Найти тему
Киноразборки

Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят

Оглавление
Кадр из к/ф «Девчата» реж. Ю. Чулюкина, 1961 г.
Кадр из к/ф «Девчата» реж. Ю. Чулюкина, 1961 г.

«Девчата» - одна из самых популярных советских комедий. Многие, если и не знают кино наизусть, частенько пользуются цитатами из него: «Вокруг все падают, падают и сами собой в штабеля укладываются», «Хочу - халву ем, хочу - пряники» и т. д. Забавная, остроумная история любви двух юных упрямых героев призвана развлечь публику, поднять настроение. В кадре почти не смолкает весёлый заводной мотив песенки «Хорошие девчата», подсказывающий, что любые события в кадре не стоит воспринимать слишком серьезно. Однако при ближайшем рассмотрении смысл сюжета представляется куда более глубоким, чем на первый взгляд.

Создателям фильма удалось уловить важную проблему и, не побоюсь этого слова, даже где-то трагедию конца пятидесятых-начала шестидесятых годов. Война забрала огромную часть мужского населения страны, притом лучшую его часть. Женщины были вынуждены растить детей в одиночку, трудясь за двоих, воспитывая девочек в строгости с целью закалить их перед возможными испытаниями, мальчиков же - в нерастраченной любви и нежности. Таким образом, помимо ощутимого численного перекоса населения в сторону прекрасной половины, мы получили обилие двадцатилетних юношей, помимо огромного выбора, имеющих невероятное самомнение. Как нельзя лучше ситуацию отражает знаменитая песня «Сегодня праздник у девчат», сочиненная несколько позже выхода фильма. А иллюстрацией к ней как раз может служить этот кадр:

-2

Главная героиня Тося, дитя войны, девочка, выросшая в детском доме, приезжает в городок лесорубов не только чтобы накормить всех вкусной едой, её неосознанная миссия - защитить новых близких людей от тех грустных последствий, которые неизбежно последовали за войной. Постепенно её страстная натура начинает влиять на каждого из них.

Тося/Илья

-3

Фильм имеет множество перекличек с более ранней картиной «Весна на Заречной улице». В первую очередь это, конечно, актёр, играющий главную роль - Николай Рыбников. А значит - соответствующий типаж, рабочий человек, умный, смелый, гордый, обаятельный, но несколько неотесанный. Сюжет также строится вокруг работы и вечерней школы, где учатся Тося и Катя. Присутствует и цитата из «Евгения Онегина», только на этот раз описывающая Ольгу: «Она всех вечно удивляла, такая уж она была». И действительно, Тося уж точно не похожа на Татьяну.

Однако, в отличие от Саши Савченко, лесоруб Ковригин вначале вызывает, скорее, негативные эмоции. Его поведение, как и приятеля Фили, похоже на хамскую вседозволенность «хозяев жизни» из девяностых - в помещении клуба им не приходит в голову снимать головной убор, потушить сигарету. Они, не задумываясь, выгоняют из-за шахматного стола играющую молодёжь, распоряжаются музыкой и, похоже, привыкли командовать местными девушками. И вряд ли девушкам это нравится, но в условиях отсутствия выбора приходится терпеть, в конце концов Илья молодой, красивый, сильный и неплохо зарабатывает, чем черт не шутит.

Но тут Илья встречает Тосю. Все его стратегии разбиваются о наивную непосредственность, прямоту и честность девушки, из-за которых её поступки оказывается невозможным предугадать. «Детский сад!» - только и остаётся ему ворчать с досадой. Эта неожиданная сила характера, заключённая в маленькое неказистое тельце и мучает его, и притягивает. Происходит ломка стереотипов - не работают ни грозные слова, ни насильственные объятья, ни манипуляции, ни дорогие подарки. В какой-то момент Илья понимает, что, если не хочет упустить действительно уникальную девушку - придётся начать меняться.

