Найти тему

Кремлёвские небожители

"Как тихо здесь. Всего лишь в 30-ти километрах Москва, огнедышащий человеческий вулкан, раскаленная лава страстей, честолюбий, политики, развлечений, встреч, суеты.

Красная площадь - когда ни придёшь сюда, полна людей всех цветов кожи, и каждый человек принёс сюда свою неповторимую судьбу, свой характер, свою душу.

Приезжие европейцы, по улицам расхаживают кино актёры со всего света, негритянки выбирают сувениры в ГУМе.

Москва кипит, бурлит, задыхается, и без конца жаждет нового. Событий, новостей сенсаций, и каждый хочет первым узнать последнее известие, каждый в Москве.

Это и есть ритм современной жизни."

Так описывала Москву тех лет дочь Иосифа Сталина - Светлана, в своих воспоминаниях.

Всего лишь в нескольких десятках метров от этого места, за неприступными кремлёвскими стенами, протекала совсем другая по своему укладу жизнь,недоступная широкому кругу.

Здесь обитали боги. Руководство страны и партии, "ответственные работники" в большевисткой терминологии, и их помощники.

В первой половине 20-х годов они жили на территории Кремля, в просторных квартирах с высокими потолками, которые когда-то занимали царские чиновники и управляющие, в основном в Потешном и Кавалер ком корпусах, зданиях с башенками и куполами. Они жили так дружно, что напоминали солидных преподавателей какого-нибудь колледжа Оксфордского университета.

Квартиры в Кремле были просторными, но уютными. Стены отделывались панелями из тёмного дерева. Окна выходили на кремлёвские стены, за которыми раскинулся огромный город

Советская партийная номенклатура "Ближний Круг" Святая святых партийной элиты. Среди этих людей были несколько лишь человек, которым Сталин доверял. К их числу можно было отнести Лазаря Моисеевича Кагановича(1893 - 1991). Ему доверялись самые ответственные посты. Исполнительного и жёсткого Лазаря Сталин назначал реализовывать самые важные государственные задачи - проводить коллективизацию, налаживать работу железных дорог, переставать всю Москву

Столичная подземка до 1955 года носила имя Кагановича. Он с энтузиазмом брался за дела, его главным козырем была способность наводить на людей страх.

Вячеслав Михайлович Молотов (1890-1986)Занимался вопросами обороны, индустриализации и экономического роста. Наиболее известен миру стал как нарком иностранных дел. Именно он ставил свою подпись на договоре о ненападении с Германией в 1939году.

Ворошилов, Климент Ефремович(1881-1969)Своего рода рекордсмен по пребыванию у власти.

Берия Лаврентий Павлович (1899-1953) профессиональный чекист и сотрудник госбезопасности. Именно он курировал операцию по убийству Льва Троцкого.

Бухарин, Николай Иванович (1888-1938) Лидер так называемой "правой оппозиции" в ВКПб. Последовательный противник коллективизации. Расстрелян в 1938.

Одним из первых маршалов СССР, был трижды герой Советского союза, кавалер восьми орденов Ленина, полный Кавалер Георгиевского креста и Георгиевской медали всех степеней, Семён Михайлович Буденный (1883-1973)

Буденный славился своими роскошными усами и ослепительно белыми зубами.

Стройный и хитрый армянин Микоян, был одним из немногих, кто ходил в гражданском костюме. Все эти люди любили рассказы о своих подвигах, уважали насилие и в любую минуту были готовы, как в годы Гражданской войны выхватить из кобуры свой маузер.

Это были сильные, речистые, колоритные шоумены из мира Кремлёвской политики.

Люди эти были одной большой семьёй. Их связывала многолетняя дружба и ненависть, любовные романы, сибирские ссылки и подвиги предыдущих лет.

Ну и конечно их непосредственный руководитель Иосиф Виссарионович Сталин.

Сталин часто ходил в гости к друзьям и соратникам, те, в свою очередь, также регулярно заглядывали к нему поболтать или даже просто, как говорится, попросить сахара или соли. И все они являлись участниками сталинских банкетов.

В начале 30-х годов недостатка в еде и напитках не было, но это было ещё не то время, когда ужины со Сталиным превратились в "царские банкеты"

Еду:закуски, борщи, блюда из солёной рыбы и иногда баранины, готовили в Кремлёвской столовой и разносили по квартирам ещё горячими. На стол их подавала хозяйка. Участники сталинских застолий пили водку, грузинские вина, за столом один за другим произносились тосты.

