479 подписчиков

Художники «из альбомов». Исаак Бродский.

744 прочитали

Личный выбор автора

Решил я "разбавить" "безыдейных" французских живописцев учеником Репина, начинавшим, как пейзажист, а ставшим первым среди "главных советских художников". Звали этого выходца из еврейской семьи, который впоследствии удостоился нелестного сравнения с «главным вельможей советского искусства», Исаак Бродский.

А.И.Лактионов. Портрет И.И.Бродского. 1938.
А.И.Лактионов. Портрет И.И.Бродского. 1938.

Исаак Израилевич Бродский (1883, Таврическая губерния, Российская империя - 1939, Ленинград).

Сын купца второй гильдии, Исаак в 1896 году, закончив Бердянское городское училище, поступил, а в 1902 году и окончил на «отлично» Одесское художественное училище, и без экзаменов был принят на испытательный курс в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры (ВХУ) при ИАХ. С 1903 года он стал заниматься в мастерской Ильи Репина, который, не прерывая преподавания, как раз с того времени стал жить постоянно в «Пенатах» (Куоккале).

Одним из соучеников Исаака по Одесскому училищу был будущий «отец русского футуризма» Давид Бурлюк (1882 - 1967, США). Летом 1906 года в имении на «Полтавщине», куда Исаак приехал по приглашению Давида, он написал вот этот портрет его сестры Людмилы (1886 - 1968), которая сама поступила в ВХУ в 1903 году:

Портрет Л.Д.Бурлюк. 1906. Холст, масло. 83 х 99 см.
Портрет Л.Д.Бурлюк. 1906. Холст, масло. 83 х 99 см.

Эта еврейская красавица изображена молодым художником рядом с её собственной картиной, написанной в технике пуантилизма. Ну а в каком стиле писал тогда сам Исаак - решайте сами. По моему убеждению, в нём "не было ничего" «репинского». И нужно добавить, что со временем "живописная манера" Бродского будет к тому же существенно меняться. Лето 1906 года Исаак провёл в имении, где отец Бурлюка служил управляющим, а обычно во время учёбы в ИАХ для "летней практики" он выезжал на так называемую Академическую дачу, которая находилась в Тверской губернии.

Именно там летом 1907 года молодой художник написал множество этюдов, которые позже стали картинами:

Сквозь ветви. 1907. Холст, масло. 67 х 135 см. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.
Сквозь ветви. 1907. Холст, масло. 67 х 135 см. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

Нельзя не обратить внимания, как эта, вытянутая в длину картина, отличается по технике исполнения от предыдущей!

Академическая дача официально именовалась как «Владимиро-Мариинский приют для малоимущих студентов Академии художеств», что позволяет судить о достатке Исаака в то время. Находилась она на реке Мсте, а потому неслучайно, что на пейзажах Бродского тех лет "вода" занимает много места:

Поздняя осень. 1907. Картон, масло. 44 x 99 см. Вологда.
Поздняя осень. 1907. Картон, масло. 44 x 99 см. Вологда.

Эта картина весьма похожа на предыдущую, а потому тем удивительней следующая работа Исаака всё того же 1907 года, выполненная им в стиле модерна, темперой и в "квадратном формате":

Осенний пейзаж. 1907. Бумага, картон, темпера. 47.7×47.7 см.
Осенний пейзаж. 1907. Бумага, картон, темпера. 47.7×47.7 см.

Не зная подписи, мог бы легко принять этот осенний пейзаж за работу, скажем, Александра Головина! И наглядно видно, как в то время Исаак "искал свой стиль".

Совет ВХУ рекомендовал представить работы Бродского 1907 года в Общество поощрения художеств (ОПХ) на конкурс для присуждения стипендии. И Исаак получил эту, тогда для него вожделенную стипендию! Замечу, что выставляться молодой художник начал с 1904 года, и как и его учитель Репин, отличался "крайней неразборчивостью" в выборе тех или иных художественных объединений. К примеру, кроме ежегодных выставок ИАХ, в 1905 году он экспонировал свои работы на выставке Нового общества художников (НОХ), образованного Кардовскими.

