«Никогда такого не было, и вот опять!» – всплеснет руками пресыщенный хлебом и зрелищами зритель, прочитав аннотацию или поймав нечаянный спойлер к новому корейскому шоу Netflix об играх на выживaние. Ведь при желании в этом сериале с помощью глаз и эрудиции можно разглядеть немало отсылок к кинокартинам с похожим содержанием («Куб», «Клаустрофобы», «Голодные игры», «Бегущий человек» и т.д.). Однако корейцы – народ изобретательный: постаравшись на славу, они выдали миру очередную занимательную историю про крoвaвую бoйню, ради прикола завернув ее в яркий фантик...
Итак, несколько сотен оптимистически настроенных энтузиастов (а по сути – нищих неудачников) получают приглашение на соревнования, которые сулят им баснословный выигрыш. Вербовка в стройные ряды смeртникoв участников осуществляется в первой же серии на примере Сон Ки Хуна (№ 456), который задолжал своей матери страховые накопления, своей дочери – счастливое детство, а злобным бандюганам-кредиторам – собственную почку. Очевидно, вопрос сохранности внyтрeнних oргoнов беспокоил Сона сильнее всего, поскольку как только ему подворачивается шанс срубить деньжат, он тут же за него хватается, не особо вникая в правила игры.
Да и зачем в них, собственно, вникать? – Пускай они будут приятной (или не очень) неожиданностью! Тем более что на место действия № 456 доставляют в отключке, переодевают его в типовой спортивный костюм и укладывают на одну из многоярусных полок в ангаре, что почти под завязку набит соперниками.
После пробуждения всех приветствуют смотрители игр. Возможно даже, что приветствуют улыбками, которых просто не видно за перфорированными масками с простыми геометрическими фигурами (круг = рабочий, треугольник = солдат, квадрат = управляющий).
Первая же игра «Тише едешь – дальше будешь» проверяет штаны участников на непромокаемость. Согласно ее правилам всем игрокам надо пересечь игровое поле за ограниченное время, добежав до огромной механической куклы. Правда, двигаться по полю можно только пока кукла поет криповую песенку, отвернувшись к бегунам затылком. Но как только она поворачивается и кто-то попадается ей на глаза в процессе движения, этого кого-то тут же рaсстрeливают, дополняя сей марафон препятствиями в виде трyпoв…
Помимо Сон Ки Хуна, зрителю предложат еще несколько колоритных персонажей, за чьей судьбой можно будет с интересом наблюдать 9 серий (или не 9 – тут уж кому как повезет): разорившийся финансист, смертельно больной старик, беженка-воровка, эмигрант из Пакистана и прочие. (К тому же одному из героев по причине масочного режима удастся примерить на себя роль смотрителя!..) И конечно, вполне закономерно, что в процессе турнира эти бедолаги в экстремальных условиях станут демонстрировать далеко не самые приятные черты своего характера. А настоящим откровением для всех (включая меня) станет возможность устранять соперников даже за пределами игры, ибо правила этого не запрещают, впрочем, как и ведущий.
Кроме уже упомянутых человеческих коллизий в сюжете четко прослеживаются и другие актуальные темы: закредитованность населения, межклассовое разделение, нелегальная торговля внyтpeнними opгaнами и ностальгия по детству. Однако феномен популярности сериала обусловлен не только проработанным сценарием (развлекательная составляющая), но и ярким продакшн-дизайном (визуальная составляющая). Художники и декораторы подобрали очень удачное оформление как для самих локаций игр, так и для лабиринта, который эти локации соединяет. Кстати, относительно сине-зеленых костюмов участников и красных комбинезонов смотрителей у фанатов возникла пока ничем не подтвержденная теория. Возможно, эти цвета (как и функции) закрепляются за всеми присутствующими в игре еще на стадии отбора благодаря «соткам» или дакджи, что представляют собой разноцветные конверты.
В общем, увлеченность сериалом зрителей по всему миру мне кажется вполне оправданной и закономерной. И если вдруг продюсеры и Netflix за пару лет состряпают нам очередного «…кальмара», лично я точно не стану отказываться от этого блюда.
Другой нашумевший в свое время корейский продукт – «Поезд в Пусан».