От Мысли к Форме
Предисловие
Безусловно, дело исключительно в музыкальном вкусе. Но есть и соображения чисто рационального толка.
Некоторые музыкальные жанры мне представляются существующими лишь по двум причинам и обе являются мало связанными с музыкой как таковой.
Во-первых, мода, которая, как известно, переменчива.
Во-вторых, социальный запрос публики или, если посмотреть с другого конца трубы, то образ действий артиста.
И вот, к примеру, появляется «гранж», который в первой половине 90-ых становится популярен, а исполнители придерживаются определённого стиля (в сценической манере, исполнении, поведении, внешности и т.д.). Или чуть раньше – глэм-метал. Тоже характерные взлёт и падение направления, соответствующая атрибутика и эстетика.
Это если совсем не затрагивать музыку, которая в любом из упомянутых жанров также была одним из двух: 1) Совокупностью признаков, присущих модному веянию и прилежным старанием артиста попасть в эту струю; 2) Или же чем-то большим, когда представитель направления лишь использовал его приёмы и формы, но наполнял своим, авторским содержанием.
Чтобы было понятно, возьмём два альбома периода расцвета «гранжа», оба из которых входят в различные списки «самых-пресамых». Rid of Me (1993) от PJ Harvey и Nevermind (1991) от Nirvana. На первом – очень мало музыки и очень много «гранжа». На втором – рок-музыка в стиле «гранж», причём последнее совсем не важно. Первый, как по мне, невозможно слушать. Второй – сами понимаете.
Почему так происходит? Потому что мало иметь набор инструментов, уметь играть, петь, писать тексты, быть приверженцем определённого жанра и человеком, съевшим не один десяток собак на воспроизведении каких-то его признаков. Нужна идея и движение вне границ. Поэтому на Rid of Me есть сырость и грязь, минимализм и надрыв, нервы, крики и завывания под рвущиеся струны, посыл «Да пошли вы все!» и прочее. А на Nevermind – мысли, чаяния и метания Кобейна, помещённые в вечно разбивающийся сосуд рок-музыки.
Вот и в таком пока ещё молодом жанре, как металкор, представляющем гибрид экстремального метала и хардкор-панка, наблюдается аналогичная ситуация. Только она ещё помножена на объективную сложность придумать что-то новое (поскольку практически всё давно уже придумано) и, тоже, пожалуй, объективный, кризис идей.
В результате среднестатистический металкор-меломан включает трек и наслаждается, тряся башкой, тяжёлыми и техничными риффами, скоростными ударными, брейкдаунами, скримингами-гримингами и прочими криками и рычаниями, не несущими никакого посыла, кроме беспричинных агрессии и ярости. Круто, модно, местами андеграудно и очень проворно.
Мне металкор не нравится. Я почти не вижу в нём музыки, а его представители мне кажутся людьми, которые, в свою очередь, не видят лес за деревьями и рубят их, что есть сил, да так, что летит очень много щепок. Все признаки и приёмы жанра используются ради них же самих и не несут смысловой нагрузки. Это как те молодые люди, устраивающие т.н. «слэм» на концертах каких-нибудь тяжеловесов. Ты пришёл послушать музыку и посмотреть на музыкантов, а кто-то – побегать и потолкаться. Поди-пойми – кто из вас истинный фанат. И фанат чего?
И вот с такими размышлениями я приступил к прослушиванию последнего альбома одних из значимых представителей британского металкора – Architects.
Рецензия
Что радует сразу – это привлечение дополнительных жанров и разбавление «классического» металкора более удобоваримыми и понятными лично мне направлениями. Тут вам и альтернативный рок и прогрессивный метал, а также элементы индастриала, симфо-рока, оркестровой музыки и EDM. Поэтому тут я выдохнул в первый раз.
