30 подписчиков

ФИЛОСОФИЯ, ТЕОЛОГИЯ И НАУКА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Часть 1.

Философия, как единое целое. Влияние религии.

В эпоху средневековья естественные науки (астрономия, арифметика, геометрия и физика) развивались мало, поскольку не были самостоятельными. Все науки развивались в рамках теологии, сохраняющей связь с философией. Философия и богословие выступали как единое целое: философия сохраняла богословские темы, а богословие не отказывалось от своей философской компоненты. Их разделение произойдет лишь в XII веке с введением Ф. Аквинским концепции двойственной истины. Естественные науки выделятся в особую рассудочную область знания еще позднее, поскольку для этого были необходимы поворотные пункты в развитии культуры, связанные с переоценкой традиционных ценностей и понятий, идущих от античности. Только в эпоху Просвещения наука, на протяжении многих веков черпавшая из философии свои гипотезы, выйдет из ее лона, но будет еще находиться под влиянием религиозного сознания.

Христианство неоднозначно относилось к греко-римскому философскому наследию. С одной стороны, они видели в нем необходимость, так как ща ним стояла великая гречиская традиция с их размышлениями и идеями, с дрегой стороны, эти идеи представляли опасность для христианского вероучения. Ситуация в III - V веках усугублялась тем, что языческий мир накануне своей гибели уже осуществил свой последний философский синтез. Против христианства стоял неоплатонизм, систематизированный в творчестве Плотина. Его новое учение об Универсуме исходило из понятия Единого - первосущности мира и его ипостасях - Уме, Мировой душе и материи. В нем переплелось множество философских представлений: о дифференциации Единого и отпадении от него космического Ума (неопифагореизм), о порождении Умом мыслей, образов и идей (аристотелевское учение о космическом Уме и божественных энергиях, а также учение Платона об идеях), об истечении Ума к Мировой душе и порождение ей материи (мотивы восточной философии). В неоплатонизме присутствовали также идеи стоиков о тождестве Единого с внутренним «я» человека и периодических огненных катаклизмах, очищающих Землю.

Философия и религия. https://images.app.goo.gl/VNbTzRwbpyFxgTPA8
Философия и религия. https://images.app.goo.gl/VNbTzRwbpyFxgTPA8

Что из себя представлял неоплатонизм?

Неоплатонизм представлял собой продуманную философскую систему, построенную по всем правилам диалектики и имевшую своих аскетов, чудотворцев и воителей за веру (например, римский император Юлиан Отступник). Как философскоеучение он простирался от запросов оккультизма до «холодной» аналитической мысли и был доступен избранному кругу лиц, разбиравшихся во всех тонкостях этого учения.

Неоплатонизм. https://images.app.goo.gl/gVa6UFHVwxPjrxy57
Неоплатонизм. https://images.app.goo.gl/gVa6UFHVwxPjrxy57

Неоплатонизм был обречен в борьбе с христианским вероучением, так как он не учитывал интересы простого обывателя, жизнь которого включала в себя страдания, греха и жертвы. Плотин описывал космическое бытие как божественную игру природы с людьми. Его последователь Прокл видел смысл сущего в геометрическом хохоте богов, которые с отторжением предоставляли слнзы людям. Неоплатоники ставили в основу всего цикличность жизни человеческой и мира, вместо личности и истории. Как Единое выступает из самого себя и возвращается в себя, так и человеческая жизнь повторяется по кругу.

«Да не будет! -восклицает Августин Аврелий, - чтобы нам поверить этому... По кругу блуждают нечестивцы; не потому, что их жизнь должна возвращаться на предполагаемые ими круги, но потому, что таков путь их заблуждения, т. е. ложное учение»

Идеи неоплатонизма были очень сильны, чтобы преодолеть их, христианство было вынуждено пересмотреть весь концептуальный аппарат, унаследованный от античности.

Плотин. https://images.app.goo.gl/K5DCvMGTNbh5WEX67
Плотин. https://images.app.goo.gl/K5DCvMGTNbh5WEX67

Понятие бытие.

 В первую очередь, богословы IV - V веков обращаются к понятию бытия. Как и античные философы, они вкладывают в это понятие ценностное содержание. Бог и есть бытие, и свое преимущество - совершенство он дарит всем вещам. Бытие в вещах есть знак присутствия в них Бога. 

«Я не был бы, я совершенно не мог бы быть, если бы Ты не присутствовал во мне!» - восклицает Августин.

Но и в греческой философии принимали бытие как совершенство и верили в присутствие богов в вещах. С античной точки зрения, бытие распределяется богинями судьбы - Мойрами по законам жеребьевки. Безжалостные Мойры были совершенно равнодушны к каждой вещи. Совсем иное в христианстве. Совершенный космос, созданный Творцом - это дар человеку, что вызывает в нем только благодарность. Водораздел здесь проходит между жеребьевкой и даром, между необходимостью и свободой, природным и личностным.

