Уже более века по улицам Белграда курсируют и грохочут трамваи, ежедневно перевозя в ту или иную сторону тысячи жителей сербской столицы. И хотя «Двойка» приобрела культовый статус и оккупировала строгий центр города, отсутствие линии №1 остается загадкой, которую обсуждают годами.
В конце XIX века, когда Белград больше походил на турецкий город, чем на европейский мегаполис, конный экипаж тащил первый столичный трамвай по маршруту Калемегдан - Славия. 14 октября 1892 года новая линия получила логическое название №1.
Вплоть до окончания Второй мировой войны эта линия работала по своему маршруту, который при необходимости то сокращался, то расширялся.
Между двумя мировыми войнами какое-то время существовала даже линия 1а, которая проходила от храма Святого Саввы, бывшей Приштинской улицы (нынешняя улица царя Николая II), до Красного Креста.
В 1947 году на улицы Белграда прибыло «новое чудо света» - троллейбус. Это был первый троллейбус в столице, который «украл» маршрут и номер трамвая 1. Таким образом, «единица» продолжила свою жизнь как троллейбусная линия.
После введения маршрута от Калемегдана до Лекино-брдо с номером 11, линия 1 исчезла. Так было до 1978 года, когда на улицы Белграда вновь вернулся трамвай № 1. Этот период еще помнят пожилые горожане - «Единица» проходила из Калемегдана в Раковицу (а позднее и в Кнежевац).
Ставшая мифической линия №1 была окончательно упразднена после 1985 года, так как власти подсчитали, что на ней мало пассажиров, что, вероятно, было следствием ее частичного перекрытия с линией №3.
С тех пор и по сегодняшний день «единица» существует только в воспоминаниях и историях пожилых горожан, которые еще помнят времена, когда она грохотала по улицам Белграда.
Источник: istorijskizabavnik.rs