Время то было неспокойное. Сталин видел, что происходит в регионах, где голодали люди, знал о партийной оппозиции и даже в преданности собственных соратников он не был уверен.

Чтобы получить полную картину стресса, в котором жил в те годы Сталин, сюда следует отнести больную жену.

Со всех сторон его осаждали враги. Он вёл войну не на жизнь а на смерть.

Сталину, так же как и людям попавшим в эпицентр этого страшного водоворота, необходимо было хотя бы изредка расслабляться.

Самый простой способ это сделать - с помощью спиртного. Таким образом эти партийные сборища постепенно стали неотъемлемой частью жизни кремлёвских небожителей.

Один из таких банкетов сыграл роковую роль в жизни вождя.

Непосредственным участниками этих пиршеств, являлись жены партийной номенклатуры, "их боевые подруги"

В крошечном мире большевисткой элиты эти простые и незамысловатые вечеринки проходили в очень весёлой атмосфере. Их участники вместе с жёнами танцевали и пели русские и грузинские песни.

Однако ужин 1932 года закончился не так как обычно. Непосредственной участницей всех торжеств была конечно "первая леди Советского союза" Надежда Аллилуева. Вторая жена Сталина. В1932 году Надежде шёл тридцать первый год. Разница в возрасте с мужем у них была существенная. Он был старше её, на 22 года.

Женщина с красивым овалом лица и карими глазами готовилась к ежегодному банкету в честь 15-й годовщины Великой Октябрьской революции.

Аскетичная, серьёзная, но болезненная Надежда гордилась своей большевисткой скромностью, ходила в невзрачных бесформенных платьях, куталась в тусклые шали и никогда прежде не красилась.

Но этим вечером ей очень хотелось быть яркой и красивой. Впервые она сделала настоящую причёску вместо строгого пучка, к которому все привыкли.

Чёрные как смоль волосы она украсила алой розой. На этот банкет должны были собраться все видные большевики, в том числе и Молотов,со своей стройной и умной супругой Полиной, большой любительницей пофлиртовать. Полина Молотова - Жемчужная была лучшей подругой жены вождя. Банкет должен был состояться по традиции на квартире у Климента Ефремов ча Ворошилова. Он жил в длинном кавалерском корпусе, на другой стороне узкого переулка, всего в пяти шагах от Потешного дворца. В то самое время, когда Надежда наряжалась к банкету, в нескольких сотнях метров, ближе к мавзолею, работал её муж. В 20.05 Сталин вместе со своими соратниками спустился по лестнице, вышел на улицу и направился на ужин. Большинству из участников пиршества, нужно было просто пройти немного по коридору, чтобы попасть в расположенную на втором этаже Кавалерского корпуса квартиру Ворошилова.

Дорога к Ворошиловым вела через арочную дверь. Поблизости располагался маленький кинотеатр, куда после ужинов часто приходил Сталин с друзьями. Надежде, чтобы попасть в Кавалерский корпус нужно было выйти из Потешного дворца и просто перейти дорогу.

У Надежды Аллилуевой было своё понимание жизни, которое она упорно отстаивала. Компромисс был не в её характере. Она принадлежала сама к молодому поколению революции. К тем энтузиастам, труденикам первых пятилеток, которые были убежденными строителями новой жизни, сами были новыми людьми и свято верили в свои новые идеалы человека.

Она верила во все это со всей силой революционого идеализма., и вокруг неё было очень много людей, подтверждавших своим поведением её веру.

И среди всех, самым высоким идеалом нового человека показался ей Иосиф Джугашвили. Таким он стал в её глазах, ещё в бытность юной гимназистки. Только что вернувшийся из ссылки, "несгибаемый революционер", друг её родителей. Таким он оставался для неё долго, но не всегда. Именно потому, что она была женщиной умной и внутренне бесконечно правдивой она поняла в конце концов, что Сталин не тот новый человек, каким он ей казался в юности. Её постигло страшное, опустошающее разочарование. Перед смертью она была грустной, раздражительной. Ничего её не радовало.

Полина Семёновна Молотова тоже была на том злополучном банкете. Все стали свидетелями её ссоры с мужем и её ухода, но никто не придал значения этому. Сталин нередко вёл себя агрессивно по отношению к жене, оскорблял её, но тяжелее всего наверное было мириться с его равнодушием и отчужденностью.

