13 подписчиков

Макьюэн – мастер изображения изъянов

Язык, как активный посредник между прошлым и настоящим человечества, часто попадает в сферу интересов не только специалистов исторических наук, но и лингвистов и смежных с лингвистической деятельностью научных дисциплин. В нашей работе мы обращаем внимание не только на общие знания языка, нормы и правила его функционирования, но и отношение к процедурам творческого освоения опыта в тексте. В современных исследованиях по теории текста большую роль, как известно, играет герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Интерпретация – это извлечение смысла из текста. Смысл – соответствие содержания и знания понятий к какому-то кругу предметов или вещей. Герменевтика – это искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста [3, 1]. Для нашего исследования номинантов, отображающих исторические моменты в современной литературе, мы выбрали роман современного английского писателя И. Макьюэна «Искупление» (англ. Atonement). Известно, что И. Макьюэн – мастер изображения изъянов, которые везде видятся его внимательному глазу. Данный роман о роли писателя и об ошибках, за которые приходится всю жизнь расплачиваться, вышедший в Великобритании в 2001 году [4]. Роман был переведён на русский язык Ириной Дорониной и опубликован в издательствах АСТ и ЭКСМО. В результате когнитивно–герменевтического анализа материала первой части романа, были выделены лексические единицы и словосочетания, отражающие бытность английской семьи того времени: мебель, книги, текстиль, общая обстановка дома. Проведя анализ, мы можем описать особенности эпохи, особенности отношения людей разных классов и возрастов того времени к обустройству жилища, его декорированию, особенности прилегающих к дому территорий, и т. д. Особенность данного романа, как и многих романов И. Макьюэна, состоит в том, что прямое описание главных героев вступает далеко не с первых страниц, вначале идет описание при помощи вспомогательных элементов, таких как цвета, привычки, обустройство комнаты и отнесение к тому или иному социальному кругу. Полное описание героев с первых страниц выстраивается лишь посредством ассоциативных рядов в голове читателя. Образ героини в начале произведения составляется из описаний окружающей среды, увиденных ее глазами, ритмичных движений, беглых мыслей, незакрытых книг в комнате, неприбранной массивной кровати, «нерасшторенных» гардин и «неопустошенных» хрустальных пепельниц. Мы сразу можем представить 160 себе женщину с сигаретой – как с символом равенства полов, из высшего общества, соответственно имеющую достаточно времени на самообразование и не утруждающую себя работой.