42,7K подписчиков

Старый новый абстракционизм

202 прочитали

Живопись всегда была чем-то неоднозначным, где для одних картина — произведение искусства, а для других — непонятные мазки краской. Так появился абстракционизм, и работы этого жанра до сих пор создают вокруг себя множество споров.

Абстракция, как направление в искусстве авангарда возникло в начале XX века, хотя некоторые эксперты в живописи считают древнюю наскальную роспись как одну из предпосылок жанру. В конце IX начале XX веков были художники, пытавшиеся наиболее близко подойти к ассоциативному написанию картины, однако только в двадцатом столетии появились первые абстрактные произведения.

У истоков нового жанра стоял Василий Кандинский, русский художник и теоретик изобразительного искусства, который нашёл своё призвание лишь к тридцати годам. Его необычное и новое видение в искусстве подтолкнуло к написанию картины «Синий всадник», которую и считают первой абстрактной картиной.

Живопись всегда была чем-то неоднозначным, где для одних картина — произведение искусства, а для других — непонятные мазки краской.

Особый вклад в российский фундамент авангардизма внёс художник Михаил Ларионов, создавший такое направление, как лучизм. Вдохновившийся лондонской выставкой Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (Joseph Mallord William Turner) в 1906 году, Ларионов изобретает свое видение картин. Если человеческое зрение, в данной теории, воспринимает не предметы, а только отраженные от них лучи, значит на них и нужно сосредоточиться. На выставке в 1909 году в Московском Обществе свободной эстетики была показана первая картина подобного направления Михаила Ларионова «Стекло».

Живопись всегда была чем-то неоднозначным, где для одних картина — произведение искусства, а для других — непонятные мазки краской.-2

Следом за одним направлением появляется другое, основанное в 1915 году Казимиром Малевичем – супрематизм. Стиль, основанный на личной философии художника, подразумевающий изображение лишь сущности, а не конкретных образов. Всемирно известное полотно «Чёрный квадрат», представленное на выставке футуристов ещё в 1915 году до сих пор одно из самых неоднозначных произведений. Если для одних картина стала вершиной абстрактной живописи, другие до сих пор не могут понять ее ценности.

Живопись всегда была чем-то неоднозначным, где для одних картина — произведение искусства, а для других — непонятные мазки краской.-3

После выставки Малевич создаёт сообщество художников авангардистов, которые поддержали его идеи и нашли в них отражение своих. И так объединение «Супремус» создаёт новые, не менее противоречивые картины в супрематизме.

Живопись всегда была чем-то неоднозначным, где для одних картина — произведение искусства, а для других — непонятные мазки краской.-4

Ещё одним прорывом была репродукция Натальи Гончаровой в 1914 году «Пустота», ставшая новаторством в мире авангардной живописи. Впервые на холсте были изображены такие «неправильные» формы, неустойчивые очертания. Необычное изображение перехода в иной мир, показанное в данной работе, которое и даёт переход от полноты к пустоте.

Живопись всегда была чем-то неоднозначным, где для одних картина — произведение искусства, а для других — непонятные мазки краской.-5

Абстрактное искусство постепенно начало завоевывать лидирующие позиции после Первой мировой войны, становясь универсальной художественной идеологией. На основе философских взглядов Малевича в 1920-х годах появляются исследовательские институты Баухауз и Гинхук, сосредоточенные на практике новых течений в изобразительном искусстве.

Живопись всегда была чем-то неоднозначным, где для одних картина — произведение искусства, а для других — непонятные мазки краской.-6

Также благодаря абстракционизму возникает новое авангардистское направление — конструктивизм, получившее развитие к концу первой половины XX века. Этот стиль применялся не только в живописи, но и в архитектуре, фотографии, в целом в искусстве. Так же, как и абстракционизм сейчас.

Живопись всегда была чем-то неоднозначным, где для одних картина — произведение искусства, а для других — непонятные мазки краской.-7

Современное общество не может в полном объеме понять, или принять авангардное искусство, однако многие принципы абстракции популярны в дизайне, кино, музыке и театре. Современные художники продолжают развивать данный стиль в своих работах, принося новые эфемерные и футуристические настроения. С каждым годом растет число любителей живописи, благодаря чему картины уже не вызывают такого всплеска эмоций. Однако всегда найдутся те, кто вспомнит «Черный квадрат» Малевича, навсегда закрепившийся у них в голове как единственное проявление искусства.

Автор: Кирст Мария