22,4K подписчиков

О Триере и его фильмах без пиетета

2,4K прочитали

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная. С одной стороны, Триер - одна из главных звёзд современного европейского арт-кино, практически Тарантино Старого Света. Более того, с Квентином его связывает и подход к созданию своих фильмов. По сути, он так же, как и Тарантино, собирает свои фильмы из уже существующего материала, но если первый черпает вдохновение в эксплуатационном кино, и его фильмы, как правило, значительно лучше источников вдохновения; то датчанин "вдохновляется" Дрейером, Бергманом и Тарковским. В этот момент и появляется "с другой стороны". Постмодернистский подход, особенно если источниками вдохновения являются произведения, относящиеся к "большому искусству", требует создания новых, пусть и прямо противоположных изначально заложенных смыслов. У Триера этого не получается. Его фильмы пересобирают культуру середины прошлого столетия, но не выходят за её границы. Отсюда и многочисленные эксперименты с формой, которыми режиссер увлекался на протяжении всей карьеры.

Почему же фильмы Ларса пользуются такой популярностью? Ответ прост - он исключительно талантливый человек. К тому же муд ... крайне противоречивая личность, как художник и как человек. А спрос на "плохих парней" и "безумных гениев" сохраняется и в наше время. Особенно в России, но и в Европе он тоже пока есть. Триер, если судить по его выходкам и тому факту, что практически все они сошли ему с рук, прекрасно это понимает.

По этой причине трудно отнестись к Ларсу с тем же почтением, которого заслуживают титаны европейского арт-кино 20-х - 60-х. Европейское арт-кино прямо сейчас - это тот же Голливуд, но для людей с культурным бэкграундом. Развлечение для немного более интеллектуальной публики. И Триер - один из самых талантливых людей, которые эту миссию выполняют.

Данная публикация создана при спонсорской поддержке читателя канала Умара Хапова. За что ему большая благодарность.

Мята-блаженная (Menthe - la bienheureuse), 1979

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.

Как правило, я не пишу о короткометражках. Стоило бы, но тогда работа над каждым текстом затягивалась бы на неделю. Но с "Мятой-блаженной" - история особая. Не могу ей не поделиться. По признанию самого Триера, в киношколе он на полном серьезе планировал экранизировать "Жюстину" Де Сада, но, узнав об этом, преподаватели заставили его уничтожить все рабочие материалы. Вместо этого Триер снял 30-минутную экранизацию "Истории О", решив её в стилистике Тарковского. Да, получилось именно так плохо, как это звучит в пересказе.

Картины освобождения (Befrielsesbilleder), 1982

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-2

Полнометражный (почти, 57 минут) дебют Ларса фон Триера. Режиссер обращается к темам Второй Мировой и оккупации Дании Германией. Судя по этому и некоторым другим фильмам Ларса, провокационные высказывания на Каннском кинофестивале 2011-го года были не только троллингом, но и чем-то более личным. Если говорить о "Картинах освобождения", то это еще один маловразумительный закос под Тарковского. Знакомства с этим фильмом лучше избежать.

Элемент преступления (Forbrydelsens element), 1984

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-3

Крутейший неонуар, который не стыдно поставить рядом с "Синим бархатом" Дэвида Линча. После этого фильма становится немного жаль, что Триер не пошел в сторону авторского жанрового кино, а продолжил эксплуатировать "серьезное искусство". Да, в "Элементе преступления" присутствует визуальное влияние Тарковского, но не меньше цитат из Орсона Уэллса, Кэрола Рида и Романа Поланского. Кстати, именно с этого фильма Триер решил, что будет снимать кино трилогиями.

Эпидемия (Epidemic), 1987

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-4

Вторая часть европейской трилогии - худший фильм Триера. Причем со всех точек зрения. Снимать кино о муках творчества - само по себе спорное решение. Не могу вспомнить не одного пристойного фильма о режиссере в состоянии творческого кризиса. Более того, завязка сюжета до боли напоминает годаровского "Короля Лира", вышедшего в том же, 1987-м году. Жан-Люк в свои 57 выдал более бодрый фильм, чем Ларс в 31.

