Найти тему
114,4K подписчиков

Возникновение религиозных представлений: сходство современных людей и их далёких предков

1,1K прочитали

Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.

«В вечных поисках истоков
Я люблю в себе следить
Жутких мыслей и пороков
Нас связующую нить». М. Волошин

Можно бесконечно сравнивать и анализировать психику людей прошлых эпох с психикой современного человека. Можно пытаться понять, как устроено их мышление, чем мотивированы их поступки, каковы нравственные принципы и нравы, чем они отличаются от современного человека и почему.

Однако, всё это следствия. А причина в том, что личностные особенности и психика были сформированы обстановкой и окружением, в котором они находились с самого рождения. Возьмите десяток «обычных» младенцев из разных исторических эпох, «перемешайте» их, как в старой сказке и подождите лет 10. И ничего особенного не произойдет. Каждый будет почти типичным представителем своей эпохи.

История знает не мало подобных примеров, когда ребенок попадал в совершенно иной социум и вырастал в нем, почти ничем не выделяясь среди сверстников.

Почти – потому что мы мало знаем о генетической памяти, о том как, когда и где она себя проявляет. Поэтому, некоторые непринципиальные отличия возможны.

Не вижу причин, почему следует сомневаться и в обратном выводе. Если особенности «обычного» индивида формируются его окружением, значит сама «заготовка» ничем не отличается от всех остальных. Да, будут отличия в поведении, привычках, внешнем виде, способностях, склонностях и прочих мелочах, но из любого человеческого младенца можно вырастить типичного представителя любого социума. Нужно лишь поместить его в соответствующую среду для воспитания.

Замечу, что речь не идет о вековом споре на тему: «что формирует человека — воспитание или наследственность?» в пользу воспитания. Даже если мы становимся собой только благодаря врожденной наследственности, все равно, ребенок из 8 века, перенесенный в наше время и выросший среди нас, не будет говорить по старославянски, и проситься пострелять из лука, скача верхом на коне. Он будет таким же, как и мы.

За исключением неизбежных физических изменений, произошедших за многие тысячелетия, наша «базовая суть» практически идентична той, что была у предков-троглодитов. Попади их младенец к нам, он бы вырос вполне типичным человеком нашего времени. Не согласны? Ну, допустим, он не станет академиком. Допустим, он будет видом, поведением, психикой и мышлением точь-в-точь, как П.П. Шариков из романа М. А. Булгакова «Собачье сердце». А разве это не типичный представитель нашей эпохи? Разве мало в нашем мире подобных личностей?! Очень даже немало. И не важно, почему такие люди среди нас появляются – болезнь тому виной или окружающая обстановка, главное, что они есть!

Редко ли в нашем обществе не контролируемые, «дикие» поступки, случаются на почве ревности или сексуальной агрессии? Регулярно.

А случаи каннибализма во время голода? Увы, тоже не редкость.

А ведь это наши современники! Они не планировали заранее то, что совершили. Просто, в какой-то момент включились некие потаенные механизмы, переданные нам тысячами поколений наших предков. Механизмы, сформированные дикой природой за долгие годы эволюции. Бескомпромиссные, примитивные и безотказные, заложенные природой в основание всего живого.

Опираясь на базовые инстинкты, у современных людей можно обнаружить немало сходства с нашими далекими предками, в том числе и по вопросам религиозных воззрений. И пускай считается, что духовный мир – это некий признак «очеловечивания», далекий от дикости. Первобытная основа с преобладанием поведенческих инстинктов никуда при этом не делась и продолжает незримо влиять на все, что мы делаем.

Для возникновения религиозных представлений нужно обладать еще кое-чем. Хотя бы минимальным интеллектом, рефлексией (самосознанием) и фантазией. Животным религия недоступна – они не обладают рефлексией, и у них почти не развита фантазия.

Некоторые ученые считают, что у животных имеются зачатки предрасположенности к религиозности, а у человека она уже обретает четко выраженные формы.

