Найти тему
46,4K подписчиков

«И стоял, назад ни шагу. И врагом не побежден». Как сражался под Могилевом милицейский батальон

2,7K прочитали
Из донесения комбата Владимирова командиру сводного полка майору Катюшину: «Докладываю, батальон милиции отбил шесть атак превосходящих сил противника, поддерживаемых артиллерийско-минометным огнем и

Из донесения комбата Владимирова командиру сводного полка майору Катюшину:

«Докладываю, батальон милиции отбил шесть атак превосходящих сил противника, поддерживаемых артиллерийско-минометным огнем и авиацией. Нами уничтожено до 400 гитлеровских солдат и офицеров. Наши потери: пало сто восемнадцать бойцов, сержантов и средних командиров, из оставшихся в строю — каждый второй ранен. В ходе седьмой атаки враг захватил Старое Пашково. Планирую контратаку всеми наличными силами для восстановления положения. На исходе боеприпасы. Продержусь десять-двенадцать часов. Прошу помощи».

6 суток, с 13 по 18 июля 1941 года, защищая подступы к Могилеву, без сна и отдыха, под палящим солнцем и непрекращающимся пулемётным и миномётным обстрелом, бомбовыми ударами фашистской авиации, отражая атаки немецкой пехоты, поддерживаемой танками, стояли насмерть бойцы сводного милицейского батальона.

Командовал батальоном лейтенант милиции Владимиров.

О личности милицейского комбата

Константин Григорьевич Владимиров (1899-1941), родился в 1899 году в городе Рославль Смоленской области, русский.

Из донесения комбата Владимирова командиру сводного полка майору Катюшину: «Докладываю, батальон милиции отбил шесть атак превосходящих сил противника, поддерживаемых артиллерийско-минометным огнем и-2

С 1918 года по 1922 год служил в Красной Армии, участник Гражданской войны. С 1922 года — на службе в органах правопорядка.

11 июля 1941 года руководством Управления Народного Комиссариата Внутренних Дел (УНКВД) по Могилевской области Белорусской ССР назначен командиром сводного батальона Могилевского гарнизона милиции общей численностью до 250 штыков, получившего приказ в целях прикрытия подступов к Могилевскому железнодорожному узлу со стороны Шкловского шоссе занять оборону на левом берегу реки Дубровенка по рубежу деревня Старое Пашково — деревня Гаи с центром обороны на расположенной там безымянной высоте.

Данный батальон организационно состоял из трех рот: 1-я — из работников аппарата Управления милиции УНКВД по Могилевской области и курсанты Могилевской межкраевой школы НКГБ (Народного Комиссариата Государственной Безопасности) СССР; 2-я — из представителей постоянного и переменного состава Минской школы милиции; 3-я — из представителей постоянного и переменного состава Гродненской школы милиции.

В боях на данном рубеже с утра 13 июля 1941 года. Здесь героически и погиб 18 июля 1941 года: по утверждению очевидцев, убит разрывом вражеского снаряда сразу после того, как, будучи раненым в голову и ногу, в очередной раз поднял подчиненных в контратаку.

Из донесения комбата Владимирова командиру сводного полка майору Катюшину: «Докладываю, батальон милиции отбил шесть атак превосходящих сил противника, поддерживаемых артиллерийско-минометным огнем и-3

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1965 года за мужество и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны, посмертно удостоен ордена Ленина.

В 1990-е годы приказом Министра внутренних дел Республики Беларусь К.Г. Владимиров зачислен почетным солдатом в 1-ю патрульную роту в/ч 5523 внутренних войск МВД.

О героических боях милицейского батальона

12 июля батальон был поднят по тревоге и занял оборону на одном из самых трудных участков обороны — в районе деревень Старое Пашково — Гаи, которые располагались северо-западнее Могилева. Батальону предстояло прикрывать железнодорожный узел со стороны Шкловского шоссе. До подхода наступавших фашистских войск милиционеры, не покладая рук, окапывались, готовясь достойно встретить врага.

И уже утром следующего дня позиции батальона были атакованы превосходящими силами противника, намеревавшегося сходу смять оборонявшихся. Милиционеры сражались отчаянно, отбивая атаки немецкой пехоты и переходя в контратаки, в результате которых у них появились немецкие автоматы, станковый пулемет и немало гранат, что значительно усилило огневой потенциал батальона. Но немцы усилили атаки пехоты танками, по нашим позициям били вражеские минометы и к концу дня милиционерам пришлось оставить позиции у деревни Старое Пашково. Перегруппировав силы, комбат Владимиров повел бойцов в ночную атаку, и в течении следующего дня 14 июля батальон удерживал прежние позиции.

Ряды защитников редели, немцы же подвели подкрепления и снова овладели деревней Старое Пашково, более того, критическая ситуация сложилась для милиционеров на позициях у деревни Гаи.

Оценив обстановку, комбат Владимиров пошел на хитрость, он приказал оставить и деревню Гаи, сохранив на позициях лишь небольшое количество людей, а основные силы бойцов разместил на флангах своих позиций.

