Найти тему
Миньцзу | 民族

Почему самозанятые в Китае обычно проигрывают дела в судах

Лю Цзивэй, один из миллионов водителей, работающих в компании Didi Chuxing Technology Co. Ltd., внезапно умер 16 февраля 2019 года в своем автомобиле, зарегистрированном в службе такси. Несмотря на двухлетние усилия, его семье так и не удалось доказать, что Лю имел официальные трудовые отношения с Didi или получить компенсацию за его смерть.

Лю стал водителем Didi в июне 2017 года. Его аккаунт на платформе Didi показал, что он совершил 3 518 поездок и заработал более 200 000 юаней ($31 024) за время работы.

Didi заявила, что Лю никогда не подписывал трудовой договор, и поэтому его смерть не может считаться связанной с работой. "Отношение Didi всегда было жестким. Долгое время мы не могли найти никого, кто бы занялся этим делом", - говорит Сянь Сяоянь, адвокат семьи Лю.

Пытаясь доказать, что у Лю были трудовые отношения с Didi, его родители и жена обращались в трудовой арбитраж, подавали иски в суды. Но ничего не помогло.

Этот случай - лишь одна из историй, обнажающих пробелы в правовой системе Китая в сфере труда, которая в основном защищает права работников с официальными трудовыми договорами - ключевым условием установления ими трудовых отношений с работодателями.

Миллионы китайских самозанятых, включая водителей, курьеров, и водителей маршрутных такси, сталкиваются с проблемой защиты своих прав, поскольку у них нет трудовых договоров. Когда происходят инциденты, травмы часто не признаются связанными с работой, а платформы, на которых они работают, могут отказаться выплачивать компенсацию. И хотя некоторые обращаются в суды, чтобы доказать наличие трудовых отношений, они редко выигрывают, поскольку их статус сильно отличается от статуса традиционных работников в плане рабочего времени, организации и управления.

Несколько источников сообщили Caixin, что страна работает над национальной пилотной программой, которая обеспечит страхование от производственных травм для таких работников. На сентябрьском совещании китайские регуляторы сообщили ведущим фирмам, занимающимся доставкой и перевозками, включая Meituan и Didi, которые, по словам источников, будут включены в пилотную программу, что они ужесточат правила в отношении новых форм занятости.

Судебная дилемма

Причина неудачи родственников Лю в суде заключается в том, что действующие законы и правила не определяют трудовой статус самозанятых, нанятых онлайн-платформами, что дает последним возможность отрицать свою ответственность за производственные травмы.

Традиционные трудовые отношения зависят от трех аспектов - личного, экономического и организационного - и, по словам Сяня, отношения Лю с Didi касались всех трех аспектов.

Он сообщил Caixin, что Лю получал задания от компании, предоставляющей услуги по перевозке пассажиров, и подчинялся ее правилам и наказаниям, что доказывает организационную связь. Кроме того, средний доход Лю от поездок на такси - его единственный источник дохода - составлял около 10 000 юаней в месяц, что означает его экономическую зависимость от компании. И последнее, но не менее важное: Лю занимался основной деятельностью Didi, контролировался и обучался компанией перед началом работы, что является проявлением организационного подчинения.

Didi утверждала, что у Лю были отношения сотрудничества с компанией, а не трудовые отношения, согласно вердикту апелляционного суда.

Было неясно, можно ли назвать их отношения аутсорсингом, но предприятия-платформы часто используют работников-аутсорсеров для снижения затрат. Такие работники нанимаются сторонними агентствами, которые передают их труд платформам. Обычно у них нет трудовых договоров, но есть трудовое соглашение с агентствами, которые платят им зарплату.

Окружной суд в южном городе Чжухай, где рассматривалось дело, в итоге отклонил претензии семьи Лю после проверки содержания соглашения об услугах, которое водитель подписал в приложении Didi. Из соглашения следовало, что обе стороны были партнерами.

Хотя родители и жена Лю обжаловали это решение, Промежуточный народный суд Чжухая в мае оставил в силе первоначальный приговор против них.

Такое решение не является редкостью в Китае. В двух третях случаев, когда работник пытается подтвердить официальные трудовые отношения с работодателем в Китае, суд выносит решение об отсутствии таких отношений, сказал Ли Цзяньфэй, профессор права в пекинском Народном Университете, который участвовал в разработке проекта Закона о труде страны.

Он также отметил, что в некоторых случаях суды признавали существование трудовых отношений, поскольку дела касались травм, смертей или необходимости медицинского лечения, что вынуждало суды делать это, чтобы избежать возможного общественного резонанса.

В июле 2016 года курьер по фамилии Ли, работавший по договору оказания услуг с Beijing Tongchengbiying Technology Co. Ltd., получил травму в результате дорожно-транспортного происшествия при доставке товаров в столице Китая. Чтобы получить страховку от производственной травмы, Ли подал в суд на компанию экспресс-доставки, требуя классификации трудовых отношений, поскольку компания отказалась признать его своим работником. Местный суд, рассматривавший дело, в итоге вынес решение в пользу Ли и обязал компанию, получавшую выгоду от работы водителя, взять на себя ответственность.

Наблюдатели говорят, что редко можно увидеть решения, благоприятные для работников платформ, поскольку в целом судебная практика остается консервативной. Исследование, проведенное Народным судом района Хайдянь Пекина, показало, что на практике судьи непоследовательны в своих решениях, что приводит к различным результатам.