В 1908 году на академический конкурс выпускников ИАХ Исаак представил портрет своей жены, художницы Л.М.Бродской (урождённой Гофман, 1888 - 1962), а также другие портреты и около тридцати пейзажей, в том числе и вот этот тёплый день:

Тёплый день. 1908. Холст, масло. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.
Тёплый день. 1908. Холст, масло. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

Вот что написал побывавший на дипломной выставке в Академии художеств Александр Бенуа: «Искусство Бродского сдержанно до педантизма, его строгость доходит до сухости. Бродский не живописец, а рисовальщик, как говорят теперь, “график”. Его интересует сплетение линий, развитие планов, определённость контуров. И его большая картина “Тёплый день” не что иное, как огромный рисунок почти орнаментального характера, у которого главный интерес заключён в хитросплетениях ветвей, в мозаике всюду рассеянных солнечных бликов, в разнообразии поз и групп...Бродский - настоящий художник».

Вот и стали "с лёгкой руки" Бенуа характеризовать творчество Бродского-пейзажиста "примерно так", выделяя у него «рисуночный» характер пейзажей, выполненных в «ажурном» стиле.

По окончании ИАХ Исаак получил большую золотую медаль, звание художника и право на заграничное пенсионерство «для дальнейшего усовершенствования». Он посетил Германию, Австрию, Францию, Испанию, Англию и Италию, изучая как работы старых мастеров, так и современных европейских художников.

Рисовал он теперь (и на мой взгляд, весьма недурно), к примеру, вот как:

Солнечные пятна. 1910. Холст, масло. 77×127 см.
Солнечные пятна. 1910. Холст, масло. 77×127 см.

В марте 1910 года в Санкт-Петербурге в семье Бродских родилась дочь Лидия (будущая художница, ставшая в 1980 году Народным художником СССР), а Совет ИАХ, после того как Исаак представил на выставке в Петербурге около сотни (!) своих работ, выполненных им в Испании, продлил ему заграничное пенсионерство. Замечу, что к тому времени Бродский уже входил и в Общину художников, и участвовал и в выставках Союза русских художников (СРХ), и Московского общества любителей художеств (МОЛХ), и стал экспонентом Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Какая, спрашивается, разница, где выставляться? - Главное, чтобы картины продавались.

Еврейский мальчик, родившийся в глухой деревеньке в семье мелкого торговца, хотел роскоши и красивой и обеспеченной жизни "на европейский манер", а потому и работал, (как и его учитель Репин), "не покладая рук".

Кстати уж о Репине. Каждую среду в «Пенатах» принимали приезжающих на поезде из Петербурга гостей и кормили их вегетарианским «супом из сена». Кто только его не пробовал, начиная с соседа по Куоккале Корнея Чуковского: и старый друг Репина Василий Поленов, и «буревестник революции» Максим Горький со своей гражданской женой Марией Андреевой, и Василий Розанов с другом Давида Бурлюка футуристом Владимиром Маяковским и так далее. Бывал в «Пенатах» и знакомился с гостями Репина и Бродский, который к тому времени стал уже "всеми узнаваем" своими красивыми (и "красивыми") пейзажами:

Парк осенью. 1910. Холст, масло. 65×87 см.
Парк осенью. 1910. Холст, масло. 65×87 см.

Согласитесь, художественного мастерства ведь не отнять?

Бродский на полгода отправился в Италию, побывав в Риме, Флоренции, Венеции, Неаполе. Перерабатывая всевозможные тогдашние "измы" (кубизм, фовизм, неоимпрессионизм и так далее), Исаак "испытывал потребность" писать только "красиво". За картину «Сказка» Бродский получил премию в 2000 рублей на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств (ОПХ). Существует несколько авторских повторений этой работы. Мне эта сказка кажется "чересчур красивой":

Сказка. 1911. Холст, масло. 103×178 см. Ханты-Мансийск.
Сказка. 1911. Холст, масло. 103×178 см. Ханты-Мансийск.

Деньги за эту картину позволили Бродскому с семьёй теперь поехать за границу уже "за свой счёт". На Капри Максим Горький снял для семьи художника дом на лето 1911 года. Знал бы кто тогда, как в дальнейшем Исааку пригодится "тесное знакомство" с «буревестником революции»! Ну а чем в то время занимались его "друзья молодости"? В том 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где познакомился с Бурлюком и примкнул к кубофутуристам. А вот Бродский принял участие в выставке "поносимого" футуристами «Мира искусства». Как говорится, забыв "все грехи молодости", Исаак "прочно встал на коммерческие рельсы".

