870 подписчиков

Бронированный вездеход из Тихорецкой. ФВД "Россiя". 1918.

В 1918 году в паровозоремонтных мастерских станции Тихорецкая Кубанской области был построен импровизированный броневик на шасси полноприводного американского грузовика с личным названием "Россия",...

В 1918 году в паровозоремонтных мастерских станции Тихорецкая Кубанской области был построен импровизированный броневик на шасси полноприводного американского грузовика с личным названием "Россия", обычно именуемый в источниках как ФВД (бронеавтомобиль).

ФВД (бронеавтомобиль)/FWD Тихорецкий

Страна: Россия (область ВСЮР)

Производитель: Паровозоремонтные мастерские (Тихорецкая)

Год выпуска: 1918

Кол-во построенных: 1

Шасси: FWD Model B/ Truck, 3 ton, Model 1917

Экипаж: 4+4 (десант)

Сухая масса, 7-8 тн

Бронирование: 7-10 мм

Двигатель 4-х цилиндровый рядный, ДВС, 36 л.с.

Станция Тихорецкая была основана в 1874-м году на пересечении двух транспортных магистралей Ростов-на-Дону - Петровск-Порт (Махачкала) и Царицын-Екатеринодар. В 1899-м году на станции для обслуживания все возрастающего транспортного потока были созданы крупные паровозоремонтные мастерские. Располагаясь прямо в центре области Войска Донского, не удивительно, что жители станции, будучи в основной своей массе классическими представителями квалифицированного рабочего класса, симпатизировали большевикам, поддержав в конце 1917-го года Советскую власть. Созданное в конце мая псевдогосударство - Кубано-Черноморская советская республика на станции и в соседнем селе держало базу войска Кубано-Черноморской республики, которое в казачьем окружении не долго просуществовало. Станцию Тихорецкая уже в июле 1918-го года захватила Добровольческая армия в ходе наступления на Царицын. И мастерские стали работать уже в интересах ВСЮР: ремонтировались поезда и бронеплощадки. Уже осенью 1918-го года в паровозоремонтных мастерских был забронирован американский грузовик FWD.

В 1918 году в паровозоремонтных мастерских станции Тихорецкая Кубанской области был построен импровизированный броневик на шасси полноприводного американского грузовика с личным названием "Россия",...-2

Полноприводный американский грузовик FWD стал самой массовой машиной своего класса, за годы Первой мировой войны в войска союзников по Антанте было поставлено почти 16500 машин FWD Model B. С большими заказами на трехтонные грузовики относительно небольшая фирма FWD справиться не могла и сборку машин передали другим автомобильным фирмам: "Киссел" (Kissel), "Пирлесс" (Peerless) и "Премьер" (Premier). Грузовик FWD Model B служил как стандартизированный многоцелевой тактический грузовик Truck, 3 ton, Model 1917, параллельно выполняя роли артиллерийский тягач, самосвал, автоцистерна, шасси для специального военного оборудования. Для сборки машин были открыты филиалы в Британии и Канаде. Наряду с полноприводными полуторками Jefferey Quad грузовики FWD Model B в 1916-1917-м годах начали поставляться в Российскую императорскую армию, в том числе в бригады Тяжелой Артиллерии Особого Назначения (ТАОН).

FWD Model B
FWD Model B

Можно отметить, что, несмотря на распространенность, хорошую грузоподъемность и отличную проходимость, ни одна из стран, использовавших грузовик, так и не попробовала построить на его база бронемашину. Меньшие по грузоподъемности Джеффери Квад пробовали бронировать в России, Франции, Канаде и самой САСШ, в то время как ВФД обходили стороной, хотя германская армия например просто отказывалась даже рассматривать бронированные машины на неполноприводном шасси. В итоге это привело к тому, что германская армия осталась без собственных бронесил, но тем не менее именно FWD Model B стал в последнее время популярен у любителей альтернативной истории с русскими проектами броневиков на его базе, особенно если учитывать, что разговоры о налаживании производства этих грузовиков на Обуховском заводе шли, и в одном их распоряжений Генштаба была ссылка на планы по выпуску бронемашин на этом шасси.

