Сергей Данилян — руководитель продюсерского отдела Большого театра — известен как человек, кардинально изменивший представление запада о русском балете. Пресса называет его «современным Дягилевым», и это не случайно. Благодаря Сергею Даниляну двадцать лет назад зрители США впервые увидели постановки Бориса Эйфмана, и с тех пор спектакли его театра с аншлагом проходят во всех странах. Он представил миру Диану Вишнёву, Ивана Васильева, Наталью Осипову, а ряд его проектов, таких как «Короли танца», «Отражения», «Красота в движении», «Диалоги», «Грани», «Соло для двоих», уже вошли в новейшую историю балета. Главный балетный продюсер современности с 2020 года делится своим опытом со студентами Академии в рамках курса «Основы театрального менеджмента». Сергей Данилян рассказал, как судьба привела его в мир балета и что нужно знать молодому артисту, чтобы добиться успеха в профессии.
ПРО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
«Дети приходят в Академию рано, в 7–11 лет. Не каждый ребенок в этом возрасте может самостоятельно принять решение, чем ему заниматься в жизни. Чаще всего он реализует идею мамы, папы, бабушки... Но рано или поздно наступает момент, когда надо самому решить, как быть дальше.
В канадско-французском мультфильме «Балерина» есть момент, когда педагог стоит перед выбором, кого из учениц взять на главную роль в «Щелкунчике»: дочь владелицы ресторана, где любит обедать директор Парижской оперы, или сироту из детского дома. И он задал этим девочкам вопрос: «Для чего вы танцуете?» И если первая ответила, что этого требует мама, то вторая сказала, что просто не может жить без танца.
Я спросил студентов, могут ли они представить свою жизнь без танца. Вопрос оказался сложным, многие из них о таком раньше и не задумывались. Но это важно понимать, потому что, если ты можешь прожить без танца, лучше уйти в смежные профессии. Стоит ли еще 20 лет посвятить нелюбимому делу только потому, что ты потратил много времени и сил, чтобы ему обучиться?
Когда-то Борис Эйфман спросил Леонида Якобсона: «Как стать хореографом?» Тот ему ответил: «Им нужно родиться». Каждый человек рождается с определенным предназначением, и каждый человек рано или поздно должен его выполнить. Другой вопрос, в какой степени он это осознает и готов ли к этому. Многие не понимают свою миссию. Почему бывает, что в зрелом возрасте в ком-то проявляется талант? Значит, что человек все это время жил другой жизнью, не той, что должен был, а сейчас нашел свое дело.
У меня есть такое правило, я называю его «принципом винта». Когда вы крутите винтик, а он не входит, то, приложив силу, вы срываете резьбу. Я старюсь не доводить до того, чтобы сорвать резьбу. Считаю, что, если ты долго и упорно чем-то занимаешься, а у тебя ничего не получается, это не значит, что ты ни на что не способен. Просто надо искать то, что получится, а не терять время. Сначала я готовился стать историком театра, театральным критиком, но через два года перевелся на продюсерский факультет. И не жалею о потраченном времени — база и опыт, приобретенный на театроведческом факультете, мне очень сильно помогли в жизни».
ПРО СУДЬБУ
«40 лет назад я был студентом театроведческого факультета ГИТИСа, а параллельно со мной на балетмейстерском факультете училась Саша Майорова, дочь известного хореографа Генриха Майорова. Однажды во время зимней сессии, когда все студенты разъехались, она попросила меня помочь. Саша преподавала в детском балетном кружке и хотела, чтобы я на две недели ее заменил. Я был в шоке. потому что я поступил в ГИТИС уже после службы в армии. Представить меня, стоящего у балетного станка, а еще обучающего чему-то детей, было трудно. Но она за несколько дней меня обучила, и я действительно две недели в балетном зале работал с детьми. Сегодня я смеясь вспоминаю об этом, но я понимаю, что это была удивительная история.
После выпуска из ГИТИСа я был приглашен в театр Ленинского комсомола и прошел за 5 лет все этапы карьерного роста от старшего редактора до заместителя директора. Потом работал в Cоюзе театральных деятелей СССР, ездил по миру, организовывал гастроли. И все это время меня не оставляла мысль: «Мне этого мало, мне хочется большего, большей свободы, большей независимости».
Казалось бы, ты приехал из провинциального города в Москву, получил образование, работаешь в одном из лучших театров страны, потом переходишь на международную работу — живи и радуйся! Но мне этого было мало. И так 30 лет назад я открыл театральное агентство Ardani Artists. Тогда я еще не предполагал, что именно танец станет главной моей страстью.
Решающим было мое знакомство с Илзе Лиепой, которую я считаю своей крестной мамой в танце. Ее брат Андрис уже работал в Америке и убедил меня в том, что в балете — где язык тела является главным средством общения со зрителем — можно делать что-то масштабное и интересное. То есть можно оставаясь большим поклонником театра, но без ограничений.
Я очень быстро перестроился с драматического театра на балет и многому научился. С большим интересом посещал балетные классы, работал с труппами современного танца. Все это шло по нарастающей, поэтому танец стал доминирующей формой искусства в работе агентства, о чем я совершенно не жалею. Я искренне полюбил то, чем занимаюсь, и людей, с которыми я работал все эти годы.
Вот так танец совершенно неожиданно из шутки 40-летней давности, когда я был «учителем» балетной студии, превратился в страсть на всю оставшуюся жизнь».
Продолжение интервью читайте здесь