Надежда была гордой и суровой женщиной, но у неё постоянно что-то болело. Сталин во время её лечения в Германии писал ей в Карлсбад. Там она пыталась избавиться от головных болей мучавших её. Он скучал по жене и присматривал за детьми, как любой другой нормальный муж.

Молотов, Кагановича, и др. считали её почти"ненормальной" и родные Аллилуевой соглашались, что она ведёт себя порой ненормально. Слишком эмоционально. Как и у всех Аллилуевых, в её жилах кипела буйная цыганская кровь. Им было почти невозможно ужиться друг с другом. Оба были большими эгоистами, у обоих часто случались вспышки гнева и ярости., только у Нади не было в натуре сталинской жестокости и двуличия. Возможно они были слишком похожи друг на друга., чтобы быть счастливыми.

Все, кто знал Сталина, соглашались, что жить с ним было "очень трудно" Приступы ревности у Нади часто сопровождали депрессиями. Они усиливали её самые сильные страхи. В этот ноябрьский холодный вечер к её боязни прибавилось то, что Сталин не обратил внимание на её новое платье.

В тот вечер депрессия Надежды была такой сильной, что она признавалась подруге, что устала от"всего, даже от детей" Особенно, по свидетельству некоторых источников, в тот вечер Аллилуеву вывел из себя политический тост. Сталин предложил выпить за уничтожение врагов Советского государства,и вдруг заметил, что жена не подняла бокала.

-"Почему ты не пьёшь? "свирепо крикнул он жене. Она ничего ему не ответила. Сталин хорошо знал, что Надя и Бухарин не сочувствовали его расправе над крестьянами.

Чтобы привлечь её внимание,

Джугашвили стал бросать в неё апельсинов кожуру и папиросы. Но это только сильнее разозлило её.

Заметив, что она начинает сердиться, он крикнул ей

"Эй, ты, пей!!!"

"Меня зовут не" Эй ты "Вспылила она. Надежда вскочила и в ярости выбежала из комнаты. По воспоминаниям Ьуденного, именно в этот момент, Аллилуева крикнула мужу" Заткнись! "

" Ну и дура! "пробормотал в воцарившейся тишине вождь. Полина Молотова вышла вслед за ней. Несколько раз они обошли вокруг Кремлёвского дворца, гуляя, пока Надя не успокоилась. Когда гнев прошёл, рассказывала Полина, они разошлись по домам, спать.

Экономка Аллилуевой рано утром, как всегда приготовила завтрак в кухне и пошла будить хозяйку. Открывая я ей картина, заставила её застыть от ужаса. Аллилуева лежала вся в крови возле своей кровати. Рядом с телом, валялся маленький "Вальтер" подаренный ей когда-то братом Павлом. Звук его выстрела был слишком слабым чтобы его могли услышать в доме. Она уже была холодной. Вскоре сбежались все, кто находился в тот момент в помещении. Пришли Молотов и Ворошилов. Они были потрясены. Вскоре проснулся Сталин. Он вошёл в столовую.

"Иосиф, Нади больше нет с нами", сказали ему. В ночь с 8на9 ноября 1932 года Надежда Аллилуева выстрелила себе в сердце из "подарка Павлуши"

Это был один из самых трагических эпизодов в жизни Сталина, повлекший тяжёлые последствия не только для семьи вождя, но и для всех тех, кто его окружал, ряда политических деятелей того времени.

На гражданской панихиде внимательно всматриваясь в лицо своей жены, он словно впервые разглядывал её черты. Он был потрясён случившимся. Он не понимал :"за что?" Почему ему был нанесён такой ужасный удар в спину. И он спрашивал у окружающих :"Разве он был к ней не внимателен?" Разве он не любил и не уважал её?, как жену, как человека?.

Неужели так важно, что он не мог пойти с ней лишний раз в театр? Неужели это так важно?

Вождя в первые дни боялись оставлять одного, в таком он был состоянии. Он говорил, что ему не хочется больше жить. Временами на него находила какая-то злоба, ярость.

Это все объяснялось тем, что жена оставила ему письмо. Очевидно, что она написала его ночью. В том, что оно существовало, сомневаться не приходится. И оно было ужасным. Оно было полно обвинений и упрёков. Это было не просто личное письмо, это был политический манифест. Он был потрясен этим и разгневан.

И когда пришёл проститься с ней на гражданскую панихиду, то подойдя на минуту к гробу, вдруг оттолкнул его от себя руками и повернувшись ушёл прочь. На похороны Надежды Сталин не пришёл.