Найти тему
ПРАЗДЬНЪ В ТРАДИЦИИ

МАРЕНА

Последнее Полнолуние перед зимним Солнцестоянием. Оптимальная дата чествования в 2021 году 19/20 ноября

По материалам обзора: @https://vk.com/wall-185670626_530 (Виктор Крескин. "Русская Матрёшка - Праздьнъ в традиции") 2-я ред.

Календарь хтонических Богов — Луна, Небесных — Солнце. Однако Солнце возрождается только после погружения в мир хтонический, лоно Великой Праматери, где владычествует Змей-Ящер (Чернобог, Кащей). Змей ежегодно погружает мир во тьму и выводит из неё, соединяя конец и начало времени. Нижняя часть мироздания — Женская. И главная задача Змея — оберегать Богиню-Мать, держать мироздание в равновесии мужское/женское, готовить возрождение этого мира. Великая Богиня, рождающая всё живое и принимающая обратно отжившее, каждый год возвращает людям обновленное Солнце-Даждьбога, когда-то бывшее её ипостасью, "… чрез нисхождение (kathodos) в лоно подземной богини, и его новое восхождение — рождение бога-младенца из ее темных ложесн" (Иванов Вяч. Ив.). Холодный, зимний лик Великой Богини - лик смерти только в нашем, человеческом понимании: "Богиня – вселенский сосуд, из которого всё появляется, подземные глубины, дающие рост животным и растениям, и поглощающие их. Из этого сосуда рождается солнце. В нём оно и пропадает. Сосуд – начало и конец, альфа и омега" (Кудрявцева К.Г.).

«У древнихъ англосаксовъ должайшая и мрачнѣйшая ночь предшествовала дню рожденія Фрейера или Солнца называлась Материнскою ночью, такъ какъ эта ночь почиталась матерью солнца или солнечнаго года» (Забылин М.М.). Под покровительством Праматери продолжаются осенне-зимние свадьбы на Руси, которые были когда-то прекращены введением одного из самых тяжелых постов с приходом христианства – Рождественского (Филипповского). Он длится с 15 ноября по 24 декабря в старом стиле, или с 28 ноября по 6 января в современном.

Дни чествования Богини Марены (Полнолуние), холодной ипостаси Великой Матери, приходятся в разные годы как на период до дня Велеса (Новолуние), так и после него в ноябре-декабре. Этот отрезок зимнего периода каждый год "согласовывает" солнечный цикл с лунным, упорядочивает нараставшее в течение года расхождение. Полнолуние или Новолуние, приходящееся непосредственно на дни зимнего солнцестояния, относятся к дополнительному месяцу, выравнивающему лунно-солнечный календарь. Этот период между двумя ключевыми полнолуниями, как "вставной" месяц, является наиболее опасным для живого мира с точки зрения активности духов мира хтонического. "…Этот 13-й месяц люди не любили (и эта нелюбовь к числу 13 сохранилась и до наших дней), а возможно, и боялись. Этот страх, причины которого давно стерлись в памяти людей, пережил столетия" (Климишин И.А.). Интеркаляция могла производиться в первую очередь или перед "просинцем", или перед "серпнем". Этим, по-видимому, и объясняется, почему двойное название месяца приходится именно на канун этих двух сроков: в первом случае дополнительный месяц получал название "студеного" (Гусев В.Е.).

Близость Дней Велеса и Марены, смена их очередности накануне солоноворота иногда приводит к тому, что обращение к Николе сопровождается словом "матушка": "Никола-матушка" (Страхов А.Б.). "Конечно, однозначно доказать, что номинация Никола-матушка напрямую связана с древним культом матери, не представляется возможным. Тем не менее, такое направление рассуждений кажется… небезосновательным" (Голикова Д.М.). Такую же форму обращения к Праматери мы видим и в осенний период: "Матушка Кузьмадемьяна". Твёрдый "характер", а порой и жесткость Великой Богини, проявляемые в состоянии Марены, как и её ближайшей представительницы в мире живых – Мокоши-Недели, далеки от образов христианских "заступниц". Древнерусский книжник, переводя "Слово" Григория Назианзина, внес смысловую редакцию в упоминание о Гекате, как властительницы всех призраков и привидений и по сути самостоятельно приписал ей атрибут "дева": "… мажутъ екатию богыню, сию же д(ѣ)воу творять, и Мокошъ чтоуть" (Зубов Н.И.). Данное упоминание является уникальным в древнерусской книжности: единственный раз в кругу известных памятников Мокошъ показана вне непосредственной связи с названиями Род и рожаничная трапеза и, кроме этого, Богиня преисподней существует отдельно от Мокоши, не сливаясь с ней.

-2

Она наделена силой и властью, способной как наградить, так и покарать. За многие столетия связь времени чествования Великой Богини в её холодном образе с полнолунием исчезла из народного календаря, но разброс одних и тех же ритуалов сохранился, закрепившись за церковными датами Екатерины (24 Ноября / 7 Декабря) и Варвары (4/17 Декабря). "Приношеніе въ жертву мака Матери Афродитѣ (Μα Αφροδίτη) отразилось въ малорусскомъ обычаѣ призывать Долю 24 ноября, въ день св. Екатерины. "День св. муч. Екатерины (24 ноября) исключительно празднуется молодыми женщинами-матерями, по обѣщанію служащими молебны, по случаю трудныхъ родовъ. Эту святую считаютъ покровительницею беременныхъ женщинъ" (Аристов И.Я.)."…Существовали и серьезные запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованиями отмечать Варварин день [4/17 декабря], как нерабочее время, что вытекало из осмысления влкм. Варвары как покровительницы женских ремесел, строгой святой, наказывающей за непочтение к ней" (Некрылова А. Ф.). Хотя, согласно описанию жития св. Варвары, никакого отношения к женским ремеслам и покровительству им она не имела.

Пик полнолуния наполняет силой Великой Богини в ипостаси Марены всё вокруг, но особенно почитается вода, приобретающая чудодейственную силу накануне угасания и возрождения Солнца. "На Варварин день [4/17 декабря] в с. Купань, недалеко от которого находится источник, "была большая церковная служба, после которой все шли на родник за водой; в этот день она приравнивалась по своим качествам к Крещенской" (Добровольская В.Е.). Птица-Смерть, как конец нити, спряденной Мокошью, всегда рядом, всегда готова подхватить душу и указать ей дорогу в царство Кощное. Марена не режет нить, она забирает, возвращает в иномирье в соответствии с судьбой — клубком, в котором определены начало, конец и привратности жизненного пути. В это полнолуние, накануне угасания Солнца, активизируется, нарастает сила колдовства и ворожбы. Марена грозит всему, что может помешать возрождению ею обновленного мира.

-3

Постепенно погружая во тьму Солнце, "поедая" его, Ящер-Змей, хранитель всемирья, сворачивает стареющий мир, проявляя свои не самые добрые качества с точки зрения живущих. Но любое освобождение пространства является подготовкой к заполнению его новым, в том числе — нарождающимся. Возрождение Мира в новом Яйце возможно только с избавлением от отжившего.

©В.К.

#богинямарена #марена #морена #язычество #чернобог #кащей #кощейбессмертный #народныйкалендарь #языческийпраздник #огненныйзмей