Тося/Анфиса

-4

Отчего Анфиса сразу же невзлюбила «новенькую»? Ведь с остальными у неё неплохие отношения, и угрозы в плане конкуренции Тося поначалу не представляла. Возможно, в несуразной девчушке с широко открытыми глазами, любопытной, открытой и полной жажды жизни, она увидела упущенную себя. То наивное и чистое в себе, что дарило счастье и надежду. Ведь ясно, что от хорошей жизни девушки «анфисами» не становятся. Со временем порочная красавица примирилась с судьбой и даже создала для оправдания нечто вроде собственной философии: любви нет, это всё сказки, а раз нет, то и принца ждать нечего. Надо брать своё здесь и сейчас. И только Тося мельтешит перед глазами вредным бельмом. Влюблена, любима и кем? Знаменитым на весь городок сердцеедом. Тося, страшненькая безграмотная коротышка, не знающая слова «матриархат». Страшно представить, что сделала бы с собой женщина, окончательно осознавшая однажды ночью, что выстроенный ею вокруг себя ложный фасад полностью рухнул. Но, слава богу, Анфису спасает добрососедство и живое участие подруг.

Тося/Катя

-5

Катя ближе всех Тосе по возрасту и по живости характера. Именно она даёт характеристики и пояснения касательно жителей городка и своих соседок. Кате несказанно повезло - у неё уже есть молодой и симпатичный жених, с работой. На этом основании девушка считает себя гуру любовных отношений и берет над новой подругой шефство. Она категорически не любит Ковригина, считая его бабником, поверхностным и непорядочным человеком. Она старается не оставлять новую подопечную наедине с коварным лесорубом и не верит в возможность его исправления. Однако Тося не терпит давления, имеет на всё собственную точку зрения, а главное - видит в молодом человеке то доброе начало, в котором ему решительно отказывает Катя. В результате девушка, любящая поучать других, неожиданно сама получает важный для себя жизненный урок.

Тося/Надя

-6

С Надей у Тоси, наверное, меньше всего точек соприкосновения. Причины тому - разница в возрасте и темпераменте, замкнутый характер Нади, непонятный для Тоси выбор мужчины. В этой молодой женщине воплощена вся драма времени: вынужденные отношения с немолодым и нелюбимым человеком как кажущийся единственно возможным способ жизнеустройства. И хоть Катя рассуждает о Ксан Ксаныче: «Человек он положительный, работник хороший плюс не пьёт, не курит» - мы понимаем, что права в этом случае, скорее, Анфиса со своей фразой, тоже ушедшей в народ: «Надьке вот-вот 28 стукнет. Тут не то что за Ксан Ксаныча - за козла пойдёшь». Надя почти никогда не улыбается, даже при осмотре нового строящегося жилья для будущих молодожёнов, только скромно просит жениха поторопиться со свадьбой, «а то неудобно», но никогда не возражает на его просьбы и утверждения. Тося остаётся в недоумении по поводу этих отношений. После перечисления всех положительных качеств мужчины она восклицает: «А разве за это любят?» Да и личные качества жениха, прямо скажем, сомнительны. Фразы типа «Купите чулки для Нади, самые дорогие в пределах суммы», «Записать бы надо кто сколько» (после сбрасывания на часы для Тоси), торопливая мысль «поставить хоть табуреточку» в новую квартиру, чтобы обозначить владение ею - встречают негативную реакцию со стороны героев фильма. Тем не менее конец истории неизвестен. В повести же Надя расстаётся со своим женихом, вдохновившись отношениями Тоси и Ильи.

Тося/Вера

-7

Тося зовёт женщину «мамой Верой». Действительно, та исполняет в жизни девушек роль мудрой и терпеливой наставницы. Она никогда не навязывает своё мнение и не давит, как Катя, рассуждая спокойно, чаще всего мягко. Вера замужем, но после измены супруга не желает с ним общаться. Все письма летят в огонь. При этом она сохраняет видимое спокойствие, всегда расположена к выслушиванию и беседе. Именно она заканчивает все ссоры и скандалы. Она же требует у Анфисы попридержать язык о своих похождениях в присутствии юной девочки. И именно она заставляет непримиримую Катю выйти из комнаты, когда к Тосе приходит Илья с просьбой о прощении. Но даже эта цельная, волевая, умудрённая опытом женщина дрогнула под влиянием истории с юной влюблённой Тосей и решила дать провинившемуся мужу второй шанс.

Выводы:

  1. Советы близких, друзей и опытных взрослых - это очень хорошо. Но в конце концов только ты знаешь, что лучше для тебя.
  2. Учиться никогда не рано и никогда не поздно.
  3. Ты лучше голодай, чем что попало ешь, и лучше будь один, чем вместе с кем попало)) (с)
  4. Никогда не заканчивайте ссору принятием подарка. К нему как минимум должен прилагаться серьёзный разговор.
  5. С лица воды не пить (с)

#психология #конфликтология #девчата #разбор фильма #советское кино