На Всемирной выставке в Риме, в которой Бродский принял участие своими красивыми работами, российских футуристов не было. Но справедливости ради нужно сказать, что "кое-чего" у неоимпрессионистов Исаак всё-таки "нахватался". Вот посмотрите, к примеру, на эту его работу, которая на аукционе Sotheby`s в 2009 году "ушла" за 937 тысяч фунтов стерлингов:

Няньки с детьми. 1912. Холст, масло. 87.5×105 см. Sotheby`s 2009. 937 тысяч фунтов стерлингов.
Няньки с детьми. 1912. Холст, масло. 87.5×105 см. Sotheby`s 2009. 937 тысяч фунтов стерлингов.

Но вот ничего «репинского» в работах Бродского как и не было, так и не появилось, хотя он и провёл лето 1912 года в Куоккале. "Горлопаны-футуристы" в том году опубликовали манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором Бурлюк и Маяковский "сотоварищи" призывали «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

Но коммерчески весьма успешный пейзажист Бродский чувствовал себя в то время на "Пароходе Современности" прекрасно, и писал как небольшие работы пастелью:

Псков. Ветлы. 1913. Картон, гуашь, пастель. 21.5 x 31.7 см. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.
Псков. Ветлы. 1913. Картон, гуашь, пастель. 21.5 x 31.7 см. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

так и полотна маслом:

Золотая осень. 1913. Холст, масло 135 х 150 см. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.
Золотая осень. 1913. Холст, масло 135 х 150 см. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

В отличие практически от всех российских художников того времени, но как и его учитель Репин, Исаак Бродский не был «своим» ни в одном художественном объединении. "До кучи" он ещё и стал в 1913 году экспонентом открывшейся в декабре в Москве 42-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), представив на неё картину "соответствующей передвижниками тематики" «Праздник в деревне (Воскресный день)».

Первая мировая война никак не отразилась на "жизни и творчестве" Исаака Бродского. "Политически неблагонадёжному" Маяковскому отказали, когда тот решил записаться добровольцем в царскую армию, ну а не рвущийся к славе и "формальному художественному" признанию, но весьма успешный и раскупаемый Бродский "штамповал" одну красивую картину за другой:

Опавшие листья. 1915. Холст, масло. 98×76 см. ГТГ.
Опавшие листья. 1915. Холст, масло. 98×76 см. ГТГ.

Говорите, что эта работа Бродского напоминает вам картины Станислава Жуковского «Брошенная терраса» и «Осень. Веранда» ещё 1911 года? - Ничего удивительного: будучи страстным охотником и рыболовом, Жуковский много раз выезжал к озёрам Удомля и Молдино в Тверской губернии в компании друзей-художников, среди которых был и Исаак Бродский. Такие «дома в пейзаже» писал тогда же, к примеру, и Сергей Виноградов. Но в отличие от них Бродский, жаждавший обеспеченной жизни, писал свои картины практически исключительно на продажу. С 1915 года он стал выставляться и в Еврейском обществе поощрения художеств (ЕОПХ) - почему бы и нет? :-)

Нисколько не претендуя на объективность, замечу, что и Виноградову, и Жуковскому - в отличие от Бродского - я посвятил отдельные публикации в рубрике «картины для меня». Но вот Исаак Израилевич - в отличие от них - "хорошие деньги" зарабатывал и заказными портретами, коих он тоже написал немало. Портреты он тоже писал "красиво":

Портрет 3.С. Штильман. 1916. Холст, масло. 89 x 83 см. ГРМ.
Портрет 3.С. Штильман. 1916. Холст, масло. 89 x 83 см. ГРМ.

Почему же в этой публикации я пока привёл всего лишь один портрет, да и то никому (в том числе и мне) не известной З.С.Штильман? - Да дело в том, что очень скоро придут иные времена, и Бродский начнёт "штамповать" совсем другие портреты, не чета "прежним".

Предполагаю, что у Исаака Израилевича были все шансы стать успешным и очень богатым "салонным живописцем" - каким, например, был Константин Маковский.

И ещё одно моё предположение: я считаю, что будучи учеником Репина, в мастерской которого изображению обнажённого тела уделялось чрезвычайно много времени, Исаак "не мог не писать" картин в жанре ню. Но мне такие работы Бродского неизвестны. Впрочем, его творчество "не привлекало" меня с самого детства (позже можете узнать, почему именно).

