Найти тему

Зарождение мирской религии. Культ Змея и его учение

126 прочитали
(все три части статьи читайте здесь) "Хитрейший  из всех зверей полевых [или "разумный" среди всех зверей], которых Иегова [на библ. ивр. יהוה ] Бог создал, был змей.

(все три части статьи читайте здесь)

"Хитрейший из всех зверей полевых [или "разумный" среди всех зверей], которых Иегова [на библ. ивр. יהוה ] Бог создал, был змей. Он сказал жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте плодов ни с какого дерева в саду? Жена сказала змею: мы едим плоды с дерев в саду. Только плодов с дерева, которое посреди сада, сказал Бог, не вкушайте, и не прикасайтесь к нему чтобы не умереть.

И сказал змей жене: не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плода его, откроются глаза ваши, и вы будете, как Боги [или "как Бог"], знающие добро и зло. Жене показалось, что это дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для очей, и что прекрасно это дерево, потому что дает знание: и она взяла плод его, и ела; также дала мужу своему, и он ел.

Тогда у них обоих открылись глаза, и они увидели, что наги, и сшили смоковныя листья, и сделали себе опоясания. И услышали глас Иеговы Бога ходящаго в саду во время прохлады дня, и скрылся человек и жена его от лица Иеговы Бога между деревьями сада. И воззвал Иегова Бог к человеку и сказал ему: где ты? Он сказал: я услышал глас Твой в саду и убоялся, потому что я наг, и скрылся. А Он сказал: кто тебе сказал, что ты наг? разве ты вкусил от древа, от котораго Я запретил тебе вкушать?..." (Бытие 3 глава — Библия — Перевод архимандрита Макария Глухарева: https://bible.by/mac/1/3/ )

(все три части статьи читайте здесь) "Хитрейший  из всех зверей полевых [или "разумный" среди всех зверей], которых Иегова [на библ. ивр. יהוה ] Бог создал, был змей.-2

"Змей — в мифологии многих народов символ плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой. Первоначально мифологический змей изображался как большая змея. В дальнейшем образ обретает некоторые черты животных, сменяется образом крылатого или пернатого змея-дракона, дракона с головой коня и телом змеи. Представление о существах со змеиным туловищем и человеческой головой развито в древнегреческой, индуистской, эламской и некоторых других мифологиях. Для японской и ряда индейских традиций характерен образ рогатого змея[1].

Статуи Нагов, Индия
Статуи Нагов, Индия

...

Свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений. Это и солнечное начало, и лунное, жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое (См. подробнее Уроборос). Фаллический символ, оплодотворяющая мужская сила, муж всех женщин, присутствие змеи почти всегда связывается с беременностью. Змея сопровождает все женские божества, в том числе Великую Мать, и часто изображается у них в руках или обвившейся вокруг них.

Великая богиня на спиралях фестского диска
Великая богиня на спиралях фестского диска

...

В своей хтонической ипостаси змея враждебна Солнцу и всем солнечным и духовным силам, символизируя тёмные силы в человеке. При этом позитивное и негативное начала находятся в конфликте, как в случае Зевса и Тифона, Аполлона и Пифона, Озириса и Сета, орла и змеи и т, п. Она символизирует также изначальную инстинктивную природу, прилив жизненной силы, неконтролируемой и недифференцированной, потенциальную энергию, воодушевляющий дух.

...

в развитых мифологических системах (где змей часто носит черты дракона, внешне отличающегося от обычной змеи) нередко обнаруживается прежде всего его отрицательная роль как воплощения нижнего (водного, подземного или потустороннего) мира[1].

В Египте кобра (uraeus) — символ высшей божественной и царской мудрости и власти, знания, золота. Апоп (полоз), как и Сет, в том его качестве, которое роднит его с Тифоном, — это змея тумана, демон тьмы, разлада и разрушения, и, кроме того, вредоносный аспект палящего солнца.

...

В Греции змея олицетворяет мудрость, обновление жизни, воскресение, исцеление, и в этом качестве считается атрибутом Эскулапа, Гиппократа, Гермеса и Гигеи. Змея — одна из ипостасей Эскулапа как спасителя и целителя. Жизненный принцип, agathos daimon (добрый демон), иногда — териоморфный облик Зевса-Аммона и других божеств. Змея посвящена Афине как богине мудрости и Аполлону Дельфийскому как богу света, поражающего питона (Пифона). Аполлон не только избавляет солнце от сил тьмы, но и освобождает человеческую душу воодушевлением и светом знания.

