Сегодня исполнилось 103 года со дня образования комсомола - коммунистического союза молодежи. В 1918 году он назывался Российским, в 1924 стал Ленинским, а с 1926 года ещё и Всесоюзным.
Помню, как я стала членом ВЛКСМ. В школу я пошла в 6 лет, чтобы учиться в одном классе с братом, который был старше меня на год. Мы оба были отличниками. Не потому что зубрили учебники, просто легко давалась учеба. Домашку зачастую вообще на переменке перед уроком делали.
К концу 7-го класса почти все одноклассники уже ходили с комсомольскими значками на форме, а я все ещё носила пионерский галстук. 1-го января мне исполнилось только 13 лет, а в комсомол принимали с 14-ти, так было написано в Уставе. Обидно было ужасно, я ощущала себя белой вороной.
И вот, не выдержав, я таки подала заявление о вступлении в ряды ВЛКСМ. Устав местами пришлось зубрить, потому как юный мозг сопротивлялся впитыванию в себя политических штампов, считая их ненужным мусором. До сих пор в памяти осталось, что принципы демократического централизма должны отскакивать от зубов, их чаще всего спрашивают. Не ответишь - и привет, станешь отщепенцем.
Дико волнуясь, я явилась в райком и предстала пред грозные очи членов комиссии. Они прочитали мою анкету и спросили, известно ли мне, со скольки лет принимают в комсомольцы? Душа ушла в пятки, я промямлила, что да, конечно, с 14-ти и поняла, что сейчас меня отсюда с позором выпроводят. И тут кто-то из комиссии поинтересовался, как я учусь. Я ответила, что отличница, и комиссия единогласно записала меня в комсомольцы. По Уставу мне не задали ни одного вопроса.
Идеологии во всем этом не было никакой. Честолюбие - да, это с юности мое больное место. Оно было удовлетворено, мне 13, а я - уже! Ну и отличаться от «подавляющего» большинства красным «детским» галстуком не хотелось.
После окончания института по комсомольской путёвке мы с подружкой уехали из тогда ещё Горького в Западную Сибирь на освоение нефтегазовых месторождений. Не за длинным рублем - за туманом и за запахом тайги. Там, кстати, тогда много было молодежи. Комсомольские отряды прибывали из разных концов страны, многие приезжали с БАМа.
Романтики и азарта было хоть отбавляй, а вот политического давления идеологической составляющей не помню. Хотя взносы, конечно, платили. И да, кто-то на комсомольских постах построил себе замечательную карьеру и сегодня греет зад в уютном и комфортном начальском кресле. Если, конечно, вовремя переобулся из коммунистов в актуальную на конкретный период времени партию власти.
Вот ведь парадокс - давно уже нет никакого Союза ССР, кто такой Ленин - не каждый молодой человек сегодня знает, а комсомол жив! До сих пор с интересом читается «Комсомольская правда», почти в каждом городе есть или Комсомольская площадь, или Комсомольская улица. Почему так?
Для нас, чья юность пришлась на 70-е и 80-е годы, это, скорее всего, ностальгия по прошлому. По молодости, полной надежд и желаний, ощущения того, что вся жизнь впереди и все по плечу. Поэтому и пересылают сегодня взрослые дяди и тети друг другу по мессенджерам картинки с поздравлениями, с улыбкой вспоминая, «как молоды мы были». И бухтят, что нынешняя молодежь совсем не та (ох, это вечное противостояние отцов и детей!).
И все же интересно, а наши дети и внуки - с чем они будут поздравлять друг друга лет через 20-30? Ну не с Хеллоуином же? Хотя, как знать, тоже ведь праздник.
Спасибо, читатель, что дочитал мою статью до конца! Ставь лайк, если она тебе понравилась, и делись впечатлениями в комментариях.