагирует на народные тропы

Существует 3 варианта развития событий.

Первый и наиболее часто встречающийся – ничего не делать. То есть буквально, раз протоптали – пускай будут, город просто не замечает их, особенно, если дело не касается главных улиц. Это может показаться не таким уж и плохим вариантом, но нужно помнить, что стихийная тропа – это открытый грунт. В зависимости от погоды он превращается в грязь или пыль, которые впоследствии разносятся по всему городу и приносят много неприятностей.

Второй – биться не на жизнь, а на смерть за каждую травинку и клумбу. Город будет перекапывать дорожки, сеять новый газон, ставить запретительные таблички и заборчики, а когда тропа материализуется снова, запустит новый раунд крысиных бегов. Иногда кажется, что книгу «Моя борьба» должны были написать работники ГБУ "Жилищник", а не злой усатый художник. То, с каким упорством они повторяют действия, каждый раз заканчивающиеся провалом похоже на какой-то особый вид городского мазохизма.

Постоянно засыпаемая народная тропа к ТЦ "Капитолий" в Левобережном районе Москвы. Фото: Виктор Грехов. Наш Север. URL: https://nash-sever.info/2021/05/26/grekhov-protiv-glinu/
Постоянно засыпаемая народная тропа к ТЦ "Капитолий" в Левобережном районе Москвы. Фото: Виктор Грехов. Наш Север. URL: https://nash-sever.info/2021/05/26/grekhov-protiv-glinu/

Восстановление растительности имеет смысл, если речь идёт об историческом парке, чья планировка не меняется многие десятилетия и отражает определенную историческую веху, либо если тропинка ведёт к опасному участку вроде ж/д путей (хотя и тут стоит задуматься об организации нового безопасного перехода). В остальных случаях это сизифов труд – тропы очень быстро возвращаются. Институт дизайна и урбанистики ИТМО провёл на Марсовом поле в Санкт-Петербурге эксперимент для выяснения скорости возвращения тропинок. Выяснилось, что поначалу только 4% пешеходов шли по засыпанной землей бывшей дорожке. Через неделю таких было уже 50%, а через 2 недели траффик фактически восстановился и достиг 90%.

Кроме того, каждое воскресение птицы феникса требует дополнительных денег из бюджета, которые могли бы быть потрачены эффективнее. Конечно, в попытке вернуть пешехода на путь истинный можно построить кирпичную стену и поставить полицейского впридачу, но зачем? Это не решает главную проблему - существующий тротуар людям неудобен.

Наиболее адекватная реакция города - легализация народных троп. Вытоптанную дорожку можно превратить в официальный тротуар, положить плитку или асфальт, тем самым сделав путь пешеходов более комфортным.

Такая практика пока не часто встречается в России, но первые росточки здравомыслия уже взошли. В этом году программу по благоустройству вытоптанных дорожек «Народные тропы» запустила Московская область. Локальные проекты осуществлены в Белгороде, Новосибирске, Анапе и некоторых других городах. В Калуге губернатор предложил использовать для благоустройства троп старую плитку с тротуаров. Не самая лучшая идея, но для старта благоустройства сгодится и это.

Обустройство тротуаров на новой территории

Так болезни пешеходных сетей лечат. Теперь поговорим о том, как снизить шанс заразиться.

Никакими регламентами не разъясняется по каким принципам стоит укладывать дорожки. При этом очевидно, что рисовать их так, чтобы они просто красиво смотрелись сверху – плохой вариант. Логику передвижения так не понять. Есть 2 способа как сформировать оптимальную конфигурацию пешеходных путей в новом квартале.

Первый - дать пешеходам самим проложить пути, прежде чем мостить тротуары. Такая тактика применяется иногда при обустройстве больших общественных пространств. Университет штата Мичиган после постройки новых корпусов специально не делал тротуары на территории кампуса, а просто подождал, пока студенты и преподаватели сами проложат нужные им пути. Тот же способ использовался при создании Диснейленда. Уолт Дисней не огораживал газоны, пока не увидел какие участки наиболее популярны у пешеходов и лишь затем превратил дорожки в полноценные тротуары. Похожую историю, правда в виде байки, пересказывают про И.В. Курчатова и территорию одноименного московского института.

Территория университета штата Мичиган, США. Источник: Google Maps
Территория университета штата Мичиган, США. Источник: Google Maps

В данном случае стихийные тропы это не проблема, а как раз наоборот, готовое решение для города. Горожане уже протоптали нужные маршруты. Остается только заасфальтировать их.

Второй способ - проанализировать территорию заранее. Изучить объекты, которые будут генерировать основной трафик, откуда к ним будут идти люди и где пройдет транзитный поток. Не забывая про правило 30 градусов и здравый смысл. Такой анализ проектировщик может провести сам, либо он может отдать моделирование пешеходной сети на откуп компьютерным программам. В России такой подход пока не слишком распространен. И не сказать, что проблема в дороговизне, в интернете можно отыскать нужное ПО. Некоторые симуляторы при самостоятельной работе и денег не попросят. Вопрос скорее в неосведомленности о новых возможностях, нежелании менять устоявшиеся методы работы, низких компетенциях мастеров планировки, а также в отсутствии массового запроса на благоустройство тротуаров со стороны жителей.

Если на текущий момент расположение тротуаров устраивает горожан, то в будущем всё может поменяться. Пользовательский опыт не выстраивается раз и навсегда, пешеходным путям свойственно перестраиваться с течением времени: автобусная остановка может передвинуться, а популярный магазин - съехать. Люди проголосуют ногами, появятся новые тропинки и город должен будет корректно отреагировать на них.

В статье использовались материалы из:

J. Owings. Take the Desire Paths. Make Them Better

Не топчи: откуда берутся стихийные тропы и как с ними бороться?

Е. Смирнов, М. Гуревич, С. Кудинов. Пешеходные дорожные сети: типичные ошибки проектирования и методы их решения

© Диванный горожанин