Сергей Данилян: «Каждый человек должен выполнить свое предназначение». Часть 1

192 прочитали

Сергей Данилян — руководитель продюсерского отдела Большого театра — известен как человек, кардинально изменивший представление запада о русском балете. Пресса называет его «современным Дягилевым», и это не случайно. Благодаря Сергею Даниляну двадцать лет назад зрители США впервые увидели постановки Бориса Эйфмана, и с тех пор спектакли его театра с аншлагом проходят во всех странах. Он представил миру Диану Вишнёву, Ивана Васильева, Наталью Осипову, а ряд его проектов, таких как «Короли танца», «Отражения», «Красота в движении», «Диалоги», «Грани», «Соло для двоих», уже вошли в новейшую историю балета. Главный балетный продюсер современности с 2020 года делится своим опытом со студентами Академии в рамках курса «Основы театрального менеджмента». Сергей Данилян рассказал, как судьба привела его в мир балета и что нужно знать молодому артисту, чтобы добиться успеха в профессии.

Сергей Данилян
Сергей Данилян

ПРО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

«Дети приходят в Академию рано, в 7–11 лет. Не каждый ребенок в этом возрасте может самостоятельно принять решение, чем ему заниматься в жизни. Чаще всего он реализует идею мамы, папы, бабушки... Но рано или поздно наступает момент, когда надо самому решить, как быть дальше.

В канадско-французском мультфильме «Балерина» есть момент, когда педагог стоит перед выбором, кого из учениц взять на главную роль в «Щелкунчике»: дочь владелицы ресторана, где любит обедать директор Парижской оперы, или сироту из детского дома. И он задал этим девочкам вопрос: «Для чего вы танцуете?» И если первая ответила, что этого требует мама, то вторая сказала, что просто не может жить без танца.

Я спросил студентов, могут ли они представить свою жизнь без танца. Вопрос оказался сложным, многие из них о таком раньше и не задумывались. Но это важно понимать, потому что, если ты можешь прожить без танца, лучше уйти в смежные профессии. Стоит ли еще 20 лет посвятить нелюбимому делу только потому, что ты потратил много времени и сил, чтобы ему обучиться?

Когда-то Борис Эйфман спросил Леонида Якобсона: «Как стать хореографом?» Тот ему ответил: «Им нужно родиться». Каждый человек рождается с определенным предназначением, и каждый человек рано или поздно должен его выполнить. Другой вопрос, в какой степени он это осознает и готов ли к этому. Многие не понимают свою миссию. Почему бывает, что в зрелом возрасте в ком-то проявляется талант? Значит, что человек все это время жил другой жизнью, не той, что должен был, а сейчас нашел свое дело.

У меня есть такое правило, я называю его «принципом винта». Когда вы крутите винтик, а он не входит, то, приложив силу, вы срываете резьбу. Я старюсь не доводить до того, чтобы сорвать резьбу. Считаю, что, если ты долго и упорно чем-то занимаешься, а у тебя ничего не получается, это не значит, что ты ни на что не способен. Просто надо искать то, что получится, а не терять время. Сначала я готовился стать историком театра, театральным критиком, но через два года перевелся на продюсерский факультет. И не жалею о потраченном времени — база и опыт, приобретенный на театроведческом факультете, мне очень сильно помогли в жизни».

ПРО СУДЬБУ

«40 лет назад я был студентом театроведческого факультета ГИТИСа, а параллельно со мной на балетмейстерском факультете училась Саша Майорова, дочь известного хореографа Генриха Майорова. Однажды во время зимней сессии, когда все студенты разъехались, она попросила меня помочь. Саша преподавала в детском балетном кружке и хотела, чтобы я на две недели ее заменил. Я был в шоке. потому что я поступил в ГИТИС уже после службы в армии. Представить меня, стоящего у балетного станка, а еще обучающего чему-то детей, было трудно. Но она за несколько дней меня обучила, и я действительно две недели в балетном зале работал с детьми. Сегодня я смеясь вспоминаю об этом, но я понимаю, что это была удивительная история.

После выпуска из ГИТИСа я был приглашен в театр Ленинского комсомола и прошел за 5 лет все этапы карьерного роста от старшего редактора до заместителя директора. Потом работал в Cоюзе театральных деятелей СССР, ездил по миру, организовывал гастроли. И все это время меня не оставляла мысль: «Мне этого мало, мне хочется большего, большей свободы, большей независимости».

Казалось бы, ты приехал из провинциального города в Москву, получил образование, работаешь в одном из лучших театров страны, потом переходишь на международную работу — живи и радуйся! Но мне этого было мало. И так 30 лет назад я открыл театральное агентство Ardani Artists. Тогда я еще не предполагал, что именно танец станет главной моей страстью.

Решающим было мое знакомство с Илзе Лиепой, которую я считаю своей крестной мамой в танце. Ее брат Андрис уже работал в Америке и убедил меня в том, что в балете — где язык тела является главным средством общения со зрителем — можно делать что-то масштабное и интересное. То есть можно оставаясь большим поклонником театра, но без ограничений.

Я очень быстро перестроился с драматического театра на балет и многому научился. С большим интересом посещал балетные классы, работал с труппами современного танца. Все это шло по нарастающей, поэтому танец стал доминирующей формой искусства в работе агентства, о чем я совершенно не жалею. Я искренне полюбил то, чем занимаюсь, и людей, с которыми я работал все эти годы.

Вот так танец совершенно неожиданно из шутки 40-летней давности, когда я был «учителем» балетной студии, превратился в страсть на всю оставшуюся жизнь».

Гаяне Данилян, Владислав Лантратов, Мария Александрова, Мария Виноградова, Иван Васильев, Сергей Данилян. Фото Марины Крыловой
Гаяне Данилян, Владислав Лантратов, Мария Александрова, Мария Виноградова, Иван Васильев, Сергей Данилян. Фото Марины Крыловой

Продолжение интервью читайте здесь