Что показывает история парламентаризма? Ничего, кроме провалов и поражений, даже ни одной реформы, направленной на смягчение экономического и социального стресса людей. Были приняты законы и приняты нормативные акты, направленные на улучшение и защиту труда. Таким образом, только в прошлом году было доказано, что в Иллинойсе с самыми жесткими законами о противоминной защите произошли самые большие минные катастрофы. В штатах, где действуют законы о детском труде, эксплуатация детей находится на самом высоком уровне, и хотя у нас рабочие пользуются всеми политическими возможностями, капитализм достиг самого наглого зенита.
Даже если бы рабочие могли иметь своих собственных представителей, о которых так мечтают наши добрые социалистические политики, каковы шансы на их честность и добросовестность? Нужно только иметь в виду процесс политики, чтобы понять, что ее путь благих намерений полон ловушек: проволочки, интриги, лесть, ложь, обман; на самом деле, мошенничество любого рода, с помощью которого политический претендент может добиться успеха. К этому добавляется полная деморализация характера и убеждений, пока не останется ничего, что могло бы заставить кого-либо надеяться на что-либо от такого человеческого отверженного. Снова и снова люди были достаточно глупы, чтобы доверять, верить и поддерживать своим последним фартингом честолюбивых политиков, только чтобы обнаружить, что их предали и обманули.
Можно утверждать, что честные люди не стали бы коррумпированными на политической мельнице. Возможно, и нет; но такие люди были бы абсолютно беспомощны оказать хоть малейшее влияние в интересах труда, как это действительно было показано во многих случаях. Государство является экономическим хозяином своих слуг. Хорошие люди, если бы таковые существовали, либо остались бы верны своей политической вере и потеряли бы экономическую поддержку, либо они цеплялись бы за своего экономического хозяина и были бы совершенно неспособны принести хоть малейшую пользу. Политическая арена не оставляет человеку альтернативы, он должен быть либо тупицей, либо мошенником.
Политическое суеверие все еще властвует над сердцами и умами масс, но истинные любители свободы больше не будут иметь с ним ничего общего. Вместо этого они верят вместе со Штирнером, что у человека столько свободы, сколько он готов взять. Поэтому анархизм выступает за прямое действие, открытое неповиновение и сопротивление всем законам и ограничениям, экономическим, социальным и моральным. Но неповиновение и сопротивление незаконны. В этом заключается спасение человека. Все незаконное требует честности, уверенности в себе и мужества. Короче говоря, она призывает к свободным, независимым духам, к "мужчинам, которые являются мужчинами, и у которых есть кость в спине, через которую вы не можете протянуть руку".
Всеобщее избирательное право само по себе обязано своим существованием прямым действиям. Если бы не дух восстания, неповиновения со стороны американских отцов-революционеров, их потомки все еще носили бы королевский мундир. Если бы не прямые действия Джона Брауна и его товарищей, Америка все равно торговала бы плотью чернокожего человека. Правда, торговля белой плотью все еще продолжается; но и это тоже придется отменить путем прямых действий. Профсоюзная деятельность, экономическая арена современного гладиатора, обязана своим существованием прямому действию. Совсем недавно закон и правительство попытались подавить профсоюзное движение и осудили сторонников права человека на организацию в тюрьму как заговорщиков. Если бы они стремились отстаивать свое дело с помощью просьб, просьб и компромиссов, профсоюзный дух сегодня был бы ничтожно мал. Во Франции, в Испании, в Италии, в России, нет, даже в Англии (свидетель растущего восстания английских профсоюзов) прямые, революционные экономические действия стали настолько сильной силой в борьбе за промышленную свободу, что заставили мир осознать огромное значение рабочей силы. Всеобщая забастовка, высшее выражение экономического сознания рабочих, была высмеяна в Америке совсем недавно. Сегодня каждая крупная забастовка, чтобы победить, должна осознать важность всеобщего солидарного протеста.
Прямое действие, доказавшее свою эффективность в экономическом плане, одинаково эффективно и в среде отдельного человека. Там сотня сил вторгается в его существо, и только упорное сопротивление им в конце концов освободит его. Прямое действие против авторитета в магазине, прямое действие против авторитета закона, прямое действие против вторгающегося, назойливого авторитета нашего морального кодекса-это логичный, последовательный метод анархизма.
Не приведет ли это к революции? Действительно, так и будет. Ни одно реальное социальное изменение никогда не происходило без революции. Люди либо не знакомы со своей историей, либо они еще не поняли, что революция-это всего лишь мысль, воплощенная в действие.
Анархизм, великая закваска мысли, сегодня пронизывает каждую фазу человеческих усилий. Наука, искусство, литература, драма, усилия по улучшению экономики, фактически каждая индивидуальная и социальная оппозиция существующему беспорядку вещей освещены духовным светом анархизма. Это философия суверенитета личности. Это теория социальной гармонии. Это великая, бурлящая, живая истина, которая перестраивает мир и которая возвестит о Рассвете.
МЕНЬШИНСТВА ПРОТИВ БОЛЬШИНСТВА
Если бы я должен был кратко охарактеризовать тенденцию нашего времени, я бы сказал, Количество. Множество, массовый дух господствует повсюду, разрушая качество. Вся наша жизнь—производство, политика и образование—зиждется на количестве, на цифрах. Работник, который когда-то гордился тщательностью и качеством своей работы, был заменен безмозглыми, некомпетентными автоматами, которые выпускают огромное количество вещей, бесполезных для самих себя и в целом вредных для остального человечества. Таким образом, количество, вместо того чтобы добавить к удобствам и спокойствию жизни, просто увеличило бремя человека.
В политике не имеет значения ничего, кроме количества. Однако по мере его увеличения принципы, идеалы, справедливость и честность полностью поглощаются множеством цифр. В борьбе за господство различные политические партии превосходят друг друга в хитрости, обмане, хитрости и темных махинациях, уверенные, что тот, кто добьется успеха, наверняка будет провозглашен большинством победителем. Это единственный бог—Успех. Что касается того, какой ценой, какой ужасной ценой обошелся персонаж, это не имеет значения. Нам не так далеко идти в поисках доказательств, подтверждающих этот печальный факт.
Никогда прежде коррупция, полная гнилость нашего правительства не подвергались столь тщательному разоблачению; никогда прежде американский народ не сталкивался лицом к лицу с иудейской природой этого политического органа, который в течение многих лет утверждал, что он абсолютно безупречен, как опора наших институтов, истинный защитник прав и свобод людей.
И все же, когда преступления этой партии стали настолько наглыми, что их могли видеть даже слепые, ей нужно было только собрать своих приспешников, и ее превосходство было обеспечено. Таким образом, сами жертвы, обманутые, преданные, оскорбленные сто раз, приняли решение не против, а в пользу победителя. Сбитые с толку, немногие спросили, как могло большинство предать традиции американской свободы? Где было его суждение, его способность рассуждать? В том-то и дело, что большинство не может рассуждать; у него нет суждения. Совершенно лишенное оригинальности и морального мужества, большинство всегда отдавало свою судьбу в руки других. Неспособная выполнять свои обязанности, она следовала за своими лидерами даже до полного уничтожения. Доктор Стокман был прав: "Самые опасные враги истины и справедливости в нашей среде-это компактное большинство, проклятое компактное большинство". Без амбиций или инициативы компактная масса ничего так не ненавидит, как инновации. Она всегда выступала против новатора, первооткрывателя новой истины, осуждала его и преследовала.