Найти тему
10,4K подписчиков

Пешая прогулка по Москве. Малая Никитская и окрестности. Родовое гнездо Суворовых

2,8K прочитали

Я давно уже не писала про улицы Москвы. Это очень трудная тема для меня. С одной стороны, мне хочется показать, как можно больше домов, с другой - огромный пласт истории не даёт мне поверхностно пройтись по этой теме. Я уже начала свой рассказ про улицу Малая Никитская, но дальше дома Горького мы с вами не ушли.

Малая Никитская ул., 6/2с5
Малая Никитская ул., 6/2с5

Тогда мне казалось, что я очень подробно рассказала про храм Большое Вознесение (Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот). Мы вспомнили про Пушкина, который венчался в этом храме, упомянули Потёмкина и Алексея Толстого. Даже историю фонтана "Александр и Наталья" не упустили. Но видите, на фото за фонтаном, маленькую колокольню? Я не стала в тот раз искать о нём информацию.

Я давно уже не писала про улицы Москвы. Это очень трудная тема для меня.-2

Причем, когда мы снимали памятник Толстому около храма Большое Вознесение, я знала, что за спиной писателя находится усадьба Суворова.

Я давно уже не писала про улицы Москвы. Это очень трудная тема для меня.-3

Недавно я читала книгу "Старая Москва" М. И. Пыляева, и когда готовила статью про Румянцева, прочла следующий отрывок про Суворова:

Я давно уже не писала про улицы Москвы. Это очень трудная тема для меня.-4

Тогда я и задумалась про церковь и родовой дом Александра Васильевича Суворова. Уж, не на Малой Никитской они находятся? К сожалению, во время прогулки мы не переходили с мужем дорогу и близко к самому храму не подошли.

Я давно уже не писала про улицы Москвы. Это очень трудная тема для меня.-5

Эта колокольня принадлежит храму преподобного Феодора Студита у Никитских ворот (церковь Смоленской иконы Божией матери). В этом храме в 1730 году был крещен Александр Василий Суворов. Кстати, а крёстным его отца Василия считается Пётр Первый. Интересно, наш император был хоть раз в гостях у своего крестника?

Фотография из альбома Николая Найдёнова 1883 года (лицензия: общественное достояние)
Фотография из альбома Николая Найдёнова 1883 года (лицензия: общественное достояние)

Малая Никитская меня поражает. Я гуляла по улице, по которой просто так ходили Пушкин, Суворов, Потёмкин. Не просто мимо проходили, а занимались простыми мирскими делами.

Малая Никитская ул., 13, стр. 1
Малая Никитская ул., 13, стр. 1

Пройти к дому Суворова мы не смогли, как я поняла там сейчас находится посольство. Однако, этот факт не помешает нам познакомиться с историей этого места.

Изначально усадьба принадлежала прадеду полководца Григорию Суворову, но была продана. В храме Феодора Студита венчались родители Александра Васильевича и вероятно, здесь он и родился. Но это не так

В 1739 году владение продано было капитану флота Матвею Васильевичу Ржевскому. После смерти знаменитого моряка в 1766 году, его наследники (а у него от брака с сестрой генерала Сенявина было 10 детей) продали дом генерал-аншефу Василию Ивановичу Суворову. Именно при нем был выстроен посередине двора каменный дом, который составляет основу современного строения 1. Тесть В.И. Суворова служил в соседней церкви Федора Студита, а знаменитый его сын – генералиссимус Александр Васильевич Суворов еще в детстве там певал на клиросе. Правда вопреки разным слухам Суворов здесь не родился и даже не вырос, так как усадьба была куплена тогда, когда он уже был бригадиром и командовал Суздальским пехотным полком. Источник: um.mos.ru
Неизвестный художник XVIII века. Портрет Василия Ивановича Суворова. 1780-е гг. (лицензия: общественное достояние)
Неизвестный художник XVIII века. Портрет Василия Ивановича Суворова. 1780-е гг. (лицензия: общественное достояние)

В январе 1774 года Александр Васильевич женился на на княжне Варваре Ивановне Прозоровской. Молодожены поселились в родовом гнезде. Правда, брак нельзя было назвать счастливым.

Отношения с женой были плохими — сразу же сказались разные характеры супругов, отсутствие общих интересов, конфликты из-за склонности мужа к скромной жизни в быту и пристрастия жены к мотовству, разное отношение к светской и придворной жизни. Кроме того, Суворов подозревал супругу в неверности и в 1779 году начал бракоразводный процесс. Википедия
Портрет полководца Александра Васильевича Суворова (1730–1800). Литография, 1818 г
Портрет полководца Александра Васильевича Суворова (1730–1800). Литография, 1818 г

Когда на престол взошёл Павел Первый, Суворов был сослан в село Кончанское. Варвара Ивановна воспользовалась моментом и нелюбовью императора к её супругу и получила московский дом в своё личное владение. Графиня прожила в этом доме до своей смерти в 1806 году. При ней усадьба была достроена. Появилось двухэтажное каменное строение, чей фасад смотрел на Большую Никитскую, появились пара деревянных флигелей, также во дворе были построены людская изба, погреба и сарай с конюшней.

#москва #достопримечательности #путешествия #история

Княжна В. И. Прозоровская (в замужестве Суворова)
Княжна В. И. Прозоровская (в замужестве Суворова)

После смерти графини у дома было несколько владельцев. Меня больше всего заинтересовал Никита Андреевич Вейер, который был известным московским ростовщиком. С венчания Пушкина я начала рассказ про Малую Никитскую и им же закончу. Я нашла упоминание о том, что именно у Вейера Павел Воинович Нащокин одалживал деньги для своего друга Пушкина. Дело было ещё до брака поэта, а потом уже и сам Пушкин закладывал Вейеру бриллианты своей Натали.

все фото из семейного архива
все фото из семейного архива

И опять у меня получилось рассказать только про два здания, вместо прогулки по всей улице. Ну, не знаю я, как можно уместить такой большой исторический период в одну статью. Поэтому будем гулять черепашьим темпом, шаг за шагом погружаясь в историю города. Ранее про улицу:

Все рассказы о Москве по тегу #hellengeo_москва