Современный бизнес и конкуренция – основополагающие ценности нашего времени, однако цифровая реальность привнесла достаточно много новшеств, что подрывает основные рыночные законы, заставляя лавировать между классическими правилами и неожиданными новациями.
Стратегия “голубого океана” - одна из самых прогрессивных бизнес-идей, которая отлично подходит к современным реалиям. Основанная на одноименной книге, стратегия позволяет по-новому взглянуть на традиционные рыночные ценности конкуренции и переосмыслить их с пользой для бизнеса.
Что имеется в виду?
Идея предполагает новый подход к поведению игроков на рынке, вводя собственную терминологию. Исследователи, которые создали модель, пришли к выводу о принципиальном разделения рыночных пространств по интенсивности конкуренции на “голубые океаны” и “алые океаны”.
“Алые океаны” – привычные для каждого бизнесмена ниши труда, где каждый день происходит беспрецедентная по жесткости конкурентная борьба, а само рыночное пространство предстаёт в виде океана, окрашенного кровью участников, которые “терзают” друг друга каждый рабочий день. Здесь действуют всем известные правила поведения, установлено нормативное регулирование, а требования к набору компетенций участников рынка остаются в целом, неизменны долгое время.
Напротив, так называемые “голубые океаны” – как новые рыночные ниши, так и своеобразное “обновление” “алых океанов”, когда новаторы развивают отрасли, казалось бы, давно отработанные бизнес-практикой.
“Голубые океаны” не ограничиваются новым цифровым пространством, хотя онлайн до сих пор остаётся, по большей части, “открытой нишей”. Характерными признаками “голубых океанов” является отсутствие конкуренции и четких правил ведения бизнес-процессов. Впрочем, всегда стоит помнить об антимонопольном регулировании, которое распространяется на все сферы независимо от степени их апробирования практическим бизнесом.
Впрочем, стратегия “голубых океанов” остаётся скорее теоретическим постулатом, так как открытые рыночные пространства достаточно быстро, превращаясь в “алые океаны”. Впрочем, старые (“алые”) пространства тоже могут преобразиться в “голубые” благодаря привнесению новых технологий, смене аудитории спроса и использованием новых средств подачи информации.