Медея (Medea), 1988

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-5

Крайне интересный киноэксперимент, в котором одно художественное решение выводит средний в остальных отношениях фильм в категорию Must see. Эта снятая для телевидения экранизация пьесы Еврипида по нереализованному сценарию Карла Теодора Дрейцера существует только в формате экранки. Триер снял кино, затем снял на камеру показ фильма на экране, после чего избавился от негативов. Простое, но гениальное решение. Достойно аплодисментов.

Европа (Europa), 1991

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-6

Заключительный фильм европейской трилогии. Самый визуально сочный и эстетский фильм режиссера, в котором Орсона Уэллса и Кэрола Рида гораздо больше, чем обычных источников вдохновения. И это радует. Место действия и сюжет фильма очевидно пересекаются с гениальным "Третьим человеком". Впрочем, Триер не был бы Триером, если бы не подошел к теме без фирменных перверсий.

Королевство (Riget), 1994

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-7

Трудно отделаться от мысли, что этот минисериал не был европейским ответом "Твин Пиксу" Дэвида Линча. И работе Дэвида проект Ларса проигрывает. Там, где американец работал на тонкой границе между поту- и посюсторонним, светом и мраком, надеждой и отчаянием, балансируя на тонкой грани двух миров, Триер сразу погружает зрителя в макабрическую атмосферу зловещего психоделического госпиталя. Результат получился бесспорно впечатляющим, особенно по меркам телевидения 90-х, но задачу Триер изначально поставил перед собой не самую сложную. Просто сделал то, что у него получалось лучше всего.

Рассекая волны (Breaking the Waves), 1996

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-8

Первая часть условной трилогии о "женщине с большим сердцем" (формулировка самого Триера). Режиссер полностью отказывается от эстетики раннего периода и снимает нарочито просто, грязно, реалистично... и получается плохо. Псевдонатурализм фильма вступает в контраст с рассказанной откровенно сказочной историей, поверить в которую не получается при всём желании. Когда начинаешь ржать в самых драматических местах фильма, становится понятно, что что-то пошло не так.

Идиоты (Idioterne), 1998

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-9

Вторая часть трилогии, снятая в соответствии с правилами, сформулированными в манифесте "Догма-95". Триер поступил как настоящий тролль: придумал манифест, провел пиар-компанию, даже снял один фильм на основе сформулированных самим собой правилами, а потом пошел заниматься своими делами. Могу предположить, посмеиваясь при этом над режиссерами, которые продолжили анонимно снимать фильмы Догмы. Всерьез говорить об "Идиотах" не буду, это настолько мимо всего, что даже не забавно.

Танцующая в темноте (Dancer in the Dark), 2000

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-10

Финал второй трилогии Триера оказался еще более противоречивым, чем два предыдущих фильма. Отказавшись от всех догм "Догмы", Триер снимает самый настоящий мюзикл. Выглядит "Танцующая в темноте" своеобразно и не похожа на голливудский фильм, но в центре сюжета скрыта скроенная по голливудским штампам слёзовыжималка. Впрочем, это можно сказать о всей второй трилогии Ларса. Если посмотреть на сценарии трех фильмов и на то, каким образом рассказываются истории, придется увидеть 100% Голливуд, причем в своих самых омерзительных проявлениях. Интересно, что сказал бы о фильмах Триера Ги Дебор, доживи последний до фестивального триумфа датчанина.

Догвилль (Dogville), 2003

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-11

Триер взял себя в руки и снял один из главных фильмов 2000-х. Возможно сработало то, что Триер наконец выпустил на волю внутреннего мизантропа, отказавшись от назойливых манипуляций со зрительскими эмоциями. Второй ключ к успеху фильма заключается в его формализме. Триер очень хорошо умеет использовать простые, но эффектные художественные решения - будь то экранка Медеи или начерченные мелом линии вместо декораций в "Догвилле". Мощнейшее кино, в котором реализованы все сильные стороны Триера-режиссера и почти нет слабых.