(Преодолев собственную лень, всё же специально "полез" на "аукционные" сайты и нашёл "искомое" у немецкого Hargesheimer Kunstauktionen):

 ISAAK ISRAILEVITCH BRODSKY. Лежащая обнажённая. 1917. Холст, масло. 48 х 57 см. Hargesheimer Kunstauktionen, April 25, 2020.
ISAAK ISRAILEVITCH BRODSKY. Лежащая обнажённая. 1917. Холст, масло. 48 х 57 см. Hargesheimer Kunstauktionen, April 25, 2020.

Других картин жанра ню "у Бродского" я искать не стал.

Так или иначе, но планы художника, как и планы многих других, кардинально изменил "революционный" 1917-й год. Богатых заказчиков вместе с богатством "смело вихрем революции". И в отличие от многих быстро поняв, что "самым надёжным" заказчиком стала власть - неважно какая - Бродский и стал писать "самых видных" представителей этой власти, каким в 1917 году был Александр Керенский:

Портрет А. Ф. Керенского. 1917. Холст, масло.
Портрет А. Ф. Керенского. 1917. Холст, масло.

Но, увы для Бродского, работал он в тот раз напрасно - Временное правительство России было свергнуто большевиками в октябре (ноябре) 1917-го, и портрет Керенского стал невостребованным :-) Но первый опыт написания "фигуры в френче" художнику вскоре ещё как пригодится! :-)

"По старой памяти", Бродский, которого в 1917 году избрали председателем правления Общества художников им. А. И. Куинджи (устали "загибать пальцы", считая художественные объединения, в которых Исаак Израилевич принимал участие?), ещё писал пейзажи:

Новолуние. 1917. Холст, масло. 61 x 81 см.
Новолуние. 1917. Холст, масло. 61 x 81 см.

Но уже в 1919 году "пробил его звёздный час" и он "поймал Бога за бороду"! Дело в том, что "не имевший заслуг перед революционной властью" художник получил "одобрение партии и правительства" вот за эту "эпохальную работу":

Ленин и манифестация. 1919. Холст, масло. 90 х 135 см. ГИМ, Москва.
Ленин и манифестация. 1919. Холст, масло. 90 х 135 см. ГИМ, Москва.

Ставлю "100 к одному", что вряд ли кто из моих читателей сможет сказать "хоть пару слов" о манифестации. Но именно это полотно Бродского положило началу огромного ряда портретов советских Вождей. Именно Исаак Израилевич стал родоначальником как "официозного стиля", так и "канонических изображений" всех "видных советских и партийных деятелей" (даже ставших впоследствии «врагами народа» :-)) Картина Бродского «В.И. Ленин и манифестация» получила главную премию на конкурсе 1919 года на тему «Великая русская революция». Начало было положено!

Конечно, "для души" художник тогда же мог написать и зиму, в которой нынешние искусствоведы находят «брейгелевские мотивы»:

Зима. 1919. Холст, масло. 80,5 х 136 см. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.
Зима. 1919. Холст, масло. 80,5 х 136 см. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

Много позже Бродский утверждал, что «большинство моих пейзажных картин (и все мои зимние пейзажи) написаны по памяти, как свободные художественные композиции»...

Но как зарабатывать деньги, он теперь знал наверняка. И пока "горлопаны" Бурлюк с Маяковским в 1918-1920 годах "гастролировали" с агитационными целями по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку, Исаак Израилевич получил мандат на участие во Втором Конгрессе Коминтерна, открывшемся 19 июля 1920 года в Петрограде. "Сам" нарком просвещения Луначарский в рекомендательном письме Ленину написал так: «Вряд ли кто-нибудь другой сможет передать для истории со всей желательной полнотой и яркостью Вас как лицо, принадлежащее отныне не себе, а человечеству. С точки зрения этической и политической художник Бродский заслуживает полного доверия».

И художник "оправдал" оказанное ему "высокое доверие" (дворец Урицкого может быть вам известен как Таврический дворец):

Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде. 1920- 1924. Холст, масло. 320 × 532 см. ГИМ, Москва.
Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде. 1920- 1924. Холст, масло. 320 × 532 см. ГИМ, Москва.

