Задумывались ли вы над тем, зачем некоторым людям нужна новая вещь от какого-нибудь известного дорогого бренда или новая дорогая машина в кредит? Данная покупка не обоснованна крайней необходимостью или финансовыми возможностями человека, а лишь просто создана для того, чтобы подчёркивать статус владельца.
Данный явление было названо в честь его открывателя Торстейна Бунде Веблена. Демонстративное поведение при потребление благ недоступных большинству. Оно не обоснованно с экономической точки зрения, причём, даже наоборот, чем выше цена на данный продукт, тем выше спрос на него.
В своей книге "Теория праздного класса" он написал:
Труд воспринимается как унижающий достоинство, и традиция эта отнюдь не умерла. […] Для того чтобы заслужить и сохранить уважение людей, недостаточно лишь обладать богатством и властью. Богатство или власть нужно сделать очевидными, ибо уважение оказывается только по представлении доказательств.
Для кого характерен эффект Веблена? Данный эффект характерен для тех людей, который видят в вещах какой-либо статус или для тех, кто переходит выше по карьерной лестнице. В психике данных людей доминирует мотив стремления к престижу и материальным ценностям. Также, данный эффект характерен для молодёжи, но, это неплохо. Это лишь влияние моды и со временем, у молодых людей это проходит.
Существует схожий эффект. Эффект сноба характерен тем, что человек стремиться купить товар который не покупают другие. Этим действием он хочет выделиться из толпы и приковать к себе больше внимания.