26,2K подписчиков

Карта Ада. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте Алигьери

3,8K прочитали

Сандро Боттичелли и Данте Алигьери связаны единой нитью, походящей через историю. Художник эпохи Возрождения был очарован автором «Божественной комедии», который жил двумя веками ранее. Считается, что иллюстрировать литературное произведение Боттичелли начал по заказу одного из представителей могущественного семейства Медичи. На создание рисунков ушло много лет.

Карта Ада. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте Алигьери. Сандро Боттичелли, 1488
Карта Ада. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте Алигьери. Сандро Боттичелли, 1488

Боттичелли использовал технику серебряной иглы для создания рисунков, и большинство из них так и остались непроработанными. Ряд иллюстраций прорисован тушью, но полностью раскрашены темперой лишь четыре страницы.

Наказание лицемеров и льстецов. Ад XVIII. Иллюстрация к "Божественной комедии". Сандро Боттичелли
Наказание лицемеров и льстецов. Ад XVIII. Иллюстрация к "Божественной комедии". Сандро Боттичелли

Один из таких рисунков – «Карта Ада», визуальное представление загробного мира. Ад здесь представлен в виде перевёрнутого конуса, полного кровавых деталей. В «Комедии» Данте рассказывает, что он возник, когда Бог сбросил Люцифера на Землю. Последний, как источник Зла, находится в центре Земли – в самой дальней точке от Создателя. В кругах загробного мира грешники искупают свои преступления, и художник невероятно подробно изображает их муки. Этой темой он особо интересовался в последние годы своей жизни под влиянием фанатичного проповедника Джироламо Савонаролы.

Люцифер. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии". Сандро Боттичелли
Люцифер. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии". Сандро Боттичелли

В своём тексте поэт оставил подсказки, по которым можно вычислить дату его путешествия в Ад. Сама поэма начинается словами «Земную жизнь пройдя до половины…» – свидетельство того, что Данте исполнилось 35. Он считал, что люди живут по 70 лет, как это записано в псалме 89 («Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет») и обозначил середину своей жизни. Автор родился в 1265 году, значит, действие происходит в 1300-м.

Многие предшественники Боттичелли украшали рукописи «Божественной комедии», но именно его рисунки насыщены подробностями и исключительно точно следуют эпосу Данте. «Карта Ада» – это многослойный образ ужаса и страдания. Скупые вынуждены вечно толкать тяжёлые камни, гневные и угрюмые навсегда застряли в мутной воде Стикса, а еретиков пожирает очищающий огонь. Их со всех сторон охраняет множество бесов.

Точная дата создания иллюстраций неизвестна и до сих пор является предметов научных споров. Учёные считают, что Боттичелли работал над ними несколько лет и называют два наиболее вероятных периода – с середины 1480-х годов до примерно следующего десятилетия или между 1480-м и 1505-м годами. Боттичелли так и не закончил работу.

В настоящее время известно о существовании девяноста двух пергаментов с рисунками. Восемьдесят пять из них были обнаружены в конце XIX века в коллекции герцога Гамильтона. В 1882 году директор берлинского Гравюрного кабинета Фридрих Липпман, действуя быстро и тихо, выкупил все листы для коллекции своего музея. Сообщение о продаже вызвало протесты в британской прессе и парламенте, однако аннулировать сделку не удалось.

Вскоре после этого выяснилось, что еще восемь рисунков из той же рукописи находятся в библиотеке Ватикана. Прежде они принадлежали шведской королеве Кристине, и после её смерти в Риме в 1689 году были куплены папой Александром VIII. В их число входит и «Карта Ада».

Королева Кристина Шведская (Безжалостная) и Сантинелли. Эжен Делакруа, 1844
Королева Кристина Шведская (Безжалостная) и Сантинелли. Эжен Делакруа, 1844

Время разделения этих страниц неизвестно. Впервые за столетия хрупкие работы из Берлина и Ватикана собрались вместе в 2000-2001 годах на выставке, которая объехала столицу Германии, Рим и Лондон.

Оригинал статьи размещен по адресу
artchive.ru