Не успел общепит отряхнуться после долгого локдауна прошлого года, как вдруг разразилась череда споров во франчайзинговых отношениях. Такое стечение обстоятельств может грозить потерями всей отрасли – и правообладателям других франшиз, и нынешним франчайзи, и потенциальным рестораторам. Сложно сказать, кто виноват, но давайте поразмышляем, что с этим делать.
Кто первый начал?
Франчайзинг – партнерство удобное. Однако помощь и опека со стороны управляющей компании имеют обратную сторону медали. Как и в любых вертикальных отношениях, они блокируют самостоятельность франчайзи в принятии ряда решений. И хорошо, если правила давно установлены, и все согласны работать на таких условиях. Но порой жизнь подбрасывает истории посложнее.
Случается, что управляющая компания начинает вроде бы проверять соблюдение определенных сторонами правил – но с огромным пристрастием, оказывая давление даже на тех франчайзи, которых упрекнуть в недобросовестности сложно. Формально все в рамках прежних договоренностей, однако субъективность подхода может спровоцировать серьезный конфликт.
Например, на днях в СМИ начали мелькать сообщения о споре «ДоДо Пицца» и франчайзи из Ярославля Евгения Ткачева. Управляющая компания приняла решение о закрытии четырех пиццерий, аргументируя это ненадлежащим качеством ведения бизнеса. Потому что не должны посетители заведений с громким именем получать услуги, не соответствующие установленным стандартам!
Ну и отлично, можно решить, не вникая в суть вопроса. Нужно уважать потребителей и беречь репутацию бренда. А свободный сегмент займут новые, опытные и успешные игроки.
Но не все так однозначно. Согласно данным сайта www.rusprofile.ru выручка франчайзи (ООО «ЯММИ ДО», ООО «ВКУСНЫЙ ДО») демонстрировала уверенный рост или стабильность в цифрах. Серьезных нареканий по качеству обслуживания заведения в городе не вызывали. В общем, все работало.
И вдруг в экономически сложное «коронавирусное» время принимается решение о закрытии пиццерий. А это не только удар по бизнесу, тяжелая для инвесторов ситуация, но и пополнение в рядах безработных. При том, что Президент России практически на каждом совещании призывает обеспечить поддержку занятости, оставить людям источник существования в трудное для всей страны время.
Неудивительно, что франчайзи возмущен. Он полагает, что управляющая компания на него попросту «давит», чтобы заполучить прибыльный бизнес в городе по низкой цене. Имеется информация, что результаты проводимых с 2019 года проверок носили крайне предвзятый характер, а после завершения контрольных мероприятий Евгения спрашивали, не хочет ли он продать пиццерии.
Усиление конфликта приведет в тупик
Поиски правых и виноватых в этом вопросе могут затянуться. Масштабное освещение событий – привести к серьезным репутационным потерям. Судебное решение спора – утвердить публично доступную практику, которая, возможно, не обрадует существующих и потенциальных франчайзи «ДоДо Пицца».
Впрочем, конфликт уже получил огласку и начал влиять на формирование общественного мнения касательно состояния всего общепита. Все вдруг стали вспоминать, с кем еще спорил правообладатель франшизы «ДоДо Пицца», муссировать другие негативные события из этой отрасли. А надо сказать, что во время распространения коронавируса она и так оказалась не в лучшем положении. Внутренний взрыв способен отпугнуть многих, задумывающихся об участии в бизнесе или его расширении…
Этим состоянием дел обеспокоены известные предприниматели. Так, мы поинтересовались мнениями бизнесмена, миллиардера, лидера Общероссийского движения предпринимателей Андрея Аркадьевича Ковалева, а также вице-президента Федерации Рестораторов и Отельеров России, общественного уполномоченного в сфере ресторанного бизнеса, основателя сети ресторанов Мясо&Рыба Сергея Константиновича Миронова. Оба считают, что подобные споры могут быть приведены к общей пользе исключительно путем переговоров.
И Андрей Аркадьевич, и Сергей Константинович выразили готовность участвовать в разрешении спора в качестве привлеченных экспертов. Например, если стороны все-таки решатся на профессиональную медиацию с привлечением нейтральных посредников.
Обсуждение неоднозначных вопросов в присутствии уважаемых игроков рынка, безусловно, помогло бы снизить возникший градус напряжения. Ну а если сильная сторона, компания «ДоДо Пицца», от медиации с участием экспертов откажется, могут появиться подозрения, что ее действия на самом деле недобросовестны – иначе зачем рубить сплеча?
Бизнес-проблеме – бизнес-решение
Из-за конфиденциальности медиации о ней известно немного: то, что попадает в судебные акты или добровольно выносится самими сторонами на общее обсуждение. А тем временем, к переговорам с привлечением медиатора обращаются и компании-гиганты – например, в этом году успешно завершилась медиация между ПАО «Газпром» и ООО «Завод «Газпроммаш».
Осознанное вхождение в процедуру, способную привести к конструктивным решениям, мотивирует обе стороны эти решения исполнять. Беспристрастный профессионал выравнивает положение участников в переговорах, но не навязывает свое решение вопроса, как это делает суд. При желании все нюансы проведения медиации можно оставить за закрытыми дверями. Пожалуй, это то, что нужно в сложившейся ситуации.
Нейтрального медиатора стороны могут выбрать, например, из числа членов Общероссийского профсоюза медиаторов. В профсоюз вступило большое количество профессионалов, которые специализируются на разных видов конфликтов, у каждого свой уникальный бэкграунд и набор навыков. Поэтому есть возможность найти посредников с большим опытом разрешения бизнес-споров и хорошей репутацией.
Медиаторы, которые соблюдают основные принципы процедуры - добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость при посредничестве – помогут урегулировать даже самый запутанный вопрос оптимальным образом. А это, безусловно, всей отрасли общепита пойдет только на пользу.