Пять препятствий (De fem benspænd), 2003

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-12

Документально-постановочный фильм, в котором Триер раскрылся как очень толстый, но талантливый тролль. Он предложил своему кумиру, экспериментальному режиссеру Йоргену Лету, снять сразу 5 ремейков короткометражки "Совершенный человек", но каждый раз ставя перед Летом новое непростое условие. Скрытая жемчужина фильмографии Триера, которая среди прочего показывает режиссера как жесткого манипулятора, получающего удовольствие от творческих страданий своего "героя". После этого фильма легко поверить в заявления актеров, утверждающих, что режиссеров эмоционально прессовал их на съемках.

Мандерлей (Manderlay), 2005

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-13

Откровенно разочаровывающе продолжение "Догвиля". Нет, фильм был бы очень даже неплох, если бы не существовало предшественника. А так, получилось повторение уже пройденного, но без былого куража и накала. Видимо, Ларс сам это понял и свернул планы на заключительную часть "американской трилогии". Выяснилось, что все что он мог сказать об Америке, он уже сказал в первой части.

Самый главный босс (Direktøren for det hele), 2006

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-14

Самый лёгкий и самый необязательный фильм режиссера, решенный в жанре комедии. Конечно, черной: "белую" Триер вряд ли смог бы снять. Похоже режиссер использовал съемки этого фильма в качестве сеанса личной психотерапии, так как сделан "Самый главный босс" нарочито небрежно, но в качестве сатиры на корпоративную культуру работает как надо.

Антихрист (Antichrist), 2009

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-15

"Миром правит хаос". Почти триумфальное возвращение в форму и к истокам. Начиная с "Антихриста" все фильмы Триера становятся жанровыми. Начал он, как и требовала его репутация, с герметичного психологического хоррора, который получился бы еще лучше, если бы режиссер не переборщил с натурализмом, шок-контентом, отсылками к Тарковскому и (псевдо)философскими выкладками. Но и как есть, фильм хорош.

Меланхолия (Melancholia), 2011

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-16

Вторая часть "жанровой трилогии" оказалась фильмом-катастрофой. Но в отличие от большинства голливудских высказываний на тему, "Меланхолия" - это камерная история об ожидании апокалипсиса, когда все морально-этические конвенции ставятся под вопрос перед неизбежным концом. Трудно не заметить в фильме крайне очевидную отсылку к маркизу - героиню зовут Жюстин. Учитывая очевидный интерес режиссера к теме садизма, который тут и там проникал в его фильмы, немного странно, что в полной мере тему он раскрыл только в следующим фильме.

Нимфоманка (Nymphomaniac), 2013-2014

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-17

Фильм, о котором нельзя писать в Дзене. Официальный комментарий ТП: "Вы можете сделать, к примеру, обзор на фильм без упоминания интимных подробностей, однако материал всё равно будет отнесён к рубрике «Для взрослых». Это обусловлено тем, что рейтинг ленты Дзена – 6+, поэтому контент, основанный на материалах с рейтингом 18+, не может быть показан всем. К примеру, если в публикации идёт речь о фильмах «50 оттенков серого», «Нимфоманка», «С широко закрытыми глазами» и др., рекомендоваться в общей ленте она не будет." Конец цитаты. Раз уж фильм всё-равно упомянут, а согласно цитате выше, текст "не будет рекомендоваться в общей ленте", то терять уже нечего и пару слов о данном кино всё же скажу. Для Триера "Нимфоманка" - это как "Убить Билла" для Тарантино. Эротическая драма, разделенная на 2 фильма, каждый из которых в свою очередь разделен на ряд глав, а визуальный ряд состоит из автошпампов и цитат любимых Триеров режиссеров. Если честно, вместо ультимативного шедевра, которого все, в том числе и я, ждали, получилась почти самопародия.

Дом, который построил Джек (The House That Jack Built), 2018

Самопровозглашенный "датский гений" - в современном кинопространстве личность уникальная.-18

Последний на данный момент фильм Триера разочаровывает. Видно, что режиссер в очередной раз попытался снять что-то скандальное и противоречивое, но все его трюки оказались хорошо знакомы зрителю, да и обращается он с ними уже без былого мастерства. Возможно сказался возраст, возможно зависимость от алкоголя.