Змея — одна из ипостасей Эскулапа
Змея — одна из ипостасей Эскулапа

...

В гностицизме змея — автор божественного гнозиса [с греч. "знание"]. Крылатый змей олицетворяет Мировой Свет, знание и просветление, если его окружает нимб.

...

В индуизме змея — шакти, природа, космическая сила, хаос, бесформенное, неявное, проявление ведийского огня Агни, свирепого змея. Чёрная змея символизирует потенциальность огня. В качестве Калии, побеждённого Кришной, танцующим на его голове, змея означает зло. Кобра символизирует гору Вишну и в этом качестве означает знание, мудрость и вечность.

...

Наг и Нагана — это царь и царица или духи, часто по праву настоящие божества, их изображают или полностью в человеческом облике, или в виде змей, или как людей с головой и капюшоном кобры, или с головами обычных змей, или же они люди выше талии, а ниже талии имеют змеиное тело. Они часто имеют то же значение, что и дракон в Китае, принося дождь и жизненную силу вод, плодородие и омоложение. Это стражи порога, дверей и сокровищ, материальных и духовных

...

У маори змея — земная мудрость; тот, кто прокладывает путь на болотах; орошение земли и рост.

...

В минойской традиции символика, связанная со змеёй, играла на Крите важную роль. Есть свидетельства существования на острове доистического культа змеи. Великая Богиня, защитница домашнего очага, изображается со змеями в руках. Позднее змеи ассоциируются с заменившими её божествами. На древних монетах эта богиня изображается сидящей на троне под деревом и ласкающей голову змеи. Символика змеи и дерева тесно взаимосвязаны.

...

В Океании змея — один из творцов мира. Присутствие змеи связывалось с беременностью. Местами считается, что Космический Змей живёт под землёй и в конце концов уничтожит мир.

В Скандинавии змей Ёрмунганд охватывает весь мир бесконечными извивами океанских глубин. Змея Нидхёгг (ужасный укус), живущая у корней космического дерева Иггдрасиля и постоянно его грызущая, олицетворяет силы зла во вселенной.

В шумеро-семитской традиции вавилонская Тиамат, Безногая, Змея Тьмы, изображаемая также в виде дракона, представляет собой хаос, недифференцированность и неразделённость, коварство и порочность, уничтоженные Мардуком — богом Солнца и света. Ассиро-вавилонские Лакшми и Лакшами, ипостаси моря-Эа, — это змей и змея, порождающие мужское и женское начала неба и земли. Иштар, как Великая Богиня, изображается со змеёй.

...

Морской змей — термин, которым в криптозоологии и мифологии обозначают морское змееподобное существо, упоминающееся в мифах и легендах разных народов мира и в свидетельствах очевидцев. Образ представлен в различных мифологических традициях.

...

(все три части статьи читайте здесь) "Хитрейший  из всех зверей полевых [или "разумный" среди всех зверей], которых Иегова [на библ. ивр. יהוה ] Бог создал, был змей.-6

Воин на коне, повергающий змея, является весьма распространённой символической композицией у различных народов. В символике сюжета о Георгии Победоносце змея олицетворяла язычество." (Википедия, Змей в мифологии)

"Трудности истолкования. Символ земной (не духовной) мудрости; змея самое "заземленное" животное, она простирается по земле всем своим телом и как бы сливается с ней. Иными словами, змея неотделима от земли ..."
(Бытие 3 глава — Библия — Женевская Библия:
https://bible.by/geneva-bible/1/3/ )

"наги. Слово, переведенное здесь как "нагой", имеет два значения: "нагой" (ст. 7) и "хитрый", "коварный" (ст. 1). Люди стремились стать мудрыми, но стали "нагими", т.е. утратившими то, что имели, и "хитрыми", или "коварными" (т.е. обрели те качества, которыми обладал змей). Обнаружив, что они теперь походят на змея, люди "сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание", возможно, таким образом желая уменьшить или скрыть это сходство."
(Бытие 3 глава — Библия — Женевская Библия:
https://bible.by/geneva-bible/1/3/ )