Его учитель Репин, который не покидая Куоккалы, в 1918 году оказался в Финляндии, "по другую сторону" советско-финской границы, в своё время "прославился", написав громадное (400 × 877 см) "верноподданническое" полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», которое сейчас экспонируется в Русском музее. Но и его ученик Бродский оказался "не плох", нарисовав несколько сотен человек.

Правда, почти половина из них позже была расстреляна, а потому как изображающая «врагов народа» эта картина Бродского долгое время "томилась" в СССР в запасниках Исторического музея. Ну а теперь она там - "на видном месте".

Не забывая про многочисленных Ильичей, Исаак Израилевич писал и тиражировал и другие востребованные картины:

Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1925. Холст, масло. 176,5 х 285 см.
Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1925. Холст, масло. 176,5 х 285 см.

Вот как в 1926 году в своём дневнике старый знакомый Бродского, советский детский писатель Корней Чуковский описал "творческую смерть" художника: «Ах, как пышно он живёт - и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой - которая и служит ему мастерской - некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“... И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи».

Сам Чуковский был самым издаваемым в СССР автором детской литературы. А как же жили некоторые другие персонажи, упомянутые в этой публикации? Вот как: Бурлюк ещё в 1920 году эмигрировал в Японию, а оттуда - в США. В 1923 году эмигрантами стали и Жуковский, и Виноградов. Александр Бенуа покинул СССР в 1926 году. Илья Репин, несмотря на многочисленные уговоры (в том числе и Чуковского, и навестившего его в Финляндии в 1926 году Бродского), в СССР ни разу не приедет, и подарит большую коллекцию картин музею Хельсинки. Ну а Маяковский был назван «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Кем был назван? Как кем? - Новым Вождём:

Портрет Иосифа Сталина. 1927. Холст, масло. 116 х 85 см.
Портрет Иосифа Сталина. 1927. Холст, масло. 116 х 85 см.

Если Ленина Бродский писал "с натуры", то Сталина - по фотографиям. Этот портрет был написан с "исторически знаменитой" фотографии. Первоначально на ней были запечатлены пятеро "партийных соратников". Но Кирова убили в 1934-м, а потом сначала нарком коммунального хозяйства был расстрелян в 1937 году "за участие в троцкистско-зиновьевской антисоветской организации", а годом позже - и нарком почт и телеграфов. И остался Иосиф Виссарионович на "официальной" фотографии один. "Савсэм адын". Как на картине Бродского.

Впрочем, "придворному советскому художнику" приходилось переписывать свои картины не раз. Скажем, не успеет он "неосмотрительно" нарисовать на своей картине "как на фотографии 1920 года" рядом с Лениным Троцкого - как тот уже стал очередным «врагом народа». И пришлось Исааку Израилевичу "заменить" на картине «Ленин на трибуне» Льва Троцкого безымянными репортёрами. Но по словам знавших его людей, "вымарывая" очередных «врагов народа», Бродский никаких "душевных мук" не испытывал. Госзаказ, однако. "Просто бизнес, ничего личного".

Ильичей художник писал много. И на Красной Площади, и на трибуне, и на митинге. Вот, например, как на этом, вновь "пятиметровом" полотне:

Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года. 1929. Холст, масло. 280 × 555 см. ГИМ, Москва.
Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года. 1929. Холст, масло. 280 × 555 см. ГИМ, Москва.

Конечно, авторских копий, повторений и "тиражных" работ ленинианы Бродскому "приходилось" делать очень много. Дело в том, что Исаак Израилевич увлёкся коллекционированием. Вновь приведу запись Чуковского: «Сам Бродский очень мил …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина...»

Но писать всё время фантазии на революционную тематику "даже" Исаак Израилевич не мог, порой всё же он "отводил душу как раньше":

Вид на виллу в парке. 1930. Холст, масло. 89×59 см.
Вид на виллу в парке. 1930. Холст, масло. 89×59 см.

Но душа - душой, а деньги - деньгами. По советским данным, только с 1934-го по 1937 год картина Бродского «Ленин в Смольном» репродуцировалась тиражом более 5 миллионов экземпляров! По воспоминаниям сына художника авторский гонорар за репродукцию картины миллионным тиражом составлял около ста тысяч рублей...Чтобы понять, что это были за деньги, сообщу, что советский представительский лимузин ЗИС-101 (семиместный), выпускавшийся с 1936 года на Заводе имени Сталина, стоил 27 тысяч рублей. Купить его можно было только с разрешения наркома - в свободной продаже он отсутствовал.

