Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Эта женщина была так умна и обаятельна, что сумела стать центром притяжения для интеллектуальной и культурной элиты эпохи Просвещения. Особой красотой она не блистала, но была достаточно хороша собой, в чем можно убедиться, глядя на ее портрет кисти Ж.М. Натье, который изобразил ее в молодости. Мадам Жоффрен писали и другие художники, но уже в зрелом возрасте, пару таких портретов можно увидеть ниже.
Мари Тереза Родэ не была знатного происхождения. Ее отец был мелкий буржуа, но человек образованный, и не препятствовал тяге своей дочери к чтению. Мари не получила никакого систематического образования, нигде не училась, и все свои познания приобрела сама, из книг. Будучи умницей, она сумела распорядиться своими знаниями наилучшим образом. В этом ей помогло удачное замужество. На нее запал богатый фабрикант мсье Жоффрен, и, хотя он был старше Мари чуть ли не вдвое, она согласилась выйти за него.
Став богатой, мадам Жоффрен вошла в высшие слои общества и могла посещать салон госпожи Тансен.
Надо сказать, что салоны в XVIII веке были значимым культурным явлением в Европе. Как правило, их вели образованные, умные дамы, в доме которых собиралось разнообразное общество, часто по своим интересам. Короче, это было такое культурное времяпровождение, что-то типа клуба, но более непринужденное.
Побывав в салоне мадам Тансен, Мари поняла, что она сама вполне может стать хозяйкой подобного места, и примерно в 1748 году организовала свой салон.
Его гостями сразу стали знаменитые интеллектуалы того времени, притом многие перешли сюда из салона госпожи Тансен. Вскоре выяснилось, что между дамами особого соперничества быть не может — мадам Жоффрен так поставила дело, что ее превосходство стало очевидно. Тансен была несколько высокомерна в отношении своих гостей — писателей, философов и ученых, в то время как Жоффрен испытывала перед ними благоговение. Разумеется, к ней потянулись.
К тому же сама организация встреч была на высоте, Мари не смешивала публику, а собирала людей по интересам, чтобы всем было о чем поговорить. То есть, например, художники собирались в определенный день, ученые — в другой и т.д. Помимо приемов, мадам Жоффрен давала литературные обеды.
Кстати, она предпочитала царить на обедах единолично, так что приглашались одни мужчины. Из дам исключение делалось только для некрасивой и умной мадемуазель Леспинас. Встречи в салоне посещали и дамы, но их бывало не более 5-6. Если посмотреть на картину Лемонье, запечатлевшую салон госпожи Жоффрен в момент чтения тут произведения Вольтера, то можно видеть большое количество знаменитых мужчин и очень мало женщин. Впрочем, в салоне был специальный день для светских знакомых, куда дамы приходили беспрепятственно.
Талант мадам Жоффрен был в том, что она умела организовать содержательный, интересный разговор и разговорить любого, каждый посетитель ее салона блистал и чувствовал себя звездой.
Будучи богатой дамой, Мари помогала финансово в издании знаменитой "Энциклопедии". Энциклопедисты были ее друзьями, и, умирая, парализованная мадам Жоффрен оставила каждому из них какую-то сумму.
#искусство #культура #история #знаменитые_женщины
Читайте еще на моем канале:
Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан
Три женщины, каждая по-своему, любили философа Гегеля
В блоге мужа:
Какой экспонат поразил меня больше всего в музее Фаберже в Баден-Бадене