"В евр. тексте очевидна связь — посредством игры слов — между Быт. 3:1 и 2:25: Адам и Ева были «наги» (аруммим); змей был хитрее (арум — проницательнее, хитрее) других. Их нагота говорила о том, что они не знали зла, не видели расставленных для них ловушек, и поэтому сатана пустил в ход свою хитрость, чтобы воспользоваться их чистотой и наивностью.Хитрость (здесь в значении и «проницательности», «утонченности») не является злом сама по себе (ведь одна из целей Библии состоит в том, чтобы сделать таковыми верующих: например, Прит. 1:4, где слово арма — «хитрость», «проницательность» переведено как «смышленость»). Однако змей употребил это свойство в злых целях.Итак, искусителем был сатана, явившийся в образе змея; в этом содержится намек на то, что искушение не приходит открыто, но маскируется; оно возникает неожиданно и может прийти от «подчиненного» (человеку положено было владычествовать над «пресмыкающимися по земле»; Быт. 1:28).В 3:1-7, по-видимому, налицо и полемический элемент: ведь змею поклонялись язычники. Бывший в их понимании символом жизни, он был на самом деле причиной смерти. Божественные «свойства» (обещание змея в 3:5) не даются посредством языческих верований и почитания их символов. Это путь смерти, а не жизни.

Христос, не знавший греха, был сделан «жертвою за грех». Он понёс на Себе наши грехи. Акт этот символизируется образом медного змея (Чис 21:5-9; Иоан 3:14-15; 2Кор 5:21). Медь — символ суда: медный жертвенник говорит о Божием суде, медный умывальник — о самоосуждении."
(Бытие 3 глава — Библия — Комментарии Скоуфилда:
https://bible.by/scofield-bible/1/3/ )

"наго́й наг, нага́, на́го, укр. наги́й, др.-русск., ст.-слав. нагъ γυμνός (Супр.), сербохорв. нȃг, на́га, на́го, словен. nȃg, ж. nága, чеш., слвц. nahý, польск. nagi, в.-луж. nahi, н.-луж. nagi Родственно лит. núogas «голый», лтш. диал. nuôgs (Эндзелин, KZ 42, 379); с др. ступенью вокализма: др.-инд. nagnás «нагой», авест. mаɣnа- (вероятно, из *nаɣnа; см. Граммон, IF 25, 371), др.-ирл. nocht, гот. naqaÞs, нов.-в.-н. nасkt «голый, обнаженный», лат. nūdus — то же (*nogedos); см. Траутман, ВSW 201; Мейе-Вайан 35; Педерсен, Kelt. Gr. l, 129; Вальде-Гофм. 2, 185. Сомнительно родство с др.-инд. nāgas «змея, слон», первонач. «голый зверь» (Зубатый, ВВ 18, 251; LF 17, 393 и сл.). Отсюда нагота́, ср. лит. nuogatà, др.-инд. nagnátā- ж. «нагота, обнаженность» (Мейе, ét. 294) [Ср. еще хетт. neku-mant- «голый» (В. В. Иванов, И.-е. корни в клинописном хетт. языке, дисс., рукоп., М., 1955, стр. 464). Махек (ZfS, 1, 1956, стр. 34) видит в балто-слав. *nōg- экспрессивное растяжение при *nŏg- в др. и.-е. языках. — Т.]" (Происхождение слова нагой в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М. )

"Наго́й. Общеслав. Того же корня, что нем. nackt «нагой, голый», лат. nudus, др.-инд. nagnás и т. п. Если, как думают некоторые ученые, слово родственно др.-инд. nāgas «змея, слон», то первоначальное значение — «без шерсти»." (Происхождение слова нагой в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М. )

"В Малом Тибете есть интересное местечко под названием  Кулу. Эту местность ещё называют Долиной змей. Поразительно то, что между езидским храмом Лалишем и храмом богини Ходимбы есть некая общность, касающаяся культа змеи.

Начало истории Кулу относится к великому потопу. По преданиям местных жителей, именно здесь человечество зародилось после потопа. Это не удивительно, что у каждого народа своя колыбель возрождения человечества. Когда-то на земле был один народ, о которого произошли другие народы. Новые народы, расселяясь по земле, унесли с собой легенды и историю, которая с веками обрастала новыми мифами.

Самый известный культ этой долины — поклонение змеям, то есть нагам. Так они называют их. В честь змей они каждую весну устраивают пышный праздник. Все жители Кулу вечером выносят молоко к их норам, а утром проверяют: если подношение выпито — добрый знак, наги обещают покровительство. Божественное происхождение змей жители Кулу не подвергают сомнению.