Возможно, что моё "неприятие" творчества Бродского началось ещё в "октябрятском детстве". Многочисленные репродукции его картины «Ленин в Смольном» мне "надоели" ещё "со школьной скамьи":

В. И. Ленин в Смольном. 1930. Холст, масло. 190 × 287 см. ГТГ.
В. И. Ленин в Смольном. 1930. Холст, масло. 190 × 287 см. ГТГ.

Впрочем, и "красивости" Бродского тех лет как пейзажиста, о существовании которых я узнал много позже, мне тоже не нравились:

Аллея парка. 1930. Холст, масло.  125×108 см. ГТГ.
Аллея парка. 1930. Холст, масло. 125×108 см. ГТГ.

Писал он в СССР и совсем другие пейзажи, "новые", "современные", социалистические:

Днепрострой. Холст, масло. 129×87 см. Челябинск.
Днепрострой. Холст, масло. 129×87 см. Челябинск.

Умение рисовать "человека в френче", опробованное ещё на Керенском, впоследствии пригодилось Бродскому много-много раз:

Портрет И.В.Сталина. 1933. Холст, масло. 131 х 102 см.
Портрет И.В.Сталина. 1933. Холст, масло. 131 х 102 см.

В 1934 году Исаак Израилевич Бродский стал первым директором Всероссийской Академии художеств. Профессором он был правильным: учил студентов тому, что высший советский жанр - это писать правильные портреты правильных советских вождей. Любители истории легко могут найти и посмотреть на фото под названием «Студенты Академии художеств работают над портретом Сталина для украшения города к 1 мая 1934 года». Догадаетесь, "во сколько человеческих ростов" был тот портрет? Я вот, пока не увидел то фото, не мог себе даже представить...

Ну а "сама" та первомайская демонстрация 1934 года глазами Бродского выглядела вот как:

Первомайская демонстрация на Проспекте 25 Октября. 1934. Холст, масло. 285×200 см. ГТГ.
Первомайская демонстрация на Проспекте 25 Октября. 1934. Холст, масло. 285×200 см. ГТГ.

Не знаете, что это за Проспект 25 Октября? - Возможно, он вам известен под названием Невский.

Ну а Исаак Израилевич Бродский в том 1934 году первым из советских художников получил орден Ленина. "Ни в чём не нуждаясь", жил он рядом с Русским музеем, в здании, построенном по проекту Карла Росси, в котором когда-то был литературно-музыкальный салон графов Вильегорских. И собирал коллекцию. Репин, Серов, Левитан, Коровин, Сомов, Кустодиев, Малявин...Всех не перечесть!

Примером "для собирательства" Бродскому послужил Максим Горький. Страсть к коллекционированию проснулась у великого пролетарского писателя после революции. Коллекционеры «из бывших» вынуждены были после революции обменивать антикварные вещи на еду, в которой у Горького не было никакой нехватки! Ну а Бродский собирал живопись.

Вновь дам слово Чуковскому: «Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка - в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица».

А вот Вождь - в отличие от художника - с годами становился "только краше":

Сталин в Кремле. 1937. Холст, масло.
Сталин в Кремле. 1937. Холст, масло.

За свою жизнь "партийного художника" скончавшийся в 55 лет от лейкемии Бродский написал портреты "чуть ли не всех" советских вождей. Ленин в Смольном, Сталин в Кремле - так кратко, но ёмко можно описать практически всё творчество Бродского после революции. А так список "видных партийных и советских деятелей", чьи портреты Исаак Израилевич написал, весьма длинен: Ворошилов, Горький, Дзержинский, Жданов, Зиновьев, Каганович, Калинин, Киров, Куйбышев, Луначарский, Молотов, Орджоникидзе, Троцкий, Фрунзе...Всех не перечесть!

Его коллекция, в которую входило свыше 200 работ самого Бродского и свыше 500 произведений русских художников XVIII - XX веков, была "третьей" в Ленинграде после Русского музея и Эрмитажа. Третьяковка предлагала за неё Бродскому два миллиона рублей, но художник отказался. Сейчас она составляет основу Музея-квартиры И.И. Бродского в Санкт-Петербурге.

Мне сложно быть беспристрастным к творчеству Исаака Бродского...

#живопись #пейзаж #соцреализм #исаак бродский