Найти тему

Бизнес в сфере общепита терпит новые потрясения?

Оглавление

Не успел общепит отряхнуться после долгого локдауна прошлого года, как вдруг разразилась череда споров во франчайзинговых отношениях. Такое стечение обстоятельств может грозить потерями всей отрасли – и правообладателям других франшиз, и нынешним франчайзи, и потенциальным рестораторам. Сложно сказать, кто виноват, но давайте поразмышляем, что с этим делать.

Кто первый начал?

Франчайзинг – партнерство удобное. Однако помощь и опека со стороны управляющей компании имеют обратную сторону медали. Как и в любых вертикальных отношениях, они блокируют самостоятельность франчайзи в принятии ряда решений. И хорошо, если правила давно установлены, и все согласны работать на таких условиях. Но порой жизнь подбрасывает истории посложнее.

Случается, что управляющая компания начинает вроде бы проверять соблюдение определенных сторонами правил – но с огромным пристрастием, оказывая давление даже на тех франчайзи, которых упрекнуть в недобросовестности сложно. Формально все в рамках прежних договоренностей, однако субъективность подхода может спровоцировать серьезный конфликт.

Например, на днях в СМИ начали мелькать сообщения о споре «ДоДо Пицца» и франчайзи из Ярославля Евгения Ткачева. Управляющая компания приняла решение о закрытии четырех пиццерий, аргументируя это ненадлежащим качеством ведения бизнеса. Потому что не должны посетители заведений с громким именем получать услуги, не соответствующие установленным стандартам!

Ну и отлично, можно решить, не вникая в суть вопроса. Нужно уважать потребителей и беречь репутацию бренда. А свободный сегмент займут новые, опытные и успешные игроки.

Но не все так однозначно. Согласно данным сайта www.rusprofile.ru выручка франчайзи (ООО «ЯММИ ДО», ООО «ВКУСНЫЙ ДО») демонстрировала уверенный рост или стабильность в цифрах. Серьезных нареканий по качеству обслуживания заведения в городе не вызывали. В общем, все работало.

И вдруг в экономически сложное «коронавирусное» время принимается решение о закрытии пиццерий. А это не только удар по бизнесу, тяжелая для инвесторов ситуация, но и пополнение в рядах безработных. При том, что Президент России практически на каждом совещании призывает обеспечить поддержку занятости, оставить людям источник существования в трудное для всей страны время.

Неудивительно, что франчайзи возмущен. Он полагает, что управляющая компания на него попросту «давит», чтобы заполучить прибыльный бизнес в городе по низкой цене. Имеется информация, что результаты проводимых с 2019 года проверок носили крайне предвзятый характер, а после завершения контрольных мероприятий Евгения спрашивали, не хочет ли он продать пиццерии.

Усиление конфликта приведет в тупик

Поиски правых и виноватых в этом вопросе могут затянуться. Масштабное освещение событий – привести к серьезным репутационным потерям. Судебное решение спора – утвердить публично доступную практику, которая, возможно, не обрадует существующих и потенциальных франчайзи «ДоДо Пицца».

Впрочем, конфликт уже получил огласку и начал влиять на формирование общественного мнения касательно состояния всего общепита. Все вдруг стали вспоминать, с кем еще спорил правообладатель франшизы «ДоДо Пицца», муссировать другие негативные события из этой отрасли. А надо сказать, что во время распространения коронавируса она и так оказалась не в лучшем положении. Внутренний взрыв способен отпугнуть многих, задумывающихся об участии в бизнесе или его расширении…

Этим состоянием дел обеспокоены известные предприниматели. Так, мы поинтересовались мнениями бизнесмена, миллиардера, лидера Общероссийского движения предпринимателей Андрея Аркадьевича Ковалева, а также вице-президента Федерации Рестораторов и Отельеров России, общественного уполномоченного в сфере ресторанного бизнеса, основателя сети ресторанов Мясо&Рыба Сергея Константиновича Миронова. Оба считают, что подобные споры могут быть приведены к общей пользе исключительно путем переговоров.

И Андрей Аркадьевич, и Сергей Константинович выразили готовность участвовать в разрешении спора в качестве привлеченных экспертов. Например, если стороны все-таки решатся на профессиональную медиацию с привлечением нейтральных посредников.

Обсуждение неоднозначных вопросов в присутствии уважаемых игроков рынка, безусловно, помогло бы снизить возникший градус напряжения. Ну а если сильная сторона, компания «ДоДо Пицца», от медиации с участием экспертов откажется, могут появиться подозрения, что ее действия на самом деле недобросовестны – иначе зачем рубить сплеча?

Бизнес-проблеме – бизнес-решение

Из-за конфиденциальности медиации о ней известно немного: то, что попадает в судебные акты или добровольно выносится самими сторонами на общее обсуждение. А тем временем, к переговорам с привлечением медиатора обращаются и компании-гиганты – например, в этом году успешно завершилась медиация между ПАО «Газпром» и ООО «Завод «Газпроммаш».

Осознанное вхождение в процедуру, способную привести к конструктивным решениям, мотивирует обе стороны эти решения исполнять. Беспристрастный профессионал выравнивает положение участников в переговорах, но не навязывает свое решение вопроса, как это делает суд. При желании все нюансы проведения медиации можно оставить за закрытыми дверями. Пожалуй, это то, что нужно в сложившейся ситуации.

Нейтрального медиатора стороны могут выбрать, например, из числа членов Общероссийского профсоюза медиаторов. В профсоюз вступило большое количество профессионалов, которые специализируются на разных видов конфликтов, у каждого свой уникальный бэкграунд и набор навыков. Поэтому есть возможность найти посредников с большим опытом разрешения бизнес-споров и хорошей репутацией.

Медиаторы, которые соблюдают основные принципы процедуры - добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость при посредничестве – помогут урегулировать даже самый запутанный вопрос оптимальным образом. А это, безусловно, всей отрасли общепита пойдет только на пользу.