В газете Оракул от января 2013 года написано: «А вот в Ираке, древней колыбели цивилизации, возле города Шейх-Ади находится храм езидов, где прямо на дверях красуется изображение змеи. Здесь ее считают самой могущественной в мире силой». И действительно, культ змеи в езидских верованиях имеет особое значение. Езидам нельзя убивать этих рептилий. И в их честь даже назван род представителей духовенства из касты шехов. Шех Манд паша — в езидских легендах царь змей.

Почитание змей есть в верованиях многих народов. У аборигенов Австралии есть легенда о Змее-Радуге, которая создала реки, горы и людей. Древние египтяне тоже считали змею священным животным. Фараоны часто изображались со змеёй во лбу. В соседнем с Египтом царстве Куш кобры украшали все предметы и утварь дома. По легенде ацтеков, человека сотворил пернатый змей Кецалькоатель (см. фото).

(все три части статьи читайте здесь) "Хитрейший  из всех зверей полевых [или "разумный" среди всех зверей], которых Иегова [на библ. ивр. יהוה ] Бог создал, был змей.-7

Культ змеи также есть в верованиях древних славян. Древнерусская мифология донесла до нас образ некоего священного ящера- праотца, якобы создавшего все на земле. Истоки этого мифа уходят к началам древнеарийской культуры и являются, видимо, одними из самых древнейших. Многие ученые склоняются к тому, что образы сказочных змей связаны с реально существующими на земле змеями и динозаврами. А эта эпоха до нашей эры.

История человечества удивительна. Мифы, легенды, верования и обычаи всех народов имеют общие корни..." (Из статьи "Культ змеи в верованиях народов мира": https://www.gumilev-center.ru/kult-zmei-v-verovaniyakh-narodov-mira/)

Однако культ этих животных отмечен далеко за пределами зон их наибольшего распространения, т.е. жаркого и умеренного климата. Так, в Скандинавии, как следует из Старшей Эдды, большую роль играют мифические змеи (в частности, мировой змей Ермунгард, питатель жизни, опоясывающий мир 5 )

...

Таким образом, можно предположить, что офиолатрия сыграла значительную роль в развитии мышления и психологии человека, его языка, культуры, социальных и политических структур, а также науки и искусства. Э.Б. Тайлор приводит еще один пример столь же оригинального (совершенно самобытного) представления о змее, обожествленном самоанцами под именем Савеазиулео - «властителе судеб войны и всех других человеческих дел и в то же время главе подземного Болоту. Человеческая часть тела его покоится в его великом жилище в сообществе душ умерших вождей, а хвост, или нижняя оконечность тела простирается далеко в море в образе угря или змеи» 10 . В Книге Бытия Змей представлен самой хитрой из тварей земных. Он принимает участие в начале воспитания первой пары людей и выступает по существу в качестве жреца, наставляющего людей перед инициацией и тем самым соперничающего с Богом. Кроме того, недостойное поведение придает ему черты трикстера. Это явная реминисценция той роли, которую играла офиолатрия в первобытном обществе 11 . Как подчеркивает Т.В. Цивьян, нет сомнений «в том, что змей - основообразующий персонаж в модели мира» 12 .

...

Согласно греческому мифу, в жертву морскому чудовищу принесли Андромеду, которую спас змееборец Персей. Дельфийского дракона, сторожившего источник, убил Аполлон19 . Так возникло апокрифическое предание о Георгии Победоносце, усмирившем змия. Борьба со змеем - скорее эзотерическое действо. Например, в Старшей Эдде грядущее сражение Одина с мировым змеем Ермундгаром носит эсхатологический и космогонический характер 20 , что напоминает победу громовержца Чоппы над драконом, преобразившимся из змея и не дававшим земле отделиться от неба21 .

(из статьи Н.П. Гордеева "Змея в обрядово-религиозных системах различных народов": https://svart-ulfr.livejournal.com/428152.html)

Императорские одеяния императора Гуаньсюя, династия Цин. На его груди изображён жёлтый дракон.
Императорские одеяния императора Гуаньсюя, династия Цин. На его груди изображён жёлтый дракон.

"Каждый год в Китае проходит праздник в честь пробуждения дракона, повелителя воды. Этот праздник называется «лунтайтоу», что означает «дракон поднимает голову». Он приурочен к началу дождей, которые будут питать будущий урожай, и отмечается во второй день второго лунного месяца...

