Найти тему
Бердчанка

Отчислить из святых, краткая история деканонизации в России

В разное время отношение к религии в России отличалось. Сама православная Церковь пережила расколы, притеснения и откровенные гонения. В ходе всех этих процессов те или иные сподвижники, причисленные к лику святых, были деканонизированы. В истории нашей страны было как минимум 3 масштабных периода активных деканонизаций - во время так называемых "никоновских реформ", во время правления Петра I, и в начале 21 века, когда появилось слишком уж много причисленных к святым жертв репрессий.

История религии в России полна драматизма, и отношение к ней в отдельные эпохи существования государства было разное. Особенно интересным выглядит момент с так называемой деканонизацией святых. Этот процесс означал исключение из лика святых некоторых причисленных ранее религиозных деятелей по тем или иным причинам. В России деканонизация именно как масштабное явление происходила несколько раз.

Первая волна деканонизации началась в 1650-х годах и была связана с далеко неоднозначными реформами патриарха Никона, которые очень серьезно изменили церковные устои, и встретили в народе и у священнослужителей массу несогласия. Фактически, реформы Никона, направленные на подведение «русского» православия к «греческому», тогда раскололи церковь. И хоть эти обновления и встретили повсеместное сопротивление, церковные и светские власти в то время действовали жестко и решительно, насаждая новые обряды, праздники и т.д. Это именно при Никоне каждый человек отныне должен был креститься не двумя перстами, а тремя. Что характерно, именно в эпоху правления патриарха Никона началось и вычеркивание из лика святых некоторых религиозных деятелей.

Так, оттуда убрали Анну Кашинскую, что была канонизирована в 1650 году. Ее мощи «не подходили» для новых церковный властей, так как пальцы святой на правой руке были сложены двуперстно. Тем самым это как бы нарушало новые порядки, и подвижницу решили деканонизировать. Для такой процедуры, ранее невиданной на Руси, была создана целая комиссия, которая и сумела «откопать» в биографии Кашинской, которая умерла еще в 1368 году, много разных неточностей и прочих порочащих святость вещей. Было объявлено, что канонизации она не заслужила, а мощи ее недостойны поклонения, и подвижницу захоронили, забыв на сотни лет. Как святую ее начали почитать лишь в 1909 году. Из-за тех же никоновских реформ процессу деканонизации подвергся и целый ряд других деятелей, причисленных к лику святых.
Вторая волна деканонизации началась при Петре I. У первого российского императора с церковью отношения всегда были не очень простыми, и в 1721 году он учредил такую государственную структуру как Синод. Фактически этот орган был призван заменить патриаршее правление Церковью. Что интересно, подчинялся Синод исключительно светским властям. О том, почему в петровскую эпоху все было организовано именно так – вопрос открытый. Вероятнее всего, царь взял многие идеи управления церковью в Европе. Например, церковный устав (Духовный регламент) был очень похож на церковный устав соперника Петра I – короля Швеции Карла XII.

Петровские церковные реформы также сильно изменили церковь в России. Среди многих изменений было то, что светские власти принялись очищать церковь от всего лишнего, а лишним было невежество, предрассудки, суеверия и прочие подобные вещи. На волне этого очищения был проведен процесс деканонизации, который вновь «отчислил» из лика святых целых ряд религиозных деятелей прошлого. Примечательно, что этот процесс долгое время активно продолжался и после смерти Петра Алексеевича, уже при других правителях России.
19 век для церкви в России был относительно тихим и спокойным. К лику святых причислялись люди, хоть и не так быстро и не в таких количествах, как ранее, а вот деканонизаций практически не было. Но вот 20 век стал настоящим потрясением – с приходом советской власти на церковь и ее представителей начались гонения, многих священнослужителей расстреляли.

В 90-е годы церковь начала возрождаться. Все это привело к тому, что появился такой термин, как «новомученики» – то есть клирики и верующие миряне, пострадавшие от репрессий при СССР. Многих из этих них канонизировали, но в 2013 году, некоторых новомучеников убрали из списка святых. Андрей Кураев предположил, что церковь могла более внимательно изучить материалы их дел и найти там что-то неподобающее для святых.

Интересно, что для причисления человека к лику святых в церкви есть четко определенные правила и критерии, а вот для деканонизации таких явных и строгих указаний нет.