План командира батальона удался. Немцы, не заметив перегруппировки оборонявшихся, обрушили на позиции ураганный огонь, артиллерии и минометов, а когда фашисты, после артиллерийской подготовки, пошли в атаку, их встретили кинжальные пулеметно-ружейные очереди с флангов.  Ошеломленные фашисты в панике бежали назад.

15 июля с самого утра пехота немцев при помощи танков со стороны Старое Пашково снова пошла в наступление на позиции батальона. Один танк бойцам удалось поджечь, остальные повернули назад. Используя короткую передышку, милиционеры приводили в порядок окопы и стрелковые ячейки, оказывали помощь раненным товарищам. Но немцы снова и снова шли в атаки, комбат Владимиров запросил помощь и к оборонявшимся подошла 3-я рота батальона.

Батальон героически сражался с наступающими и постоянно увеличивающимися силами противника еще 2 дня, 16 и 17 июля (в некоторых источниках указывается, что только 17 июля бойцы батальона отбили 7 вражеских атак).

18 июля, когда разъяренный враг бросил против милиционеров крупные силы пехоты и большое количество танков, милиционеры держались исключительно стойко, но силы были неравными…

Раненый в голову и ногу комбат Владимиров поднял остатки батальона в контратаку. Последними словами его были:

— Вперед, за Родину!...

Все, кто мог стоять на ногах и держать оружие в руках — а это около 50 бойцов, поднялись за своим командиром в последнюю атаку. Схватка была жестокой, но короткой, милиционеры падали, сраженные вражеским огнем... погиб и мужественный комбат…

Из воспоминаний одного из оставшихся тогда в живых бойцов милицейского батальона Иосифа Филипповича Кожева:

«Наступило утро 18 июля 1941 года. На рассвете группа немцев пыталась незаметно пробраться к позициям батальона, но безуспешно. Была отбита и следующая атака. В 14:00 гитлеровцы, подтянув новые силы, двинулись на значительно поредевший милицейский батальон. Раненый Владимиров поднял своих бойцов в контратаку. Схватка была короткой. Пробежав несколько метров навстречу приближавшемуся немецкому танку, был убит Павел Бурмистренок. Разорвавшийся снаряд сотнями осколков ударил по комбату Владимирову. Пали на поле боя милиционеры Касьянов, Серков, Кутаков и многие другие».

А вот как рассказывала жительница деревни Гаи Софья Ивановна Веракса, свидетельница последних минут того боя:

««…бегут с горы милиционеры с оружием и кричат: «Ура-а-а, ура-а-а, ура-а-а!» И тут же немцы огляделись и начали, видимо, из минометов бить. И — один упал, второй, третий, при мне упало 8 человек…»

Сельчане свидетельствовали, что враг еще долго не отваживался взять высоту, на склонах которой лежали милиционеры в синем форменном обмундировании. А потом, озлобленные стойкостью и мужеством героев, большими своими потерями, они пытались мстить милиционерам, даже мертвым, под угрозой смерти запретив местным жителям хоронить погибших. Но сельчане хоронили их тайно, ночью.

По имеющимся сведениям, в живых осталось 19 бойцов, но и те были раненые... Судьбы у в них были разными: кто-то попал в плен, кто-то сумел уйти в партизаны и продолжить сражаться с врагом…

Память

Из донесения комбата Владимирова командиру сводного полка майору Катюшину: «Докладываю, батальон милиции отбил шесть атак превосходящих сил противника, поддерживаемых артиллерийско-минометным огнем и-4

О мужестве же бойцов милицейского батальона будет вечно напоминать мемориал, открытый в начале июля 1980 года на высоте, где сражались бойцы батальона. Здесь, где погиб 231 человек, воздвигнуты две бетонные стелы, напоминающие оборонительные рубежи. На гребне оборонительной линии — щит и меч — эмблема органов МВД. Рядом на 16 метров вознесся обелиск в виде флага, на котором большой бронзовый барельеф — чеканное лицо воина в милицейской фуражке.

И еще одно лицо изображено на памятнике — это комбат Владимиров.

Из донесения комбата Владимирова командиру сводного полка майору Катюшину: «Докладываю, батальон милиции отбил шесть атак превосходящих сил противника, поддерживаемых артиллерийско-минометным огнем и-5

О нем помнят могилевчане. Именем Константина Григорьевича Владимирова названа одна из улиц города.

На открытии памятника присутствовал один из тех, кто в суровом 41-м мужественно сражался в батальоне Владимирова — Иосиф Филиппович Кожев. До войны он работал в Гродненской школе милиции. Сражался в составе 3-й роты батальона. Был ранен. После выздоровления воевал в 1-м отряде партизанской бригады «Чекист». Много своих поэтических строк И.Ф. Кожев посвятил боям, товарищам, войне.

Из донесения комбата Владимирова командиру сводного полка майору Катюшину: «Докладываю, батальон милиции отбил шесть атак превосходящих сил противника, поддерживаемых артиллерийско-минометным огнем и-6

Вот только несколько строк в память о том героическом милицейском батальоне:

«…И стоял, назад ни шагу

И врагом не побеждён,

Верный воинской присяге

Милицейский батальон…».

Автор статьи: Владимир Касьянов