Найти тему

ЮАР, часть 2. Памятка для путешественника по Африке

Тема этой части повествования о ЮАР будет немного неожиданной. До этого момента я описывал все путешествия только с положительной стороны, лишь вскользь упоминая о возможных рисках. А они имеются, и замалчивать их довольно глупо. Это не должно вас отвратить от путешествий, но врага лучше знать в лицо.

Жёлтая лихорадка, лихорадка Денге, сонная болезнь — все эти радости могут с вами случиться в Юго-Восточной Азии, Южной Америке или Африке, причём даже в странах, которые кажутся безопасными, типа Таиланда, Индонезии или Вьетнама. Все они могут прикончить заболевшего. Но я бы хотел сегодня поговорить про убийцу номер один — малярию, которая убивает в год сотни тысяч людей (в основном, тех, кто не может себе позволить купить лекарство). В эпоху ковида про неё как-то забыли, а зря.

-2

Сразу хочу сказать, что не вся Африка кишит малярийными комарами, и не везде риски одинаковы. В Намибии, к примеру, малярия есть только в Полосе Каприви на северо-востоке, остальная же часть страны чиста. В ЮАР малярия есть только в провинциях Лимпопо, Мпумаланга, и, отчасти, в Квазулу-Натал. В Увы, Крюгер находится целиком в провинции Мпумаланга. Тем не менее, на 40-миллионную страну в год фиксируется всего 10-30 тысяч случаев малярии, которая, как правило, успешно лечится (сравните это с статистикой по Западной Африке, где волосы встают дыбом). Кроме того, малярия сезонна — большинство случаев фиксируется в сезон дождей, когда комару есть, где плодиться (они любят стоячие водоёмы или просто лужи).

Поскольку я собрал довольно много информации на тему этой тропической болезни (не из любопытства ради, а выживания для), мне кажется, есть смысл ей поделиться. В соцсетях часто распространяют информацию о том, как важно распознать инфаркт или инсульт, ибо время в этих случая работает против больного. Мне кажется, с малярией нужно поступать так же, ведь в её случае (тьфу-тьфу) время тоже работает против вас. Тем более, что в последнее время много людей поехало на Занзибар, куда малярийный комар залетает из континентальной Танзании, богатой на этого кровососа.

Если почитать новости (неблагодарное занятие, никому не рекомендую), периодически проскакивает информация о том, что кто-то из туристов вернулся из Африки и заболел непонятной лихорадкой — озноб сменяется жаром, и спустя какое-то время цикл повторяется. В России такие истории часто заканчиваются печально, особенно, если человек жил где-то в провинции и ездил отдыхать через турфирму, которая не сочла нужным портить отдых страшилками (а, скорее всего, просто не знала, что тот же солнечный Занзибар, как и почти вся Танзания — зона риска в плане малярии). Увы, именно «жил» — только за последний год поездка на Занзибар прикончила несколько российских туристов, причём исключительно из-за позднего диагноза.

Как я уже написал, малярия лечится, причём лечится хорошо. Но, как уже было сказано, время играет решающую роль — если начать лечение сразу, исход почти в 100% случаев благоприятный, причём хватит обычных таблеток. Затяни с лечением дней на пять, и всё может кончится очень плохо. Проблема в том, что наши врачи не знают, как лечить малярию, и не умеют её диагностировать. Методов диагностики два: мазок крови под микроскопом (вернее, два — один для обнаружения плазмодия, другой — для его идентификации) или тест на соответствующий антиген. В России, понятное дело, тестов на антиген не достать. Пока суд да дело, пациентов пытаются лечить от гриппа, ковида и расстройства пищеварения (малярия часто проявляется, как сильное отравление). Время идёт, и плазмодий (микропаразит, вызывающий малярию) плодится в страшных количествах. В Африке, это, в основном, Plasmodium falciparum (известный в России, как тропическая малярия), но есть и другие, более редкие и чуть менее опасные виды типа Plasmodium vivax, Plasmodium ovale и Plasmodium malariae.

-3

Если вы заболели прямо во время путешествия — вам, отчасти, повезло. Местные постоянно имеют дело с малярией, знают, как её лечить, и не будут прописывать вам мёд с парацетамолом, а сразу зальют капельницу с химией, убивающей плазмодиев. Если вы успели вернуться домой, то читайте дальше.

Итак, что же делать бедному путешественнику? Во-первых, постараться сделать так, чтобы вас не кусали комары: репелленты, фумигатор в номер, одежда, максимально закрывающая тело.

Вечером желательно сидеть в номере — малярийный комар активен в тёмное время суток. Во-вторых, лучше сразу запастись таблетками для лечения и тестами — в России их будет сложно или невозможно достать, хотя и есть лазейки — лекарство купить у нас всё же можно, но лучше озадачиться этим сразу по приезду. Только не покупайте Хлорохин — в большинстве регионов мира плазмодии выработали к нему устойчивость. В третьих, нужно спросить у местных, чем они лечат малярию. Дело в том, что плазмодии успели выработать устойчивать к некоторым лекарствам, и в разных частях мира ситуация может отличаться кардинально. Иногда информация о лечении доступна и в интернете — как правило, на английском языке (как, например, в случае ЮАР). В четвёртых, если риск очень велик, во время поездки стоит пить профилактические таблы типа Маларона или Доксициклина (вакцины от малярии в стадии разработки, так что пока только так). Пить их надо со всей строгостью, ведь иначе всё равно можно заболеть, только симптомы будут смазаны, плюс ваше профилактическое лекарство уже не подойдёт для лечения, ведь у плазмодиев уже будет к нему устойчивость.

Если вы успели вернуться, то дело осложняется — болезнь надо диагностировать, определить вид плазмодия и убить его. Существуют, однако, более-менее универсальные рекомендации ВОЗ по лечению малярии вне зависимости от региона заражения. Чем же лечат малярию? Если болезнь зашла очень далеко, лечат только капельницами. Если её отловили вначале, то Plasmodium falciparum можно эффективно вылечить вот этими таблетками с минимумом побочных эффектов:

Coartem (Коартем), также продаётся под названием Riamet (Риамет). Действующее вещество — Artemether/lumefantrine. За 3 дня полностью вылечивает от Plasmodium falciparum (1 пачка на курс лечения). Для людей с весом 85+ кг в ЮАР рекомендуют повышенные дозы. Именно этим препаратом вылечится Артемий Лебедев, который подцепил малярию в ЦАР в 2013 году и чуть не умер, думая, что у него отравление.

-4

Malarone (Маларон). Действующее вещество — Atovaquone/proguanil. Хорошая замена Коартему, если тот не достать. Чаще используется для профилактики малярии, но эффективен и для лечения Plasmodium falciparum.

-5

В России малярию лечат только в одном месте — в инфекционной клинической больнице №2 города Москвы. На всякий случай запомните, это может спасти вам жизнь.

Всем здоровья! Пусть информация о малярии навсегда останется для нас сугубо теоретической. И, да, Африка прекрасна, но не стоит терять бдительность, товарищи! То же самое касается и других частей света, где жужжит малярийный комар :)