Бытие. https://images.app.goo.gl/FLV6ToNmVyjoNqk29
Бытие. https://images.app.goo.gl/FLV6ToNmVyjoNqk29

Понятие природы.

Богословы подвергли также пересмотру главное понятие, лежащее в основе античной науки, каким являлось понятие природы. Античная наука утверждала, что природа вечная (Аристотель) и имеет самоценный и самостоятельный статус (Платон и неоплатоники). Богословы, в отличие от античных философов, должны были показать всемогущество Творца, создавшего и покой, и движение, и порядок во Вселенной. Поэтому на первый план у них выступили идеи творения и божественного всемогущества.

  • В первую очередь, они выступали против неоплатонического учения, отстаивая самостоятельность Творца. Его свободную волю и тварную сущность природы. В неоплатонизме природа понимается как эманация божественного Единого и неотделима от него, кроме того, природа есть продукт естественного процесса, поэтому начало движения находится в ней самой. Природа, таким образом, наделялась сакральным статусом.

Такого мотива в понимании природы богословы не могли допустить и выработали физические воззрения на природу в соответствии с догматами о творении, всемогуществе Бога и Боговоплощении. 

  • В христианстве природа стала рассматривается как творение Бога. Бог надприроден и Он отличен от нее. Начало движения не в природе, а в Творце. Кроме того, она есть чудо творения, как и первоначальное сотворение материи из ничего, и это чудо постоянно происходит на наших глазах, и только этим фактом можно объяснить разнообразие физических явлений. 

В сочинении Бэды Достопочтенного (ок. VII в.) «О четырех сторонах божественного творения» написано так: «Божественная деятельность, которая сотворила мир и управляет им, может быть разделена и рассмотрена с четырех точек

зрения.

  1. Мир сей в замысле Слова Божьего не создан, а существует вечно.
  2. Элементы мира были сотворены в бесформенной материи все вместе, ведь Бог, живущий вечно, создал все одновременно. 
  3. Эта материя в соответствии с природой одновременно созданных элементов не сразу преобразовалась в небо и землю, но постепенно, за шесть дней.
  4. все те семена и первопричины вещей, которые были сотворены тогда, развиваются естественным образом все то время, что существует мир, так что до сего дня продолжается деятельность Отца и Сына, до сих пор питает Бог птиц и одевает лилии.

Таким образом, по Бэде, Бог действует с величайшим постоянством и, следовательно, отсюда напрашивается вывод, сделанный впоследствии Декартом о том, что сотворенная материя всегда сохраняется во Вселенной.

Природа. https://images.app.goo.gl/JdQi8Kfe4xfa4KvV6
Природа. https://images.app.goo.gl/JdQi8Kfe4xfa4KvV6

Что изменилось V - XII век.

С V по XII века духовный поиск устремлен не к познанию природы, которая выступает теперь как творение и потому отсылает к Творцу, а к познанию Бога и человеческой души. Отсюда природные явления выступают в качестве символов, указывающих на другую реальность, и раскрываются человеку лишь в посмертии. Природа начинает рассматриваться не в качестве цели, познать которую невозможно, а средства, вполне пригодного для ведения мирских дел - торговли, мореплавания, землемерия и т. д. Науки изучаются не ради них самих, как в античности, а нацелены на решение практических задач. 

Именно тогда проявляется интерес к познанию природы, напрямую связанный с технической революцией XII века. Изобретения хомута, рулевого управления и компаса изменили духовную и материальную жизнь людей Запада. Началась активная циркуляция людей и богатств. Стали востребо-ваться активные грамотные и образованные люди. Именно тогда схоласты и восприняли Аристотеля, поскольку вместе с его трудами в оборот входил огромный естественнонаучный материал. Но богословы не могли сразу принять физику Аристотеля, так как теология находилась в явном противоречии с аристотелевским учением о вечности мира и его несотворенности. Кроме того, Аристотель давал новый подход к изучению явлений природы - индукцию, которой схоластика не доверяла. Поэтому богословы были вынуждены с помощью философии пересмотреть ключевые понятия аристотелевской физики и выработать новый концептуальный аппарат, обеспечивший дальнейший прогресс науки.

Аристотель. https://images.app.goo.gl/5sDqDDreWV24er4h7
Аристотель. https://images.app.goo.gl/5sDqDDreWV24er4h7

В качестве главных моментов в отношениях между философией, богословием и наукой в средневековье можно выделить следующие:

  1. Стремление ранних христианских мыслителей II - IV веков к сохранению и переработке античного наследия в соответствии с догматами веры.
  2. Спад интереса к познанию природы в VI - XI веках. В богословских трактатах сохраняются и осмысливаются отдельные фрагменты из учений античности. Изменение ситуации в XII веке: принятие богословами метафизики Аристотеля и переработка его физики в XII - XIII веках.
  3. Отвержение схоластикой в XIV веке аристотелевской физики.

