Сон без сновидений, как я уже рассказывал в главе 2, — это состояние, в которое мы попадаем бессознательно, естественным образом. Пребывая в этом состоянии, мы обладаем очень низким уровнем осознанности или полностью неосознанны. Это естественное состояние обозначено в описании упомянутого ранее обычного цикла сна как стадии СМС2, СМСЗ и СМС4 (СМС — стадия медленного сна). Однако и его мы можем исследовать и получать от него пользу, если проявим искренний интерес и попытаемся понять природу сознания и различных состояний ума. Осознанный сон без сновидений позволяет нам получить относительно чистое переживание сознания общей основы. Несмотря на то что сознание общей основы принято считать «бессодержательным», на самом деле оно не является ни полностью пустым, ни полностью неопределённым. Если рассматривать обычный цикл сна, то сновидения начинают естественным образом проявляться именно из состояния сна без сновидений. Если мы сможем осознанно войти в это состояние или стать осознанными, уже пребывая в нём, то у нас появится возможность наблюдать за самой начальной стадией развития сновидения.
В практиках более высокого уровня стабильность осознанных сновидений может сыграть решающую роль в деле навигации по бардо смерти[25]. В тибетском буддизме считается, что это посмертное состояние определяет, каким будет наше следующее перерождение. Обычно сознание усопшего сбито с толку и напугано непривычными и волнующими проявлениями бардо. Оно не способно ни осмыслить их, ни использовать для более благоприятного перерождения. Достижение стабильности на стадии сна без сновидений увеличивает шансы того, что мы сможем сохранить хладнокровие в этой ситуации и принимать осмысленные решения (особенно если подготовиться к ней, изучив тексты, которые описывают сущность этого переходного состояния).
Одно из упражнений, которое вы можете выполнять, попав в состояние сна без сновидений, — это направить внимание на бессодержательность (общую основу) и задаться вопросами: «Какова природа этой бессодержательности? Какой она формы? Каков её размер? Какими характеристиками она обладает?». Пребывая в общей основе и наблюдая за ней подобным образом, вы можете получить ответы, которые приведут вас к основному вопросу: «Какова природа обладания сознанием?». В этой «разрежённой» атмосфере, где нет никаких отвлечений, вы можете подробно исследовать собственное сознание и, возможно, найдёте ответы на очень важные вопросы, которые тысячелетиями ставили в тупик лучшие философские умы.
Другая продвинутая техника, связанная со сном без сновидений, называется открытое присутствие, относится к практике дзогчен, но об этом мы поговорим в следующей главе. Вкратце: если мы сможем добиться стабильной осознанности в состоянии сна без сновидений и пребывать в общей основе, то техника открытого присутствия поможет нам достичь изначальной осознанности — нашей природы будды. Для тех, кто находится на духовном пути, это наивысшее достижение.