Найти тему

Читающие люди нынче в моде: в России требуется и оплачивается грамотность

Со средней школы меня «заразили» любовью к русскому языку. Именно про таких, как я, ходят шутки: получила любовное письмо, исправила ошибки, отправила обратно.

Все домашние уже перестали путать «надеть» и «одеть», «тОрты» или «тортЫ». А я всегда страдаю перед выбором: иметь друзей или исправлять ошибки. Конечно, это отчасти шутки, отчасти — ежедневная боль.

Анна Валл в своей лекции «Грамотная речь. Выбор первых», на которую я наткнулась, поднимает темы современной грамматики, переписок в мессенджерах и говорит о том, как мутировал язык.

Очень интересно, что и Анна Вал, и я отмечаем:

Ведь деловая переписка никуда не делась, просто многие перешли из электронной почты в телеграм или вотсап.

Утверждать, что я владею русским языком на все 100% однозначно нельзя, но я знаю больше среднестатистического россиянина. Просто потому, что мне нравится разбираться в значении слов, синтаксисе и орфографии. Но иногда кажется, что такие тонкости уже не востребованы, многое можно опустить, и никто даже не заметит. Ведь бизнес бежит за ростом прибыли, KPI показателями и маркетингом.

Но как оказалось, грамотная речь — это привилегия и знак качества. Подтверждение моих домыслов и миропонимания специалистами очень воодушевляет и побуждает развиваться дальше. Расскажу о некоторых тезисах, которые вынесла Анна, со своими комментариями к ним.

1. В современном мире произошло смешение устной и письменной речи.

Есть разговорная речь с интонациями, упрощением речевых конструкций и отсутствием каких-то определённых рамок. Особенно, если мы говорим в неформальной обстановке со своими близкими.
И есть речь письменная: с каркасом, правилами и логикой. При этом совершенно не важно, где именно мы пишем: на бумаге и от руки, отправляем по электронной почте или используем мессенджеры.

Анна говорит о мутации языка, и вот как она проявилась: речь в мессенджерах стала синтезом устной и письменной. Возможность получить письмо мгновенно перенесло часть письменной речи в устную. Да, мы может не открыть его сразу, но возможность-то есть.

2. Знаки препинания наделили силой, которой они раньше не обладали

Эмодзи и стикеры делают максимум, чтобы расстояние между людьми не ощущалось. Для этого появились упрощения, искажения, сокращения: пж, спс и специальные ошибки: щас, го, драсти и прочие. Это ведёт к экономии времени и энергии, но при этом нивелирует у многих стремление знать, как правильно писать и говорить.

Вот пример силы знаков:

— привет, как дела?

 — привет, всё ок.

И

— привет, как ты?

— привет, все ок)

Уверена, вы почувствовали разное настроение в двух этих переписках, хотя по логике письменной речи ничего поменяться не должно было. Ведь в письме нет интонаций, и мы можем только догадываться, с каким настроением пишет человек.

-2

В данном случае, это просто занятное наблюдение, но есть и ошибки, которых лучше избегать при формальных письмах даже в мессенджерах.

При этом в деловой переписке считается ошибкой использование устной речи. Даже такие элементы, как обращение со слов: доброго дня, доброго времени суток и прочее. Нужно уходить от этого. Правильной формой будет простое обращение: коллеги, дорогие коллеги и т. п.

3. «Античная» грамотность станет конкурентным преимуществом

Я занимаюсь PR и маркетингом, поэтому часто работаю и с отделом HR. Потому как имидж и бренд компании отражается и в сотрудниках. Важно находить специалистов, которые будут усиливать компанию. А разговор с партнерами или клиентами в социальных сетях и по электронной почте — важная часть клиентоориентированности. И тут мы сталкиваемся с тем, что уровень грамотности катастрофически низок.

Поэтому даже в таких популярных сейчас профессиях как СММ-специалисты, личные помощники, специалисты по рекламе, референты и т.п самым первым указателем требований идёт: грамотная письменная и устная речь.
Поэтому даже в таких популярных сейчас профессиях как СММ-специалисты, личные помощники, специалисты по рекламе, референты и т.п самым первым указателем требований идёт: грамотная письменная и устная речь.

-4

Теперь модно заказывать тренинги филологов, чтобы те повышали уровень грамотности и правильности формирования писем. Поэтому если вы владеете каноничными знаниями о правильности устной и письменной речи, у вас явное преимущество.

Например, поговорим о самой распространённой ошибке в окончании писем от разных специалистов, в разных компаниях.

«С уважением, Алиса» — это ошибка. Почему? Потому что у письменной речи есть рамочная конструкция:

  • Обращение: коллеги, дорогая Ирина Ивановна и т.п.
  • От кого: с приветом вам из солнечного Дагестана ваш племянник, вам пишет компания Юг и т.п.
  • Суть письма
  • Завершение от третьего лица: с уважением к вам остаётся Алиса.

Произошло стяжение конструкции со временем, и фраза мутировала из «с уважением к вам остаётся Алиса» в «с уважением Алиса». Тут не может быть запятой, потому что это не обращение. Запятая тут является логической и синтаксической ошибкой, которую многие не видят.

При этом ученик 3-го класса не поставит тут запятой, ведь это запятая между подлежащим и сказуемым, которая никогда не ставится. Подлежащее — Алиса, сказуемое — остаётся. Это пауза. По этой причине многие компании для обозначения этой паузы стали писать так:

С уважением

Алиса

4. Бизнес возрождает моду на грамотность.

Всё, как я считаю, началось с моды на чтение книг. Питер стал амбассадором интеллигентности, начитанности и грамотности. Стали появляться открытки, атмосферные книжные.

Появилась тенденция даже у фотографов снимать в библиотеках.

Фотограф Бенджамин Фон Вонг (Benjamin Von Wong)провёл сессию внутри крупнейшей монастырской библиотеки в мире в Адмонте, Австрия. https://cameralabs.org/7660-potryasayushchaya-fotosessiya-v-krupnejshej-monastyrskoj-biblioteke-mira
Фотограф Бенджамин Фон Вонг (Benjamin Von Wong)провёл сессию внутри крупнейшей монастырской библиотеки в мире в Адмонте, Австрия. https://cameralabs.org/7660-potryasayushchaya-fotosessiya-v-krupnejshej-monastyrskoj-biblioteke-mira

-6
-7
Большое количество литературных клубов и поэтических вечеров тоже стали разрастаться по регионам.
Вслед за этим крупные компании: Сбербанк, Яндекс и другие, стали открывать форумы по грамотной речи, филологи стали консультантами для всех, кто хочет быть в тренде. И для меня это просто лучшая новость!

Ведь теперь мало быть хорошим специалистом в своей отрасли, нужно иметь базовые навыки, в которые как раз и входит грамотность и высокий уровень знания русского языка.

Зато как здорово, когда ведущие должности сопровождаются письмами без ошибок, а ответы от службы поддержки приятны не только как решение вопросов, но и с точки зрения речи.

Не пропустите о полезностях для учащихся и их родителей, подписывайтесь на наш канал!

Автор: Алиса Деляева, pr-специалист, дизайнер и маркетолог в семейном бизнесе Арестовых, дочь нашего автора Евгении Арестовой

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-8

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Читайте другие статьи автора:

Ребёнку скучно на русском и литературе: подпишитесь на эти блоги и учитесь в фоновом режиме

Ещё на тему:

Почему я считаю, что сегодня можно не читать

Как не стать ЧИКОЙ: с чего мы хотим культурную молодёжь?