Продолжение интервью самым известным балетным продюсером нашего времени Сергеем Даниляном. Начало читайте здесь.
ПРО СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА
«Дягилевские «Русские сезоны» оказали огромное влияние на развитие европейской и мировой культуры, дизайна, моды, музыки и танца. То, что было сделано Дягилевым за 20 лет, продолжили в разных формах Соломон Гурков — Сол Юрок, Александр Горлинский, Виктор и Лилиан Хоххаузеры. Я тоже не скрывал никогда, что он был для меня ролевой моделью. Борис Эйфман и его театр, который мы привезли в Америку, был шагом если не равнозначным тому, что делал Дягилев, то все-таки тоже очень значимым событием. Мы показали на Западе то, чего люди в мире не знали о русском балете. По гастролям Большого и Мариинского (тогда еще Кировского) театра они знали, что советский балет славится своими классическими спектаклями. Но труппа Бориса Эйфмана — это было очень мощное явление! И последние 20 лет мы успешно показываем на западном рынке все, что создает Борис Яковлевич.
Мы шли по пути Дягилева, но нам повезло больше. Дягилев только мечтал привезти свои работы в Россию, а мы смогли это сделать. Как правило, все проекты: «Короли танца», проекты с Дианой Вишнёвой, с Иваном Васильевым, Натальей Осиповой — мы обязательно привозили в Москву, Петербург и другие города нашей страны. Российский зритель — он особенный, потому что танец занимает особое место в нашей культуре. И я горжусь, что все, что мы сделали на Западе, мы смогли привезти сюда и показать здесь».
О БУДУЩЕМ АРТИСТОВ БАЛЕТА
«Мы говорим в непростое время, во время пандемического кризиса из-за коронавируса. Этот кризис коснулся всех сфер деятельности человека, но мне кажется, ни одна сфера не была затронута так, как сфера культуры, особенно в Америке. С марта 2020 года в США была парализована вся культурная жизнь. Было объявлено, что артистам и музыкантам рекомендуется осваивать другие профессии. Рано или поздно пандемия закончится, но если ты два года не занимаешься своей профессией, какая бы она ни была, ты теряешь квалификацию. В этой ситуации сложно говорить о востребованности профессии артиста балета в будущем.
Счастье, что в России есть государственная поддержка культуры, что театры могли работать. Хоть сейчас они и работают как на минном поле: периодически происходит смена в репертуаре, кто-то из артистов заболевает или уходит на карантин. Это оперативная ежечасная работа, но она позволяет сохранить театр как институт, чтобы зритель не потерял интерес, чтобы артисты не вышли из формы и чтобы культурная жизнь не прекращалась».
ПРО ТЕАТР В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН
«Театр — уникальная форма искусства. Он возник как один из проводников живого общения с аудиторией. Театр не может, с моей точки зрения, существовать онлайн. Да, за первые 2–3 месяца карантина народ увидел огромное количество спектаклей. Это было полезно с точки зрения информирования, поддержки внимания людей, но ни один из этих спектаклей эмоционально не трогает. Это не кино, где есть крупные планы, диалоги и т. д.
Даже когда Метрополитен-опера показывает свои архивные записи, есть ощущение, что ты слушаешь оперу, находясь в зале. А танец не дает этого ощущения. Запись балетного спектакля — это продукт, который назвать искусством достаточно сложно. Борис Яковлевич неслучайно не снимает свои спектакли со сцены. Он их снимает отдельно, потому что фильм-балет и трансляция спектакля — это две разные вещи. С экрана эмоционально достучаться танцем ты не можешь ни до кого — это мое мнение. Но я знаю, что есть люди, которые считают иначе.
О КУРСЕ СЕРГЕЯ ДАНИЛЯНА
«О менеджменте в искусстве артисты балета обычно имеют искаженное представление, потому что этому их нигде не учат. Но выпускники Академии должны быть людьми грамотными, современными, обладающими большим диапазоном знаний. Я хочу, чтобы они, придя в театр, знали, как устроена его структура, с кем им придется контактировать, как правильно вести переговоры, как нужно представить себя, чтобы хореограф захотел взять тебя на работу и так далее.
Второе направление курса — продюсирование. Каждому разумному артисту балета нужно иметь представление, как производится танцевальная продукция, какие есть ее формы и направления, как строится театральный бюджет. Мы говорили и об агентской работе. Артисты балета уходят на пенсию очень молодыми людьми — в 40 лет, а дальше — еще одна целая жизнь. Поэтому я рассказываю про разные театральные профессии, которые им в жизни могут пригодиться. В курсе масса всего, и эти знания им будут полезны».
ПРО ПУТЬ МОЛОДОГО АРТИСТА
«В Академии танца Бориса Эйфмана дают уникальное образование. Здесь ты не сконцентрирован полностью на классическом танце, здесь тебя учат всему. Но в каком направлении ты можешь себя проявить, зависит и от тебя тоже. По глазам студентов я пытался прочесть, осознают ли они до конца, куда, в какой мир они пришли. Но, в принципе, они еще плохо представляют, с чем им придется столкнуться в своей взрослой жизни. Поэтому мне было очень важно до них донести: то, что они получают здесь, — это только первый этап образования, а надо всегда стремиться к большему, продолжать учиться.
Я их пытался приучить, что они должны постоянно заниматься самообразованием, как можно больше развиваться, изучать языки, осваивать новые навыки. Без этого никак. Если человек знает что-то, помимо своей профессии, это всегда видно. Он становится более одухотворенным, более уверенным. И тогда, даже если в профессии что-то сложится не так, как хочется, он будет знать, что на этом жизнь не заканчивается, она только начинается.
Самое важное правило ответственного молодого человека: как можно быстрее соскочить с дивана своих родителей. Пока ты находишься там, в тепле, в уюте, комфорте, у тебя нет устремленности к тому, чтобы горы перевернуть. Зачем? У тебя есть крыша над головой, тебе не надо оплачивать коммунальные платежи, тебе даже в магазин ходить не надо: мама с папой все купят, а бабушка приготовит. Но как только ты поймешь, что должен выйти из зоны комфорта и столкнуться с проблемами, начинается рост. Надо ставить перед собой сложные задачи, создавать трудности и преодолевать их, только так можно стать сильной и успешной личностью».
Поделитесь, кто для вас в мире балета самая успешная личность и почему!