Архитекторы постарались, с одной стороны, разнообразить альбом, насытив его примесями других жанров; с другой, создать его цельным и не разорванным на отдельные фрагменты. И нужно отметить, что ребята справились с обеими задачами, но вот вторая одновременно сыграла и злую шутку с пластинкой. Да, на альбоме представлена и отлично раскрыта, причём именно музыкально, пост-апокалиптическая атмосфера угрозы человечеству вселенского масштаба. Как говорят сами музыканты, запись была вдохновлена надвигающимися угрозами будущему человечества. Эта линия проходит через всю запись.
Собственно, уже короткое вступление с симфонически-космическими раскатами задаёт настрой и предваряет дальнейшую тяжесть, которая в таких треках, как Giving Blood, Discourse is Dead, An Ordinary Extinction, Impermanence и Libertine подаётся по всем лекалам металкора и по одному и тому же рецепту. Берём симфонически-синтезаторную основу и на её эпичном фоне обрушиваем на головы слушателей гитарную тяжесть вперемешку с демонстрацией вокальных возможностей в виде рёва и крика, изредка перемежая всё это мелодическими переборами и задумчиво-протяжным пением. Поэтому, да, альбом получился цельным, но лишь в том смысле, что где-то к одиннадцатой композиции его металкор-составлящая сливается в один трудноразличимый для уха поток, порядком надоевший и в целом довольно стандартный. Скриминги-гриминги нашего парня, да некоторых приглашённых вокалистов, совершенно не нужны и просто портят ряд неплохих песен.
Вместе с тем, это, пожалуй, единственный минус релиза, поскольку всё остальное являет собой довольно успешное реализованную творческую и музыкальную потугу. И тут я выдыхаю вторично.
Самое удачное, что пришлось явно ко двору (или, если посмотреть обложку, которая, кстати, удачно передаёт дух альбома, то к церкви) – это ускорение ритма на ряде песен, где-то даже с приданием танцевального эффекта (например, An Ordinary Extinction в этой части напоминает Muse периода Black Hole and Revelations), а также лёгкость альтернативного рока, превращающая ряд номеров в бесспорные хиты (Dead Butterflies с мощным вступлением и своеобразным полурэпом во второй части куплетов, а также мелодичным и боевым припевом; явно радиоротационная Little Wonder; окрашенная в восточные цвета и с великолепным клавишным рисунком Demi God; Meteor, по-хорошему выпадающая из мрачного настроения альбома).
Ну а вторым достижением можно считать работу со звуком и сведением, в частности, применение звуковых эффектов. Концертно-симфоническая и оркестровая составляющая For Those That Wish To Exist не просто на высоте, но послужит, не побоюсь этого слова, эталоном для тех коллективов жанра, которые мечтают выглянуть за его стены. Мало того, что над пластинкой работала целая уйма товарищей и было использовано множество дополнительных инструментов – всё это отработано в полную силу и явственно ощутимо при прослушивании. Для примера интересных звуковых эффектов могу привести композицию Animals – там они разбросаны, словно кукушки в лесу (кстати, в припеве фоновое эхо-пение ассоциируется с криками какой-то космической птицы), их интересно ловить и смаковать при прослушивании.
На альбоме всего две медленные песни, если не считать вступление, но они явно не являются козырём коллектива. Их приятно слушать, но они не притягивают особого внимания. Так, на последнем треке Dying is Absolutely Safe струнные и фолковая гитара удачно гармонируют, а песня даже становится пронзительна во второй части, но потом затихает, оставляя умеренное благоприятное впечатление завершённого спокойствия.
И, что характерно, несмотря на затянутость пластинки (15 треков и почти часовой хронометраж), ребята всё же вытягивают альбом, не в последнюю очередь благодаря сосредоточению лучших песен ближе к концу диска.
И тут я выдыхаю в третий раз и констатирую, что, несмотря на все мои предубеждения и опасения, в целом у Architects получился хороший, яркий и амбициозный альбом смешанных жанров, практически не злоупотребляющий шаблонами и не самыми приятными сторонами металкора.
Оценка: 3/5
Источник изображений: www.discogs.com