Найти тему

авиация

Данную историю рассказал мне мой муж, бывший пилот гражданской авиации. Дело было в 90-е годы. когда в стане был бардак и отсутствие всего, продуктов, транспорта, жилья, горючего. Экипаж гражданского самолета выполнял спец.рейс, по вывозу полярников,до Ленинграда с одного из островов Ледовитого океана. До Хатанги долетели бес проблем, хотя стоял ноябрь, а зима на севере изменчивая, особенно на севере, погода может кардинально измениться за час, заправились в Хатанге, следующая посадка для дозаправки была запланирована в Воркуте. До Воркуты долетели без сюрпризов и проблем. Аэропорт Воркуты находился уже в другом регионе, где закон для экипажа был общий. После посадки командир и штурманом пошли к дежурному штурману для расчета топлива на полет до а/п Пулково (Ленинград), как положено при выполнении транзитного рейса. Рейс был вне расписания (спец.рейс), поэтому топливо на рейс рассчитывался дежурным штурманом и естественно штурманом самолета. расчет производился по имеющему в наличии ветер на эшелоне полета самолета. Направление и силу ветра привозили экипажи прилетающие из пункта посадки самолета на эшелонах . По иронии судьбы, в тот день рейсов из Ленинграда не было и штурман посчитал расход топлива, посмотрев ветер по метеокарте и проконсультировавшись с синоптиками. Расчитав топливо до Ленинграда, штурман не счел разрешить нам заправить самолет по нашему расчету. Была ночь и разборки и дебаты ни к чему бы не привели, только потеря времени. Погода в Ленинграде, в отличии от севера была далека от идеала. Снег, ветер. Но была в пределах пригодной для приема Ан-26, который вез домой полярников. Прогноз и фактическая погода соответствовала миниму самолета и командира. План в Пулково был своевременно отправлен и возражений по прилету спец.реса не было. После набора эшелона у штурмана "нагрелась" навигационная линейка, самый верный прибор пилотов. Оказалось, что ветер встречный, а не попутный, как нам обещал дежурный штурман в Воркуте и керосина до Ленинграда, хватает тика в тику. Экипаж летит держится за ..., вообщем ушки на макушки. Все аэропорты по трассе до Ленинграда ночью не работали ( аварийная посадка только в тундре, 40 градусов, останешься жив при посадке, замерзнешь через 2-3 часа). Такие перспективы были у экипажа. Возврат в Воркуту исключался, разборы на пару дней и не факт. что экипаж не сделают виновным. Плюс люди в фюзеляже, летят домой, где они не были полгода. Вообщем только вперед. При снижении с эшелона, ветер в Пулково был на пределе минимума самолета. При переходе на связь с диспетчером"Круга" (1200м), "Круг" информирует, что ветер усилился и он не соответствует минимуму нашего самолета. Посылает экипаж на запасной, согласно инструкции. Запасной Москва и Рига становятся не досягаемыми, в связи с малым остатком топлива. Эта информация поставила диспетчера "Круга" в стопор, он попросил время (а керосин-то уходит), через несколько минут он предложил военный аэродром Псков. Что было делать? Сейчас командир вправе принять решение на производство посадки в сложных метеоусловиях (нарушение минимума самолета), в то время указание диспетчера - закон. Вспомните катастрофу над Бадонским озером, когда диспетчер убил уйму людей, в том числе детей. Расплата настигла его только от отца убитой семьи. Суд не нашел вины диспетчера. Экипаж наскреб 3 000 м. и пошел в Псков. после связи с военным диспетчером, экипаж был уведомлен, что их не ждали, полоса металлическая и в снегу. Можно сесть на грунт, она почищена, для полета своих самолетов. Почему не очистили основную полосу нам не сообщили. Экипаж начал снижаться , а стрелки обеих групп уже около нуля. На высоте 300 метров загорелся минимальный остаток топлива. Перед полосой в Пскове, проходила железная дорога с проводами пол высоким напряжением и выемка грунта, вообщем приземление с салютом было обеспечено. Сели с первого захода, естественно, притерли у торца. Самолет срулил с полосы на рулежку и ... остановились сразу оба двигателя. Экипаж использовал все секунды отпущенные ему всевышним. Полярники были пристегнуты оператором, предупреждены о возможной грубой посадке. По иронии природы, в Пскове потеплело и снег подтаял до луж. Полярники спустились из самолета, экипаж заверил их о вылете после заправки через 30-40 минут. Полярники естественно были в пуховиках и унтах. На асфальте лужи. Полярники дружно сообщили, что они на автобусе доберутся быстрее. Местные жители и лужи были очень удивлены одеждой и особенно обувью гостей города.

спасибо