Знаете, какого отечественного автора стоило бы назначить знатоком в сфере ЭКО?
Конечно, великого баснописца Ивана Андреевича Крылова, потому что он в известном каждому произведении «Стрекоза и муравей» вывел под видом стрекозы типаж, который является завсегдатаем клиник ЭКО.
Ко мне, увы, часто обращаются женщины со стажем бесплодия в 3-5-10 лет. «Где же Вы были раньше?» - вопрошаю я. «Я лечилась от бесплодия», - скромно и с достоинством отвечают они.
Из типовых «методов лечения» я составила это сатирический список. Так лечиться от бесплодия не надо!
Режим сарказма: вкл.
Итак, у Вас бесплодие. После некоторого времени, в течение которого у Вас были незащищенные половые акты с партнером, беременность так и не наступает. Это время наука определяет как один год (6 месяцев после 35 лет), но кто-то считает себя бесплодной после первого же полового акта, не окончившегося беременностью, а кто-то не считает таковой и после 10 лет бесплодных попыток забеременеть.
Надо, безусловно, сначала подождать: вдруг само пройдет (ну, в смысле само получится). Чем дольше ждать, тем лучше.
Потом, если «само не получается», надо посоветоваться с подругой/сестрой/тетей/бабушкой. Они же всё знают. Беспременно у кого-нибудь отыщется коллега/соседка/знакомая, у которой было «вот точно такое же» и ей помогло есть соленые огурцы/не есть соленые огурцы (нужное подчеркнуть). Причины бесплодия же у всех одинаковые: помогло одной, поможет всем.
Однако, невероятно! Огурцы не помогают! Тогда, наверное, стоит попить витаминки или БАДы. Всё равно какие, лучше подороже. Спрошу у аптекаря, она точно в курсе.
И снова мимо. Тут в ход идет тяжелая артиллерия. Чтобы никого ненароком не обидеть и не попасть под новую статью УК, напишу обтекаемо: надо обратиться к Юноне, той древнеримской. Или Гере, если Вы предпочитаете Древнюю Грецию.
Про суеверия: не забываем почаще бывать рядом с беременными. Помогает. У роддома постойте, у женской консультации. У ЗАГСа, на худой конец. Можно попросить погладить живот.
Опять не получается. Пора обратится к колдунам и экстрасенсам. Наверное, на мне «венец бесплодия». Поскольку им тоже нужны деньги, то обряды исцеления будут цветастыми, значительными и монументальными, чтоб и дураку было понятно, за что такие деньги.
Минутка голоса разума: да, бывают случаи, когда больной вылечивается и от вышеприведенных "методов". Это называется «плацебо». Когда никакого реального лечения не проводится, а выздоровление всё-таки наступает; касается не только бесплодия.
Именно поэтому при испытании новых лекарств подопытных больных делят на группы и одной из групп дают пустышку, плацебо. Всем, естественно, говорят, что лечат настоящим новым лекарством; больные, естественно, хотят выздороветь.
Экспериментаторам и нужна разница в эффекте между контрольной группой и той, что принимала пустышку.
Если разница есть – значит, лекарство действует. Бывает, что и в группах плацебо кто-то выздоравливает благодаря силе воли, стечению обстоятельств, вере и т.д.
Но вот рассчитывать на это не стоит. Известны случаи, когда люди падали из самолетов с огромной высоты и оставались живы, но ведь это не значит, что так везет всем.
В бой идет народная медицина: припарки, отвары, травы. С понятным эффектом.
Наконец, женщина идет правильной дорогой. К гинекологу. С огромным уважением отношусь к коллегам, ведь я тоже гинеколог, однако, порой коллеги начинают не спеша, с чувством, с толком, с расстановкой лечить бедняжку…по методикам прошлого века, утвержденным еще Минздрав СССР.
Это уже много лучше вышеописанного и, как минимум, не вредит. Но, к сожалению, малоэффективно. Лет 50 назад и от такого лечения была польза по принципу «на безрыбье и рак рыба». Но сегодня это просто каменный топор в космическую эпоху.
Режим сарказма: выкл.
И вот спустя много лет такая женщина попадает на прием ко мне (или к моим коллегам). Перепробовавшая уже всё на свете, потратившая несусветные деньги (и это еще полбеды) и самое главное – время.
Женский организм так устроен, что зачать, выносить и родить он «предназначен» примерно до 30-35 лет.
Да, да, у меня тоже есть знакомые, которые родили сами в 40+. Возвращаюсь к сравнению с падениями с высоты без последствий. Сюда можно добавить отсутствие травм при взрыве рядом гранаты, выигрыши в казино – да, такое бывает, но редко…
Именно поэтому про таких родивших в 40+ и говорят, потому что это уникальное явление. И молчат про сотни других женщин этого возраста, которым этого не удалось.
После 30 шансы стать матерью уже уменьшаются, а после 35 – тают как снег в мае.
Врачи не волшебники, им нужен материал в виде яйцеклеток, с которыми можно работать. Нет яйцеклеток в яичниках – хоть тресни, ничего уже не сделаешь. Запас яйцеклеток у женщины есть при рождении, потом всю жизнь он расходуется.
И ведь можно же:
- стать матерью пораньше – «Что вы! Я еще не готова. Мне нужно карьеру построить/мир посмотреть/пожить для себя»
- заморозить яйцеклетки на будущее, т.н. «отложенное материнство» - «Что вы! У меня всё будет хорошо. Выношу и рожу, когда соберусь. Меня бесплодие не коснется»
- использовать донорские яйцеклетки – «Даже не говорите об этом! Это будет не родной ребенок».
И вот мы, репродуктологи, применяем заумные схемы лечения, комбинируем дорогостоящие препараты, советуемся на консилиумах, подключаем эндокринологов, генетиков и других коллег, эмбриологи колдуют над сверхмощными микроскопами, чтобы получить один чахлый эмбрион.
А всего-то надо было – прийти на пару лет раньше.
PS. Буквально вчера я слушала выступление Аллы Калугиной (нашего очень известного гинеколога-репродуктолога) на конгрессе в Дубае. Помимо прочего она рассказывала об отрасли ЭКО в России, ну там, средний возраст пациентки, какие схемы лечения используются и т.д.
И в том числе обмолвилась, что среднее время бесплодия (от момента, когда женщина понимает, что беременности нет, до обращения к репродуктологу) в России составляет 5 лет.
Эта цифра сразу вызвала нездоровое оживление среди иностранных докторов в зале и сразу последовал вопрос: а почему так долго-то?
Понимаю всю трудность положения докладчицы, не хотела бы оказаться на её месте. Объяснять иностранцам всю нашу специфику мне лично было бы очень неловко.
Вот и доктор Калугина ответила, что, мол, наши пациенты очень долго решаются, а потом идут-де для начала к эндокринологам, где и прохлаждаются по 5-6 лет.
Гражданки! Не заставляйте нас краснеть на международных конференциях, обращайтесь к врачу сразу!