42,1K подписчиков

" КАК РОЖДАЕТСЯ ПЕСНЯ"

143 прочитали

Продолжение книги Геннадия Зыкова "Дорогой длинною".

Продолжение книги Геннадия Зыкова "Дорогой длинною".
Ансамбль "Митрофановна" ( первый состав ).
Ансамбль "Митрофановна" ( первый состав ).

Когда «Митрофановна», в юные свои годы, извлекала из потрёпанных гармошек весёлые и печальные звуки, даже не задумываясь над текстами исполняемых песен, которые были проверены временем, худсоветами, продуманы профессиональными поэтами, урезаны и «убиты», в большей части своей, кинорежиссёрами и их коллегами от радио и концертных площадок; когда вся страна пела и повторяла как молитву то, что звучало в эфирах, с затёртых пластинок – вот это было, времечко, скажу я Вам!!! Сколько гениальных песен и стихов было написано! Мы на спор открывали толстенные песенники на любой странице и играли сходу мелодию любой песни. Самые популярные песни были про любовь и войну, народные и частушки, песни из любимых фильмов. Мы просто пели, радуясь жизни и тому, что нас слушают! Но пришло другое время. Мы стали коллективом заметным, теперь нам стали подражать. Необходимость иметь собственный репертуар крепко постучала в нашу дверь! Первым из поэтов откликнулся Сергей Лукашин. За его плечами уже был довольно солидный поэтический опыт. Сатира, юмор, частушка и даже лирика – это его конёк, да и всё это близко к гармошке. Тысячи людей позже держались за свои животики, смеясь над музыкальными миниатюрами, сопереживали с героями его стихов! Челябинцы их хорошо помнят: «Папаня», «Старый батько», «Предвыборные», «Целовалась я с милым в сирени», «Геронтологические частушки», «Брюшко», «Хорошо пошла», «Все татары, кроме ты», «Если осенью поздней», «Там, где река впадает в небо…» и многие другие песни на стихи Сергея Николаевича!

Дальше – больше! Талантливый инженер, житель посёлка Есаульский Виталий Николаевич Селенских, начинавший своё творчество с поздравительных стишков, увлёкся совместной работой над песнями «Митрофановны» и стал маститым поэтом песенником. Мы не расставались с ним поздними ночами, сидя у домашних телефонов! Будили друг друга в любое время дня и ночи! Строгали и строгали песни одна, за одной! И, что самое странное, всё получалось! Скажу честно - некоторые тексты всё еще ждут своей очереди. Сегодня большинство из них стали востребованы другими коллективами. Невозможно перечислить все песни, написанные на стихи Виталия Николаевича. Назову лишь некоторые: «Деревенское танго», «Облепиха», «Седина», «Выходите, девки, замуж!», «За отца и за мать», «Горюшко», «На огонёк», «Одуванчик», «Как хорошо!», «Под косогор», «Розовый сон» и многие, многие другие песни. Их где-то около пятидесяти! Любопытно вспомнить один курьёзный случай: Николай Вивчерук, воодушевившись, как ему казавшейся простотой написания песни, решил написать свою песню. Три дня его ни кто не видел в посёлке. На четвёртый день опухший, не выспавшийся и злой пришёл в клуб и рассказал нам, как он не мог сочинить и строчки! Матернулся и пошёл заводить свой трактор, уехав далеко в лес, долго работал на посадках хвойных саженцев.

Мне очень дороги такие поэты как Виктор Нечаев (песни «Мишка», «Недотрога», «Не верю я свечам гадальным» и др.), Валентина Наумова (песни «Во лесу-то ягода», «Дубравушка»), Виктор Клевцов («Вдовушки»), Галина Тютюльникова («Судьба»), Виктор Баркин («Посвящение»), Виктор Поповцев («Гармония», «Новогодний сюрприз») и ещё очень много талантливых поэтов! Низкий Вам поклон и пожелание творческих удач! Я знаю! Придёт черёд и новым самодеятельным поэтам. Пишу эти строки, а в голове уже новые песни на их стихи. Завтра мы обязательно будем их петь!