Экспериментальная кампания

Один из самых острых вопросов, с которым сталкиваются китайские самозанятые при защите своих прав, заключается в том, можно ли признать их травмы на дорогах связанными с работой.

В южном мегаполисе Гуанчжоу с января по ноябрь 2020 года общее количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, работающих на вынос, выросло на 22,2% по сравнению с годом ранее, согласно правительственным данным. Число раненых увеличилось на 8,6% по сравнению с прошлым годом, а число погибших выросло на 133,33% по сравнению с прошлым годом, показывают данные.

Ли Линъюнь, профессор Восточно-Китайского университета политологии и права, говорит, что значительное количество дел по трудовым спорам было возбуждено в связи с выявлением производственной травмы. Необходимо создать систему страхования от производственных травм вне традиционных трудовых отношений, сказал Ли.

Китай разрабатывает национальную пилотную программу, которая обеспечит страхование от производственного травматизма для работников, занятых в "гибкой занятости", которая стала основным источником рабочих мест и движущей силой национального экономического роста.

Инсайдер сообщил Caixin, что шесть или семь провинций и городов возьмут на себя ведущую роль в тестировании программы, наряду с участием списка компаний-платформ в сфере перевозок и доставки.

В число таких компаний входят шанхайская компания доставки Dada Group, пекинский стартап доставки FlashEx, гонконгский логистический стартап Lalamove, платформы доставки еды Meituan и
Ele.me, а также приложения "ride-hailing" Didi и Caocao Chuxing.

Ожидается, что пилотная кампания будет запущена в первом квартале 2022 года и продлится один или два года, сказал собеседник.

Этот шаг был предпринят после того, как несколько государственных ведомств, включая Министерство транспорта, в июле выпустили руководство, призывающее лучше защищать права работников в разросшейся экономике самозанятых, включая проведение пилотных проектов по защите от производственных травм для работников платформ.

Юй Цзюнь, заместитель министра людских ресурсов и социального обеспечения, заявил на пресс-конференции в августе, что страна разрабатывает меры по защите от производственных травм для таких работников, а пилотная программа начнется с отраслей, которые привлекают большое внимание общества и имеют высокий риск производственного травматизма.

Человек, близкий к Meituan, сообщил Caixin, что гигант по доставке еды "активно" участвует в подготовке национальной программы. Ван Синь, миллиардер-основатель Meituan, заявил на телефонной конференции в конце августа, что компания "взяла на себя инициативу в ответ на призыв правительства" и будет осуществлять пилотную программу страхования от производственного травматизма для своих доставщиков.

Дискуссия о защите

На протяжении многих лет Пекин предпринимает усилия по борьбе с разросшейся интернет-индустрией, уделяя особое внимание защите прав и интересов работников в платформенной экономике. В сентябре высшие регулирующие органы страны опубликовали трехлетний план по регулированию алгоритмов, широко используемых технологическими платформами, которые представляют угрозу для безопасности работников, поскольку некоторые из них, например, водители Meituan, часто нарушают правила дорожного движения, чтобы доставить товар как можно быстрее.

Усилия правительства вызвали дискуссию о том, как лучше защитить права и интересы самозанятых, особенно при классификации их трудового статуса.

Хун Гуйбин, юрист из Шанхая, говорит, что включение работников платформ в традиционные трудовые отношения является одним из способов усиления защиты их прав. Однако это означает, что предприятия-платформы или соответствующие стороны трудоустройства будут платить огромные взносы в фонд социального страхования за своих работников, добавил Хун.

Возьмем в качестве примера компанию Meituan. В настоящее время на ее платформе ежедневно работает 1 миллион активных доставщиков, сообщил Caixin человек, близкий к компании. Согласно китайскому законодательству, взносы на социальное страхование составляют до 40% от общей заработной платы работника, если они выплачиваются в полном объеме. Таким образом, покрытие социального страхования для всех своих работников ляжет тяжелым экономическим бременем на компанию, сказал собеседник.

Поскольку такое включение означает вмешательство традиционного трудового законодательства в экономику платформ, это может привести к изменению текущей бизнес-модели и финансового положения платформ, что приведет к массовой безработице и нанесет ущерб интересам работников, сказал Ли.

Июльские руководящие принципы предусматривают три различные категории самозанятых, включая один тип, который не квалифицируется как состоящий в трудовых отношениях, но управляется предприятиями платформ. Регулирующие органы потребовали от платформ подготовить письменные соглашения для этих работников.

Это знаменует собой трансформацию идентификации трудовых отношений от "дихотомии" - признания работников либо работниками с трудовыми договорами, либо самозанятыми работниками без письменных договоров - к "трисекционной" или троичной структуре, говорит Шэнь Цзяньфэн, профессор Центрального университета финансов и экономики.

В Китае зарегистрировано 7,7 млн. водителей, работающих курьерами, сказал на августовской пресс-конференции Пан Цзинь, сотрудник Государственной администрации по регулированию рынка. Согласно отчету Пекинского центра развития социальной работы для посредников, только 26,5% из более чем 300 водителей, опрошенных в мае, подписали трудовой договор с какой-либо из платформ, на которых они работают.

По словам Хуна, проблема защиты прав работников платформ может быть в конечном итоге решена путем уточнения их правового статуса, а также пересмотра законов и нормативных актов, в то время как в настоящее время китайским законодателям по-прежнему сложно вносить изменения в соответствующее законодательство.

Вместо этого стране следует сначала решить "самые трудные" проблемы, такие как производственный травматизм, сказал он, отметив, что проведение пилотных проектов является "наиболее реальным" выходом.