649 подписчиков

Когда настоящее фэнтези только притворяется романтикой.

117 прочитали
Отсюда: https://knizhnyymir.com/fantasi/amp/23653-orden-lino-jera-ispolnenija-zhelanij.html
Отсюда: https://knizhnyymir.com/fantasi/amp/23653-orden-lino-jera-ispolnenija-zhelanij.html

Давайте начнём с того, что я заменю несколько писклявое "жаловался" на благородное "сетовал".

Так вот, я всегда сетовал на то, что полки наших магазинов почти не предлагают фэнтези. Настоящего фэнтези. Вместо этого предлагается особый тип литературы, называемый "романтической фантастикой" - "ромфант"ом, где фэнтезийный антураж лишь служит лёгким декором для истории отношений. И таких книг о невестах драконов, участницах отборов для принца и т.п. - на самом деле больше, чем _всего остального_ фэнтези!

Король, притворяющийся шутом, притворяющимся королём.

Это приводит к интересному эффекту. Я обратил на него внимание, потому что сам задумался над этим трюком. Действительно, ромфант так долго выдавал себя за фэнтези, что пришла пора для ответного удара. Для фэнтези, выдающего себя за ромфант!

Я сейчас не буду писать о своих задумках и черновиках, пока не время. Я расскажу о книге, которая мне попалась, и которая написана именно так. Это "Орден Лино. Эра Исполнения Желаний" Марины Суржевской. Книга по нынешним временам довольно длинная - 260 страниц в стандартном литресовском pdf. И если из этих двухсот шестидесяти страниц выбросить пятнадцать с не помогающей делу романтикой и откровенными сценами, то останется вполне нормальное фэнтези, в котором всё ещё будет любовная линия, и даже важная, но это всё равно будет именно классическое фэнтези!

Ну ладно, не совсем классическое. Это постапокалиптическое технофэнтези, но мы видели уже и постапок ("Хроники Шаннары"), и техно ("Царица ветров и тьмы" Андерсона или, если на то пошло, мир "Героев меча и магии"). Но я вспоминаю, на самом деле, праттчетовского "Санта-Хрякуса", и вот почему: там выдвигается мысль, что если какое-то явление загибается от собственной пошлости, то спасти его может только обновление от самых начальных, диких истоков.

Очарование старых мастеров.


И, кажется, это произошло с фэнтези.

Давайте начнём с того, что я заменю несколько писклявое "жаловался" на благородное "сетовал". Так вот, я всегда сетовал на то, что полки наших магазинов почти не предлагают фэнтези. Настоящего фэнтези.-2

Когда-то, на заре своего существования, жанр фэнтези был прежде всего посвящен необычным мирам, странным местам, по которым "приключались" герои. И уже на это нанизывался сюжет - иногда несколько технически, как в "Бесконечном лесу" Морриса, иногда крайне удачно, с перерастанием в симфонию сходящихся сюжетных линий (как "Сомнамбулический поиск неведомого Кадата" Лавкрафта). Но главным в фэнтези был именно мир. Чуждый, захватывающий и необычный.

И в "Ордене Лино" мир - это главное. Он описан подробно, тщательно и с любовью. Арвиндаль, город порока, с его холодами, вечно застывшей ночью и огнями звёзд и полярного сияния над ним, полный самых диких наслаждений и ожившего льда. Боргвендам, сохранивший осколки старой цивилизации, город ремёсел, наук и торговли, с церемонными одеждами, искусными музыкантами и уличными бандами. Соларит-Вулс, с белыми гравийными дорожками, шумным океаном, идолами среди пальм и папоротников, пёстрыми тропическими птицами, водопадами и древними каменными храмами. Эйд-Холл, край зелёных холмов, туманов, карет и обрушившихся каменных замков, город просторный и седой...

Каждый из Правителей несёт свою силу и своё проклятие, а Вороны готовы бросить им вызов. Покрытый плесенью замок человека, говорящего стихами; ворона, превращённая в чашу с ядом; ледяная корона, растущая прямо из головы; места, превращающиеся в кошмар ночью, но красивые днём... Текст живёт образным рядом настоящего фэнтези, и ни "ромфантовские" автор (плохо её знаю, может, эпитет не вполне заслужен) и обложка, ни попытки научно-рационального объяснения этого не изменят.

К сожалению, в одном отношении на текст легла родовая печать проклятия ромфанта. "Ромфант" - плодовитый жанр, писать в нём надо быстро, пока не забыли. У автора "Ордена Лино" есть чувство языка, есть вкус, но... Я знаю только одного автора фэнтези, который пишет хорошо и быстро. Робин Хобб. И, увы, Марина Суржевская - не Робин Хобб. Если бы она дала тексту отлежаться в фоновом режиме полгода, я почти уверен, что там не было бы "задумчиво думала", "злой, ужасный и злой" и тому подобного. Полтора года - и текст бы засверкал.

Но увы...

Текст близок к "старому" фэнтези и ещё в одном отношении. В оппозиции между бытовым, мещанским миром и миром магии и тайны, который воспринимается как нечто, чего человечеству не хватает. И который побеждает. Так - в "Дочери короля эльфов", так - в "Луде Туманном", и так в "Ордене Лино". Но у автора не хватает "лексического мужества", чтобы выразить эту мысль. Лавкрафт мог написать: "То был восторг богов, глас божественных труб и бряцанье бессмертных кимвалов." или "отблески давно позабытой поры юности, когда удивление и удовольствие пронизывали таинство дней, а рассвет и закат равно полнились пророчествами под пронзительные звуки лютни и песни, распахивая ярящиеся врата к новым и еще более удивительным чудесам". По множеству причин в "Ордене Лино" не находится места для такой лексики а, главное, для такой психики: герои этой истории остаются брошенными в мир магии более-менее современными людьми.

Давайте начнём с того, что я заменю несколько писклявое "жаловался" на благородное "сетовал". Так вот, я всегда сетовал на то, что полки наших магазинов почти не предлагают фэнтези. Настоящего фэнтези.-3

Такое ощущение, что мир магии, сказки и тайны захватывает автора больше, чем персонажа, от лица которого ведётся повествование. Это немного удивительно.

И о сюжете.

Ну и в заключение - пара слов о сюжете. Довольно трудно что-то сказать, чтобы ничего не проспойлерить, но я скажу так: в нём достаточно неожиданных и непредсказуемых поворотов, и интрига держится вполне крепко, но есть два недостатка: раскрытие информации происходит словно само собой, без дедуктивной (или детективной?) работы героев, и, кроме того, часто читателю не дают всех возможных ключей, чтобы он сам мог хотя бы попробовать догадаться. Сюжет завязан на фигуры Правителей и Сопротивления, и фигуры эти обрисованы очень колоритно, хотя взаимодействие между ними несколько схематично: отношение каждого Правителя к каждому - всего одна черта, без глубины и деталей. Габриэль терпеть не может Димитрия, Димитрий верит в силы Коллахана и т.п. Но это я уже зажрался - в одной книге с таким количеством персонажей вряд ли можно рассчитывать на большее.

Заключение.

В общем, перед нами вполне годное фэнтези. Именно как фэнтези. И это удивительно. И приятно. Трудно поверить, что это может быть началом какого-то нового явления, но вдруг? может быть, по этой колее русское фэнтези постепенно выползет из сиропного болота ромфанта в овеянные туманом и тайной леса Страны Фей.