Драконы стали частью китайской культуры ещё до образования Китая как государства. Почему они являются такими важными?

В древнекитайском фольклоре дракон ― мистическое существо со сверхъестественными способностями. Драконы отвечают за воду и управляют климатом, поэтому они имели ключевое значение для китайской аграрной цивилизации.

Это мистическое существо олицетворяло силу и свободу. В китайской культуре синий дракон управляет стороной света Восток. На востоке от Китая находится Тихий океан. С точки зрения древних китайцев, там зарождаются и оканчиваются все реки страны. Дракон с пятью когтями считался символом императорской власти.

«Я знаю, что птицы умеют летать, рыбы ― плавать, а животные ― бегать, ― говорил Конфуций, ― но драконы! Для меня непостижимо, как они ездят верхом на ветре и покоряют небо».

Слова Конфуция подчёркивали важность драконов в китайской культуре, в то же время это была ссылка на Лао-Цзы, основателя даосизма, которого Конфуций сравнивал с драконом.

В китайской философии подчёркивается сила бесформенности. Тигр, которого в Китае считают царём зверей, обладает чистой энергией инь, земной энергией, но его власть ограничена сушей. Сила дракона ― небесная энергия янь, он возносится из воды и управляет погодой. Точно так же абстрактные идеи даосизма основаны на недеянии и понимании сути вещей в противоположность привязанности к формам.

Во время двух встреч с Лао-цзы Конфуций ощутил мудрость «старого мастера» (так буквально переводится имя Лао-цзы). Конфуций знал, что его учение, хотя и годится для морального наставления мирских людей, будет вечно уступать мудрости совершенствующихся, которые отбросили всё, чтобы совершенствоваться в Дао.

Потомство дракона

В большинстве китайских деревень есть храм в честь дракона, которому поклонялись, чтобы тот прислал дождь и, следовательно, обильный урожай. На небесах драконы играют роль небесных стражей или тянут небесную колесницу.

Помимо могущественного синего дракона на востоке в других сторонах света есть драконы поменьше. В любом месте, где есть вода и небо, живут драконы.

Ну а драконы-духи природы обычно делятся на более скромное число типов:
Тян-лун - возит богов, это небесный дракон
Фуцаньлун – подземный дракон, страж сокровищ и повелитель вулканов
Дилун – земляной дракон, управляет течением рек и морями.
Шэньлун – божество грозы, и правит ненастной погодой и ветрами."

Изображение дракона культуры хуншань в Пекинском государственном музее
Изображение дракона культуры хуншань в Пекинском государственном музее

(из статьи "Культ драконов в древнем Китае")

Учение "Змея":

Итак, как видно после событий в Эдеме и первого пророчества Бога о Змее (и его потомстве) и семени женщины, искаженное понимание роли и сущности Змея у некоторых людей дает дорогу к появлению культа и учения Змея-Дракона (за которым скрывался злой дух, называемый Дьяволом и Сатаной в Библии), который якобы принес людям свободу мысли, так сказать, дал им мудрость и соответственно помог, чтобы их глаза открылись (прозрели), и они стали как Бог, сами определяющими что хорошо, а что плохо. Сатану можно назвать тем, кто якобы принес независимость людям от Бога, самоопределение и свободу, даровав знание и мудрость, которые Создатель якобы скрывал от них. Такова суть учения Дьявола и его мышление, и потому ему удалось создать такие культы, превозносящие Змея как бога мудрости, который якобы принес свет (просвещение) людям (потому в книге Исайи Сатана назван "Люцифер" (в лат. пер.), что означает "светоносный", а на языке оригинала "утренняя звезда").

Это учение Змея прослеживается так или иначе во многих мирских языческих религиях, философиях и идеологиях, что показывает изучение истории мира. Но по фактам ложь Дьявола о том, что люди не умрут (так появилось учение о бессмертии души, которое было и есть во всех языческих религиях, в отличие от Библейской) и станут самостоятельными, мудрыми и независимыми (и смогут жить и без Бога), принесла и несет много вреда и страданий земле и людям, потому "древнего Змея" ждет окончательное осуждение и уничтожение (см. книгу Откровение), как и было предсказано Богом в Быт.3:15. (подробнее читайте об этом в статье "История человечества: назад в будущее")

#Змей #дракон #сатана #дьявол #люцифер #злой дух #культ #религиоведение #библеистика #религия