Это величайшее живописное творение Микеланджело — плод его непрерывной работы в течении четырех лет с мая 1508 г. Мастер совершил подвиг. Он расписал плафон общей площадью около шестисот квадратных метров. На изображении насчитывается примерно триста фигур. Микеланджело работал без помощников, в трудных условиях: при плохом освещении, лёжа на спине на специально изготовленном помосте. Его беспокоил желавший всё увидеть Юлий II. Однажды, как утверждает легенда, художник сбросил с помоста доски на разгневанного папу.
Роспись Сикстинской капеллы грандиозна не только из-за своих размеров. Она захватывает титаническим характером образов, неистовых страстей, величием деяний. На ней предстаёт вся история человечества начиная от первых дней Творения. Это торжественный гимн творческой мощи и красоте свободного человека.
При помощи архитектурных форм, воспроизведенных средствами живописи, потолок разделен на части. Каждая представляет собой самостоятельное изображение, однако роспись в целом обладает поразительным единством.
Композиции, занимающие девять полей средней части, изображают сцены библейских легенд — от сотворения Вселенной до Всемирного потопа. По углам каждой композиции помещены фигуры юношей-атлетов — прекрасных, полных безудержной радости жизни, они поддерживают медальоны и тяжелые гирлянды из дубовых листьев.
В изображении первых дней Творения исполинская мощь образов достигает апогея. В росписи “Отделение света от тьмы” гигантская фигура Бога-Созидателя в вихре облаков побеждает первозданный хаос.
В “Сотворении светил” летящий в космическом пространстве Бог Саваоф предстает дважды, и это усиливает впечатление стремительности и размаха его полета. Жестом широко раскрытых рук могучий старец творит светила.
Адам — олицетворение молодости, телесной красоты и еще скрытого в нем богатства сил — пробуждается к жизни от прикосновения руки летящего Саваофа, вселяющегося в первочеловека энергию, силу и волю.
В “Грехопадении и изгнании из рая” гордая и величественная, как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело принимая от змея-искусителя запретный плод. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руке изгоняет прародителя из рая.
Если фрески потолка ликующе торжественны, то настроением печали и нарастающей тревоги овеяны росписи в промежутках между окнами, условно называемые “Предки Христа”. Героические деяния уступают место жизни человека, полной горестей и невзгод.
Источник: Энциклопедия для детей. Искусство. Часть первая. Аванта +