Впервые о наличии белорусской нефти заявил белорусский драматург и поэт Михаил Александрович Громыко. По образованию Громыко был геологом, в 1930 он с географом Азбукиным организовали первую экспедицию на Полесье, где были места с сильными газовыми выбросами, что являлось первым признаком наличия нефти.
К сожалению, в 30-е годы Громыко был арестован и репрессирован, поэтому поиски закончились. Но его работа даром не пропала, и уже в 1937 было организовано Белорусское геологическое управление, силами которого в 1939 году под Шатилками (нынешний Светлогорск) была пробурена первая скважина с признаками нефтепроявления.
Дальнейшие поиски были возобновлены уже после войны, в 1951 году, когда в БССР была создана контора разведочного бурения. Первые результаты были неутешительными: ни одна из пробурённых под Мозырем скважин не давала сколько-нибудь значимого эффекта.
Поэтому министерством нефтяной промышленности СССР было решено выделение средств на безрезультатные поиски прекратить.
С большим трудом удалось белорусской стороне убедить руководство министерства выделить деньги, но на поиски в другом районе - районе Речицы.
Там в 1961 году было последовательно пробурено семь скважин, одна из которых 20 августа 1964 года забила нефтяным фонтаном с дебетом 120 тонн в сутки. Спустя 57 дней зафонтанировала скважина номер 8, дававшая ежедневно 600 тонн.
С этого и началось развитие Речицкого нефтяного месторождения. Через несколько лет было принято решение ещё раз пробурить первые скважины, не дававшие нефти. И первый результат – после углубления на 500 метров сразу же забил фонтан, дававший 800 тонн нефти в сутки.
По качеству и затратам на переработку белорусская нефть была сопоставима с десятью тоннам сибирской нефти, очистка которой требовала значительных финансовых затрат.
Выходила даже так называемая «белая нефть», практически чистый бензин.
Мастера вспоминали, что у таких скважин часто останавливались мужики, просившие пару вёдер «белой нефти». Самое удивительное в том, что на этом «необработанном топливе» автомобили и трактора спокойно доезжали до ближайшей автозаправки.
К сожалению, именно качество белорусской нефти и сгубило месторождения. С 1971 года, когда уровень нефтедобычи начал снижаться, стали применяться принудительные способы добычи путём строительства нагнетательных скважин.
Но минус таких скважин был очевидным – чем больше они работали, тем больше на поверхность выходило воды с примесью нефти.
Иногда с тонной сырой нефти выходило до полутора тонн воды. Так было загублено, в общей сложности более 500 скважин, которые сейчас реанимируются и вводятся в оборот.
Как итог – падение добычи нефти было остановлено в 1982 году, а на сегодняшний день ежегодно добывается 1, 6-1, 7 миллиона тонн.
#месторождение #нефть #гсм #дизель #бензин #углеводород #добыча #бурение #белорусскаянефть