Если кто-то спросит меня: «А как сочиняются они, эти песни?» Почесав затылок, начну перечислять прописные истины – знание музыкальной грамоты, практика музыкального исполнительства, не равнодушное отношение к поэзии, гармонический слух и прочее, прочее. Всё это – не ко мне!!! В культпросвет училище мне поставили тройку по баяну в зачётку за шесть кружек пива. Сейчас уже можно об этом говорить. Заболел преподаватель, который не допустил меня к экзамену, незадолго перед этим. Я зашёл с друзьями в один из многих пивных подвальчиков, где, совершенно случайно, отдыхал другой преподаватель этого предмета, очень хороший человек! При мне была зачётка, пришлось «проставиться»…! Много позже, работая в клубе, понял, что баян это мой хлеб и моё будущее. Руководил хором, ВИА, вокальными ансамблями, ни одно клубное и частное мероприятие не обходилось без баяна. А вот сочинять начал только в «Митрофановне». Как это происходит – не знаю. Главное в песне – это текст. Если ты «заболел» им, если стихи удачны фонетически, или ритмически и сидят занозой в твоей душе, если затронутая тема близка твоим друзьям-музыкантам, если всё это отвечает задуманному имиджу коллектива и в твоём распоряжении малюсенькая кучка нот…! Всё! Ты сочиняешь на ходу, ты сочиняешь за едой, ты сочиняешь во сне, даже на рыбалке. Как-то, сплавляясь на плоту с друзьями по реке Белой, рано утром ушёл от стоянки вниз по течению, половить голавлей. В голове назойливо звучали стихи Галины Тютюльниковой «Судьба». Никак не приходило музыкальное решение песни. Место я выбрал под высокой скалой. Река круто огибала скалу и превращалась в мощный водоворот в центре, замедляя свой ход чуть ниже пенным великолепием. Такие места любит крупная рыба и не очень осторожничает. Рыбалка всё больше увлекала меня. Я и не заметил, как подошла огромная грозовая туча, и грянул сильный раскат грома. Решение песни пришло само. Ситуация требовала быстрых действий: гроза в горах – серьёзное испытание! Но я стоял счастливый, почувствовавший взрыв адреналина, вмиг промокший до нитки и замёрзший, громко напевая появившийся мотив! Вдалеке показался наш плот. Друзья спешили на выручку. Все как один подумавшие, что я сошёл с ума. А я продолжал орать:

«Судьба не ласкова бы-ла со-мной

Хожу давно теперь у-же седой.»

Да! Это песня в стиле долгой и медленной частушки под балалайку! И ни как иначе! Друзья приняли меня на борт и ультимативно заставили принять лекарство от всего сразу – спирт. Вскоре для меня «Всё стало вокруг голубым и зеленым…» И всякий раз, когда получалась хорошая песня, я чувствовал себя счастливым болваном! Я подсел на адреналин! Много раз мелодия приходила просто во сне. Проснувшись, как сумасшедший бежал на кухню записать, зафиксировать, на удивление своих детей и жены. Многие мои друзья гармонисты ищут в своём творчестве уединения, музицируют в бане, в ванной комнате, в туалете, чтобы не мешать родным. Уважаемые родные! Это вы не мешайте бедолагам поиграть на гармошке! И скажите об этом своим соседям! Однажды мне посчастливилось участвовать в Челябинской программе Леонида Якубовича «Поле чудес», где я пошутил, отвечая на его вопрос: «Где ты так научился играть на гармошке?»- «В туалете»- ответил я. Дальше у нас был весёлый и смешной диалог, после которого я ушёл со сцены с новенькой газовой плитой. Позже, продолжая своё шоу, Якубович всё метался по сцене и спрашивал зрителя: «Да где же этот туалетный гармонист? Поговорить не с кем!»

Трудное это дело – сочинять песенки, скажу я вам! Но благодарное!

Продолжение читайте в следующую пятницу.