Так мог бы по мнению альтернативщиков выглядеть ФВД с 76-мм противоштурмовой пушкой проекта Путиловского завода. (http://alternathistory.com/broneavtomobil-fvd-putilov-kegress/)
Так мог бы по мнению альтернативщиков выглядеть ФВД с 76-мм противоштурмовой пушкой проекта Путиловского завода. (http://alternathistory.com/broneavtomobil-fvd-putilov-kegress/)

В отличие от прекрасных планов реальность оказалась отнюдь не так красива. Известно только две боевые машины на шасси американских полноприводников - построенная для ВСЮР в конце 1918-го года и броневик "Страж революции", известный выступлением с него Троцкого в 1920-м году. С точки зрения дизайна одна была хуже другой. Построенный в Тихорецких мастерских импровизированный бронеавтомобиль был построен по типу стандартных российских броневиков с диагональным расположением двух пулеметных башен. Бронирование было построено из плоских, вертикально расположенных листов брони или котельного железа по типу "шкаф" без особых сложностей. Из особенностей можно отметить только приподнятую крышу отделения управления с наклонными бронелистами. Окна и радиатор прикрывались простыми бронированными дверцами. Боевое отделение получилось достаточно большим, стала возможна перевозка десанта, с правой стороны для экипажа и десанта вварили большую дверь.

"Россия" в Краснодаре
"Россия" в Краснодаре

Броневые башни были сделаны по типу башен, которые использовались на самых массовых бронемашинах российской армии на шасси "Остин", но с большой вероятностью были сделаны непосредственно в Тихорецкой. Пулеметные башни были вооружены стандартными 7,62-мм пулемётами системы Макима с боговой защитой пулемёта массивными "щеками. Получив название «Россiя» бронеавтомобиль на шасси FWD воевал скорее всего в составе Добровольческой армии. Хотя о боевой машине нет упоминаний, как о входившей в какие-либо броневые части Вооруженных Сил Юга России. Возможно импровизированный грузовик был "персональной" боевой машиной какой-то части, сформированной например в той же Тихорецкой и официально не входил в состав бронеавтомобильных отрядов Добровольческой армии.

Фото: RCforum
Фото: RCforum

Дальнейшая история броневика из Тихорецкой неизвестна, с высокой степенью вероятности он был брошен при отходе частей Добровольческой Армии на левый берег Дона после провала наступления 1919-го года на Москву. Несмотря на свой неказистый вид, при использовании нормального бронирования такие боевые машины, построенные в серийных объемах были бы, учитывая проходимость и огневую мощь, хорошей помощью войскам ВСЮР.

Мрдель броневика в масштабе 1:72 от мастера Антон @самодел (https://karopka.ru/community/user/16134/?MODEL=424711)
Мрдель броневика в масштабе 1:72 от мастера Антон @самодел (https://karopka.ru/community/user/16134/?MODEL=424711)

О боевых машинах на гусеничном ходу, выпущенных на территории России, и других боевых машинах ВСЮР можно почитать в статьях этого канала:

Тактический транспорт САСШ, Часть 1. FWD Model B. Поноприводный американский мул. 1912.

САУ Армии Юга России. 127-мм пушка на шасси Ломбард. Кувалда Деникина.

Танки Армии Юга России. "Смерть революции". 1919. Тбилисский пациент.

Танки Армии Юга России. "Астраханец". 1919.

Танки Армии Юга России. Судосталь. 1919. "Доблестный лабинец" и "Генерал Улагай".

Бронеавтомобили русского типа. Часть 18. Донской Пирс-Эрроу "Ермакъ". 1919. Степной крейсер.

Бронеавтомобили русского типа. Часть 17. Усть-Белокалитвенец. Остин 2 серии. Донская бронекаретка.

Танк армии Юга России. "Полковник Безмолитвенный" он же "Клейтон". 1918. Форт на гусеницах.

Бронетрактор Гулькевича. 1916. Танк или штурмовая САУ?

Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 1. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой.

Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 2. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой. Морской тип.

Источники:

информация в ходе обсуждения на сайте RCforum.ru экспертов форума @Slava, @Alekse

М. В. Коломиец "Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне".

М.В. Коломиец "Русские броневики в боях. Бронечасти первой мировой"

http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/ussr/ac_fwd.htm