Сергей Данилян: «Каждый человек должен выполнить свое предназначение». Часть 2

Продолжение интервью самым известным балетным продюсером нашего времени Сергеем Даниляном. Начало читайте здесь.

ПРО СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА

«Дягилевские «Русские сезоны» оказали огромное влияние на развитие европейской и мировой культуры, дизайна, моды, музыки и танца. То, что было сделано Дягилевым за 20 лет, продолжили в разных формах Соломон Гурков — Сол Юрок, Александр Горлинский, Виктор и Лилиан Хоххаузеры. Я тоже не скрывал никогда, что он был для меня ролевой моделью. Борис Эйфман и его театр, который мы привезли в Америку, был шагом если не равнозначным тому, что делал Дягилев, то все-таки тоже очень значимым событием. Мы показали на Западе то, чего люди в мире не знали о русском балете. По гастролям Большого и Мариинского (тогда еще Кировского) театра они знали, что советский балет славится своими классическими спектаклями. Но труппа Бориса Эйфмана — это было очень мощное явление! И последние 20 лет мы успешно показываем на западном рынке все, что создает Борис Яковлевич.

Сергей Данилян, Борис Эйфман. Фото Армена Даниляна
Сергей Данилян, Борис Эйфман. Фото Армена Даниляна

Мы шли по пути Дягилева, но нам повезло больше. Дягилев только мечтал привезти свои работы в Россию, а мы смогли это сделать. Как правило, все проекты: «Короли танца», проекты с Дианой Вишнёвой, с Иваном Васильевым, Натальей Осиповой — мы обязательно привозили в Москву, Петербург и другие города нашей страны. Российский зритель — он особенный, потому что танец занимает особое место в нашей культуре. И я горжусь, что все, что мы сделали на Западе, мы смогли привезти сюда и показать здесь».

О БУДУЩЕМ АРТИСТОВ БАЛЕТА

«Мы говорим в непростое время, во время пандемического кризиса из-за коронавируса. Этот кризис коснулся всех сфер деятельности человека, но мне кажется, ни одна сфера не была затронута так, как сфера культуры, особенно в Америке. С марта 2020 года в США была парализована вся культурная жизнь. Было объявлено, что артистам и музыкантам рекомендуется осваивать другие профессии. Рано или поздно пандемия закончится, но если ты два года не занимаешься своей профессией, какая бы она ни была, ты теряешь квалификацию. В этой ситуации сложно говорить о востребованности профессии артиста балета в будущем.

Счастье, что в России есть государственная поддержка культуры, что театры могли работать. Хоть сейчас они и работают как на минном поле: периодически происходит смена в репертуаре, кто-то из артистов заболевает или уходит на карантин. Это оперативная ежечасная работа, но она позволяет сохранить театр как институт, чтобы зритель не потерял интерес, чтобы артисты не вышли из формы и чтобы культурная жизнь не прекращалась».

ПРО ТЕАТР В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

«Театр — уникальная форма искусства. Он возник как один из проводников живого общения с аудиторией. Театр не может, с моей точки зрения, существовать онлайн. Да, за первые 2–3 месяца карантина народ увидел огромное количество спектаклей. Это было полезно с точки зрения информирования, поддержки внимания людей, но ни один из этих спектаклей эмоционально не трогает. Это не кино, где есть крупные планы, диалоги и т. д.

Даже когда Метрополитен-опера показывает свои архивные записи, есть ощущение, что ты слушаешь оперу, находясь в зале. А танец не дает этого ощущения. Запись балетного спектакля — это продукт, который назвать искусством достаточно сложно. Борис Яковлевич неслучайно не снимает свои спектакли со сцены. Он их снимает отдельно, потому что фильм-балет и трансляция спектакля — это две разные вещи. С экрана эмоционально достучаться танцем ты не можешь ни до кого — это мое мнение. Но я знаю, что есть люди, которые считают иначе.

Сергей Данилян. Фото Евгения Матвеева
Сергей Данилян. Фото Евгения Матвеева

О КУРСЕ СЕРГЕЯ ДАНИЛЯНА

«О менеджменте в искусстве артисты балета обычно имеют искаженное представление, потому что этому их нигде не учат. Но выпускники Академии должны быть людьми грамотными, современными, обладающими большим диапазоном знаний. Я хочу, чтобы они, придя в театр, знали, как устроена его структура, с кем им придется контактировать, как правильно вести переговоры, как нужно представить себя, чтобы хореограф захотел взять тебя на работу и так далее.

Второе направление курса — продюсирование. Каждому разумному артисту балета нужно иметь представление, как производится танцевальная продукция, какие есть ее формы и направления, как строится театральный бюджет. Мы говорили и об агентской работе. Артисты балета уходят на пенсию очень молодыми людьми — в 40 лет, а дальше — еще одна целая жизнь. Поэтому я рассказываю про разные театральные профессии, которые им в жизни могут пригодиться. В курсе масса всего, и эти знания им будут полезны».

ПРО ПУТЬ МОЛОДОГО АРТИСТА

«В Академии танца Бориса Эйфмана дают уникальное образование. Здесь ты не сконцентрирован полностью на классическом танце, здесь тебя учат всему. Но в каком направлении ты можешь себя проявить, зависит и от тебя тоже. По глазам студентов я пытался прочесть, осознают ли они до конца, куда, в какой мир они пришли. Но, в принципе, они еще плохо представляют, с чем им придется столкнуться в своей взрослой жизни. Поэтому мне было очень важно до них донести: то, что они получают здесь, — это только первый этап образования, а надо всегда стремиться к большему, продолжать учиться.

Я их пытался приучить, что они должны постоянно заниматься самообразованием, как можно больше развиваться, изучать языки, осваивать новые навыки. Без этого никак. Если человек знает что-то, помимо своей профессии, это всегда видно. Он становится более одухотворенным, более уверенным. И тогда, даже если в профессии что-то сложится не так, как хочется, он будет знать, что на этом жизнь не заканчивается, она только начинается.

Самое важное правило ответственного молодого человека: как можно быстрее соскочить с дивана своих родителей. Пока ты находишься там, в тепле, в уюте, комфорте, у тебя нет устремленности к тому, чтобы горы перевернуть. Зачем? У тебя есть крыша над головой, тебе не надо оплачивать коммунальные платежи, тебе даже в магазин ходить не надо: мама с папой все купят, а бабушка приготовит. Но как только ты поймешь, что должен выйти из зоны комфорта и столкнуться с проблемами, начинается рост. Надо ставить перед собой сложные задачи, создавать трудности и преодолевать их, только так можно стать сильной и успешной личностью».

Поделитесь, кто для вас в мире балета самая успешная личность и почему!

Екатерина Шипулина, Сергей Данилян, Диана Вишнева, Марсело Гомес. Фото Марины Крыловой
Екатерина Шипулина, Сергей Данилян, Диана Вишнева, Марсело Гомес. Фото Марины Крыловой