Например, мысль о природной предрасположенности человека к суевериям была высказана после ряда психологических экспериментов и профессором Бристольского университета Брюсом Худом (Bruce Hood):

«Существует два типа людей, те, кто верит в сверхъестественное, и кто не верит в него. Но даже у нерелигиозного и в целом несуеверного человека сохраняется определенная форма веры в иррациональное».

Наши предки были религиозны по той же причине, что и мы. Обладая рефлексией, интеллектом и фантазией, человек в обязательном порядке создаст себе некие образы, наделяемые сверхъестественными способностями. Это вовсю проявляется в современном обществе. Основные причины, по которым современный человек создает себе абстрактные сверхъестественные образы, на мой взгляд, следующие:

  • Страх. Сильные эмоциональные переживания.
  • Создание неких правил и норм «техники безопасности».
  • Попытка упрощенно объяснить некое явление (закономерность), обобщая причины, его порождающие.
  • Осознание своей слабости и попытка найти защиту, покровителя или источник душевных сил.
  • Чтобы было интереснее и веселее.

Что самое интересное, эти выводы, в целом, не противоречат и выводам психологов! Вот только при анализе, многих «сносит» или в «мифологическое сознание» или в марксистско-ленинскую философию или еще куда по «проторенной дорожке»…

Хотелось бы вернуться к упоминавшемуся ранее П. П. Шарикову и отметить, что хоть я и использовал в примере этот яркий образ, но не считаю, что наши предки обладали его сознанием. Сознание Шарикова довольно «грубое», ведь его «доноры» — это животное и алкоголик. Первобытных людей я бы скорее сравнил с современными детьми с их «тонкой» организацией сознания. Вспомните первобытные племена – люди в них непосредственны и эмоциональны, у них простое и нелогичное объяснение происходящих в природе явлений, они живут «одним днем», не особо заботясь о том, что будет завтра, они доверчивы, у них богатая фантазия.

А в ряде племен к тому же не бывает войн. Их не существует в принципе. Отдельный член племени никогда не пойдет убивать чужака, если у него к нему нет претензий личного характера (записано со слов Виталия Сундакова, известного путешественника). Нам, «организованным» людям это кажется по-детски наивным, хотя мы и признаем, что в этой непосредственности есть что-то примитивно-гениальное.

Поэтому я склонен считать, что сознание первобытных людей практически аналогично нашему, но в отсутствие постоянного притока знаний оно к моменту взросления перестает развиваться и «фиксируется» в инфантильном состоянии до конца жизни. Какая именно часть сознания «не дотягивает» до состояния современного человека, я не знаю. В качестве наиболее близкой  модели сознания будет служить сознание ребенка.

А теперь приведу примеры возникновения абстрактных сверхъестественных образов современных людей и проведу аналогии с первобытными предками. Здесь будут и анимизм, и фетишизм, и тотемы, и идолы.

Только с магией не все так просто. Очень возможно, что у первобытных народов она имела под собой практическую основу. Находясь по своему уровню духовной организации ближе к природе, человек мог соприкасаться с ней, а возможно и владел простыми формами магии. Не понимая сути происходящего, но пытаясь использовать свойства нематериальных сущностей для своих нужд, «вслепую», он часто ошибался и запоминал много «лишнего», не связанного между собой в реальности (упало дерево перед тем, как кто-то заболел – стали считать это дурной приметой). Это явление мы и сейчас наблюдаем у первобытных племен в разных проявлениях. Иногда в виде огромного запаса фетишей, иногда в виде «диких» обычаев или обрядов и т.п.

В общем, тема магии заслуживает отдельного, более внимательного изучения. Затрагивать ее в этой статье я не буду. (О. Котов)

Продолжение следует...

Изображение взято с сайта: https://history-doc.ru/wp-content/uploads/2019/09/1-7.jpg
Изображение взято с сайта: https://history-doc.ru/wp-content/uploads/2019/09/1-7.jpg

#древний мир #религия #мышление #эволюция #психология #история #наука

LAH.RU - Пятак под пятой кроманьонца.