Несмотря на то, что ранние христианские мыслители II - IV веков находились под влиянием эллинистической философии, они выступили против языческих учений, в которых небесные тела наделялись душой, и им приписывалась разумность, а их движения зависели от интриг и желаний богов. Общество должно было увидеть в звездах камни, а не души (или тела, или глаза богов).

Под возмущенные крики языческих мудрецов: «Отрицая разумность светил, они препятствуют постижению истины!», римский император Юстиниан, принявший христианство, провозгласил: «Кто говорит, что небо, солнце, луна, звезды, воды, которые выше небес, есть существа одушевленные и некоторые разумно - вещественные силы, - да будет анафема!» 

Это был большой шаг в демифологизации астрономии, поскольку первые богословы освободили физику от мифологии и тем самым создали условия для появления научной астрономии. Движения небесных тел должны подчиняться не богам, а законам математики.

Первые богословские школы объединяли такие общие идеи, как:

  1. Различие между Творцом и творением. Бог есть духовное начало в природе, а не звезды, Луна и Земля. Обожествление природы есть идолопоклонство.
  2. Непризнание таких первопричин вещей как стихии, атомы и неделимые тела.
  3. Неприятие первыми богословами Иустином, Ипполитом Римским Тертуллианом платоновской идеи вечности материи. Главный аргумент Иустина, выдвинутый им в послании «Увещание к эллинам», заключается в том, что сила вещества, которую Создатель не творил, может воспротивиться Его воле, над не-сотворенным у Него не было бы никакой власти.
  4. Отвержение идеи стоического вечного круговращения мира (цикличности) и отстаивание убеждения в начале мира во времени и его конце.
  5. Отстаивание убеждения в единстве мира и его гармонии. 

В целом, ранние христианские мыслители IV столетия демонстрировали различные подходы к космологической проблематике, поэтому библейская космология по-разному рассматривалась в Антиохийской, Сирийской, Каппадокийской и Александрийской богословских школах. Спор велся по поводу шести дней творения. Главное отличие заключалось в следующем: антиохийцы (прежде всего, Иоанн Златоуст) принимали буквальный смысл книги Бытия и буквальное понимание дней творения (в 24 часа), и в этом они были схожи с сирийцами (Ефрем Сирин). Александрийцы же принимали теорию об общем мгновенном творении и толковали творение аллегорически. Каппадокийские отцы Церкви Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский - занимают здесь промежуточное положение: они учили об общем творении и о действующих в творении вложенных потенциях, но принимали и дни творения, не считая их аллегорией, и понимали их не как временные промежутки, а как фазисы становления Вселенной. Кроме того, в своих исследованиях они более других привлекали данные современной им науки.

Богословы.

Между первыми богословами, разрабатывавшими космологическую проблематику, не было единства и в понимании структуры мира. Для этого некоторые из них пытались с помощью греческой астрономии истолковать Библию. Другие богословы не принимали многих идей греческой астрономии. Например, Ориген (184 - 254) и Василий Великий (329 - 379) в противовес аристотелевской идее разделения мира на два качественно разных мира - подлунный мир (мир четырех элементов) и надлунном мире (мир эфира - пятого элемента), вводят идею единства и однородности мира. 

Были также мыслители, например, Лактанций (240-320) требовавшие буквального толкования Библии, утверждая, что земля плоская и, обладая знанием греческой астрономии, тем не менее, считали ее идеи и построения бессмысленными и абсурдными. Можно выделить и богословов, для которых характерно полное пренебрежение научной астрономией греков. Это Севериан, Диодор, Феодор Мопсуестский и Иоанн Златоуст, у которых отсутствует соотнесение с математической астрономией греков.

Богословы. https://images.app.goo.gl/JWo7WgbjVxuUea8y5
Богословы. https://images.app.goo.gl/JWo7WgbjVxuUea8y5

Такое отношение к греческой астрономии являлось весьма показательным в том плане, что оно, в общем, воспроизводило отношение раннего христианства к греческому знанию.

Как видно, взаимодействие христианства и астрономии на средневековом латинском Западе, обуславливалось, прежде всего, необходимостью создания христианской космологической картины мира, отсутствовавшей в Библии, а также практическими потребностями установления календарного счета.

Продолжение следует...

Источники:

  • Гайденко, П.П. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении / П.П. Гайденко, Г.А. Смирнов. - М.: Наука, 1989. - 352 с.
  • Ясперс, К. Ницше и христианство / К. Ясперс; пер. с нем. - М.: Медиум, 1994.- 114 с.
  • Гайденко, П.П. Философия природы в античности и в средние века / П.П. Гайденко, В.А Петров. - М.: Прогресс - Традиция, 2000.- 608 с.
  • Валяжный, С. Другая история науки / С. Валяжный С., Д. Калюжный, А. Жабинский. - М.: Вече, 2002. - 576 с.
  • Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений // Деяния Вселенских Соборов. Т.3. - СПб, 1996. - 537 с.

Ознакомьтесь:

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО СТУДЕНЧЕСТВА.

#философия #теология #наука #средневековье #астрономическая система мира Аристотеля